Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Игры c игрушками детей первого года жизни

Игры и игрушки воспитывают положительные качества личности, помогают усваивать контакт с людьми, развивают познавательные способности (восприятие, представления, внимание, память, мышление, воображение, речь) и служат средством познания окружающего мира....

Игры и игрушки воспитывают положительные качества личности, помогают усваивать контакт с людьми, развивают познавательные способности (восприятие, представления, внимание, память, мышление, воображение, речь) и служат средством познания окружающего мира.

Способность к восприятию и познанию заложена у ребенка с самого рождения. Он может видеть, слышать и чувствовать, а, следовательно, реагировать на различные звуки, человеческое лицо и яркие или двигающиеся предметы. Чтобы ребенок полноценно развивался и был активен – с самых первых дней окружите его вниманием, заботой и любовью.

Постепенно малыш будет становиться любознательнее и подвижнее и тут уже одними ласковыми словами и поцелуями не обойтись. Малыш начнет испытывать потребность в разнообразных зрительных, слуховых, осязательных и обонятельных впечатлениях. Организовывайте младенцу развивающую среду с помощью игр и игрушек, дающих представления о цвете, форме, структуре предметов, создавайте ему условия для совершенствования различных действий с игрушками и предметами быта, и др.

В первые месяцы кроха живет в собственном мире и задача взрослых – ввести его в мир окружающих объектов. Показывайте ребенку игрушки, «оживляйте» и озвучивайте их, привлекая к ним его внимание. Благодаря вашему живому участию, малыш начнет тянуться к игрушкам, сначала непроизвольно, а затем всё осмысленнее и осмысленнее.

Трехмесячный малыш будет настойчиво требовать от взрослых совместных игр с предметами и получать от этого огромное удовольствие. Поначалу его действия будут примитивны и однообразны, но постепенно благодаря интенсивному развитию хватательных движений и желанию исследовать окружающий мир - манипулятивные действия с игрушками и предметами будут совершенствоваться.

В первый год жизни дети быстро меняются. На каждом этапе развития ребенку нужны определенные стимулы, поэтому старайтесь подбирать своему малышу игрушки в соответствии с его возрастом. Игрушки, предназначенные для более старших детей, могут быть опасны для младенцев из-за наличия в них мелких деталей или острых углов. И наоборот, игрушки, которые уже «малы» подросшему малышу, быстро ему надоедают и тормозят развитие.

 

В первый месяц жизни у ребенка отсутствуют целенаправленные, координированные действия. Все движения новорожденного, в том числе и движения рук, носят непреднамеренный, хаотичный характер. Кисти новорожденного сжаты в кулачки, но обладают врожденным рефлексом – схватыванием. Если прикоснуться к ладони малыша игрушкой – он крепко зажмет её в кулаке. Одной из первых и самых привлекательных «игрушек» для малыша является мамино лицо и мамины руки. Поэтому в играх с ребенком можно использовать и игрушки с отчетливыми крупными «лицами»: куклу, неваляшку, колобка и т.п. Затем наступает очередь погремушек с удобными ручками для удерживания и однотонных ярких игрушек разных форм для развития слухового и зрительного восприятия.

 

В 2 месяца дети начинают фиксировать взгляд на неподвижных игрушках и следить за передвигающимися предметами. И это занятие вызывает у них наибольший интерес. Малыш 2-3 секунды удерживает вложенную ему в руки игрушку, а затем роняет. Двигая руками, сжатыми в кулачки, и натыкаясь на игрушки, малыш пытается притянуть их к себе и взять в рот.

 

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки, сжимает и разжимает пальцы. Может около 10 секунд удерживать вложенную ему в руку погремушку. Кроха рассматривает свои руки и захватывает одну руку другой. Одновременно со зрительным сосредоточением совершенствуется координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить различные предметы, притянуть к себе, потрогать, ощупать, потрясти или постучать кулачком по подвешенным перед ним погремушкам. Таким образом, кроха накапливает новую информацию об окружающем мире, постигает свойства предметов (их форму, тяжесть, положение в пространстве, издаваемое звучание); насыщается тактильным разнообразием, укрепляет мелкие мышцы пальцев.

