Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Развитие у ребенка навыков и умений

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

  •  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Поэтому так важно уделять внимание развитию общей и мелкой моторики малыша, начиная с самого раннего детства.

    Условно двигательные умения и навыки можно разделить на две группы:

    •  движения и действия, совершаемые всем телом: умение ходить и бегать, спускаться и подниматься по ступенькам, лазать по лестнице, канату, кататься на велосипеде, роликах, коньках, плавать, кувыркаться, лазать по деревьям и упражняться на турниках, играть с мячом и др.;
    • движения и действия, совершаемые руками: умение использовать различные инструменты – нож, ложку и вилку, ножницы, иголку, молоток, отвертку и плоскогубцы, карандаш, ручку и кисть; умение шить и вязать; одеваться и раздеваться; завязывать шнурки и застегивать пуговицы, кнопки; стирать, готовить еду, гладить и складывать одежду; печатать и др.

    Обе группы навыков невероятно важны в жизни любого человека. Общие двигательные навыки (движения всего тела) формируют моторную ловкость, быстроту, выносливость, помогают лучше реагировать на изменения условий окружающей жизни. Действия, которые мы выполняем руками – самые разнообразные. Навыки ручных действий весьма полезны (умение резать, шить и пр.), а часто просто необходимы в жизни современного человека (умение писать).

    Более сложные специфические навыки часто являются необходимой частью профессиональных умений (многие рабочие специальности подразумевают использование специфических инструментов и особых умений – например, изготовление ключей, ремонт обуви, обработка дерева и пр.).

    Большинство из этих навыков (за исключением профессиональных) формируются в детстве, а затем используются каждым из нас на протяжении последующей жизни. Мы даже перестаем замечать их, потому что они выполняются автоматически, мы воспринимаем эти умения как должное.

    Каков же физиологический механизм формирования двигательных навыков?

     При формировании навыков и умений в коре головного мозга формируются связи между нейронами. При многократном повторении определенного действия или серии действий эти связи становятся устойчивыми. Поэтому в дальнейшем в случае, когда мы пользуемся навыком, нервные сигналы между нейронами мозга движутся «по накатанной колее», что значительно ускоряет и упрощает процесс выполнения привычного действия.

    Кроме того, развитие многих умений – шить, вязать, выполнять поделки из различных материалов – учит планировать действия, искать оптимальный путь выполнения практической задачи, находить и исправлять ошибки, что в значительной степени влияет на развитие мышления ребенка.

    Время формирования используемых в повседневной жизни двигательных навыков – раннее, дошкольное и младшее школьное детство. Психологи называют этот возраст «чувствительным» к формированию определенных знаний, умений, навыков.  Именно в этот период развития ребенка мозг гибок и пластичен, формирование навыков происходит наиболее быстро и просто. Чем старше становится человек, тем меньше возможностей для формирования многих навыков – они формируются труднее, дольше.

    В наше время почему-то мало говорят о важности формирования умений и навыков у малышей.

    Больший упор делается на знания – сейчас модно уже в раннем возрасте развивать логическое мышление, учить читать, заниматься иностранными языками. А пользоваться ложкой, мыть посуду, шить, ухаживать за собой и другие навыки, так необходимые в быту и в жизни, воспринимаются как нечто простое, что само собой разумеется.

    Однако эти навыки невероятно важны для всей последующей жизни, и, несмотря на то, что в детстве они формируются наиболее легко и быстро, часто требуют особого внимания и специальной работы. В противном случае родители могут вдруг обнаружить, что их подросший ребенок, который рано научился читать, рисовать, решать задачки, в то же время не умеет перелезть через забор, играть в футбол, аккуратно сложить свою одежду или приготовить себе бутерброд.

    Неужели кому-то хочется, чтобы их ребенок был беспомощен в быту и повседневной жизни? И правомерно ли в угоду модным течениям лишать ребенка многих детских забав, которые некоторым могут показаться пустым времяпрепровождением – бегать по улице, лазить по деревьям и заборам, играть в подвижные игры с детьми во дворе?

    На занятиях с ребенком советуем обращать больше внимания развитию практических умений и навыков (особенно ручных действий). Это не только укрепит руки и пальцы, сделает их более гибкими и умелыми, но и окажет благотворное влияние на развитие речи, мышления, поможет стать более самостоятельным и уверенным в себе. Такую работу надо начинать в раннем возрасте (1-3) и продолжать в дошкольном (3–7) и младшем школьном возрасте (7–10).

     

    Автор статьи: Елена Янушко

     

  • 4881
    Комментарии (3)
    kargas333
    11 ноября 2011
    Спасибо. Очень интересно. :-*
    ответить
    lorik60
    29 октября 2011
    очень поучительная статья. Спасибо:-)
    ответить
    mama-logoped
    27 октября 2011
    Спасибо за статью.Мы  сталкивались с такой проблемой с сыном,   Я только так и не поняла: лень это или несформированность умений и навыков?:lol:
    ответить
    Почитать ещё