 

С 4х месяцев – начинается период «хватания»: малыш уже осознанно протягивает руки к интересующим его предметам, раскрывает пальцы, схватывает игрушку, удерживает, ощупывает, рассматривает, тянет в рот. Может оттолкнуть игрушку, а затем снова притянуть её к себе. Если показать малышу другую игрушку, он отпустит ту игрушку, которая у него в руках и потянется к новой. Малыш уже начинает понимать скрытые возможности предметов: например, если бить по подвешенной над ним гирлянде игрушек – появляется звук. Действия ребенка становятся осмысленнее и целенаправленнее. Большую часть времени кисти рук раскрыты.

 

Пятимесячный малыш практически всё свободное время занимается игрушками. Его руки постоянно чем-то заняты. Малыш четко протягивает руку к увиденному предмету, начинает брать игрушки из рук взрослого. Подолгу рассматривает «трофей», а затем кладет его в рот. Именно с помощью языка и губ малыш получает наиболее полное представление о свойствах игрушки, поэтому ни в коем случае нельзя ограничивать малыша в этом занятии – ведь его пальцы еще не достаточно ловки, чтобы собрать об игрушке всю необходимую информацию. К тому же в этот период начинается прорезывание зубов – и малышу просто необходим массаж десен. Обеспечьте своего кроху предметами для жевания – резиновыми и пластиковыми кольцами и специальными прорезывателями для зубов.

 

К началу 6 месяца ребенок уже научился управлять движениями руки: он быстро и точно протягивает руку, хватает какой-либо предмет, рассматривать его, играет с ним, размахивает, трясет, стучит, отбрасывает и снова тянется за ним. Причем может длительное время удерживать в каждой руке по предмету или перекладывать из одной руки в другую. Пальцы малыша стали более подвижны и гибки, и он без труда может взять мелкие предметы. В этот период малыш становится очень любознательным - предлагайте ему для изучения новые игрушки, показывайте, как с ними действовать. Очень важно не подавлять инициативу ребенка – и предоставлять ему возможность самому выбирать понравившиеся игрушки и самостоятельно в них играть.

 

Со второго полугодия благодаря совместным играм с взрослыми у детей происходит дальнейшее совершенствование хватания и усложнение манипуляций с предметами. Малыш уже может брать предметы в две руки, переворачивать их, разглядывать с разных сторон, ощупывать, трогать пальчиком детали. Зрение и мелкая моторика совершенствуется, кроха начинает подмечать мелкие детали и пытается их ухватить. Малыша начинает интересовать результат манипуляций с игрушками: если ударить кубиком по столу – послышится ли звук, если уронить ложку на пол – то она она падет и раздастся звон? и т.д.

 

В восемь месяцев малыш активно подражает действиям взрослого и действует совместно с ними: стучит ложкой об стол, катает с мамой мяч, подает кубики и т.д. Учится манипулировать с двумя предметами одновременно: берет их двумя руками, стучит игрушками друг об друга, разбирает предмет на части, ищет один предмет внутри другого, бросает одну игрушку, чтобы взять другую. Малыш начинает понимать, что может влиять на окружающие предметы и вовсю старается научиться управлять своими движениями: открывать и закрывать крышки кастрюлек, вынимать мелкие предметы из миски, снимать со стрежня кольца пирамидки, открывать матрешку, извлекать из игрушек звук (нажимать на соответствующие кнопки, сжимать в руках пищащие игрушки и т.д.). У малыша появляется способность возвращаться к прерванному занятию. Если вы ненадолго отвлекли кроху от его занятия, например, выкладывания предметов из коробки – он может вернуться к прерванному занятию и продолжить вынимать предметы.
На девятом месяце, и даже раньше малыш постигает, что предметы, исчезнувшие из поля его зрения, не перестали существовать, а потому с интересом ищет спрятанные предметы.

 

Девятимесячный малыш уже понимает, что с каждой игрушкой – нужно играть по своему и его действия становятся целенаправленными: мяч – нужно катать, книжку – листать, матрешку – открывать, из чашки – пить и т.д. Но в то же время дети начинают опробовать на различных предметах разученные действия. Так, если ребенок научился стучать кубиками друг о друга, он пытается стучать и палочками, и мячиками и др. Или пытается катать кубики, так же, как он катает мячик.

 

В 10 месяцев малыш уже понимает просьбы взрослого и выполняет их: ставит кубик на кубик, вынимает и вставляет вкладыши, катает мячик, собирает пирамидку и т.д. Малыш стремиться к достижению своей цели: если что-то мешает ему вести машинку – может убрать преграду, если не получается достать закатившийся под диван мячик – малыш может прибегнуть к помощи палки. В это время дети начинают узнавать предметы, различать их формы независимо от расстояния до них и расположения в пространстве. У малыша может появиться любимая игрушка – плюшевый зайчик, машинка и т.п. А вообще одно из любимых занятий в этом возрасте – опустошение емкостей и прятки с предметами и людьми.

 

Одиннадцатимесячный малыш уже имеет представление о том, как должны выглядеть предметы. Поэтому, если вы дадите малышу чашку вверх дном – он её тут же перевернет обратно. Или если мама изменит прическу – кроха тут же это заметит. На 11м месяце малыша начинают интересовать «наполняемость» предметов: он будет ковыряться в дырочках, заполнять банку шариками, накладывать игрушки в кузов машины и т.д. У ребенка складывается зрительное восприятие формы и величины. Об этом можно судить по изменению положения пальцев в тот момент, когда ребенок еще тянется рукой к предмету.

 

На 12 месяце у детей появляются первые игровые действия с сюжетами: они кормят и укладывают кукол спать, нагружают и разгружают машину с кубиками, «лечат» маму, показывают, как летает игрушечный самолет и т.д. Дети становятся очень любознательными – они хотят узнать «суть» предметов. Поэтому вы можете застать своего чада за различными экспериментами: размазыванием каши по столу, разбрызгиванием содержимого из поильника, окунанием пальчика в тарелку с супом, смешивание соли и сахара в папином чае и т.д.

Удовлетворяйте познавательную активность ребенка и предлагайте ему игрушки, требующие разнообразных действий: вкладыши, юлы, конструкторы, лабиринты с изогнутыми проволоками, по которым можно передвигать нанизанные фигуры, детское пианино, интерактивные игрушки и т.д.

Как помочь малышу освоиться в мире игрушек


•    Предлагайте малышу игры и упражнения с различными предметами в период его бодрствования, помогайте дотянуться до заинтересовавших малыша игрушек, потрогать их ручкой. Озвучивайте свои действия.
•    Меняйте игрушки по мере угасания к ним интереса у ребенка.
• Поощряйте сенсорный опыт малыша – подбирайте игрушки различных форм, объемов, цветов и текстур: гладкие, шероховатые, звенящие, хрустящие, твердые и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие, красные и синие и т.д.
•  Предлагайте малышу для игр не только дорогие покупные игрушки, но и просто предметы домашнего обихода (миски, кастрюли, деревянные ложки, старый телефонный аппарат, шнурки и т.п.) и самодельные игрушки из экологически безопасных материалов (мешочки, заполненные различными крупами, пластиковые бутылки с горохом и т.д.).
•    В первом полугодии достаточно предлагать малышу за раз 2-3 игрушки, после полугода количество игрушек значительно расширяется.
•  Поощряйте познавательную активность ребенка. Давайте ему ощупывать, трогать и тянуть в рот игрушки. Показывайте крохе разнообразные действия с предметами, побуждайте действовать вместе с вами, подражая вам.
•  Предоставьте малышу возможность играть перед зеркалом. Малыш будет знакомиться со своим отражением и самоидентифицировать себя.
•  Не забывайте о развитии двигательной активности ребенка. С помощью привлекательных игрушек побуждайте малыша к плаванию, переворачиваниям, ползанью и ходьбе.
Помните, что любая познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяется участием взрослого. Поощряйте малыша за его достижения и радуйтесь вместе с ним его успехам.

Что нужно знать о развитии движениях рук ребенка и первых действий с предметами и игрушками


1 мес.   

 

Изолированные хаотические движения рук.

Рефлекторно захватывает предмет: зажимает предмет, который касается его ладони или пальцев.   

 

2 мес.   

 

Сжимает и разжимает пальцы, когда в руку попадают «податливые» предметы (бумага, ткань, вата).

Смотрит на движения своей руки.

Приближает руки ко рту, сосет пальцы.

Приближает руки к глазу или носу.   


3 мес.   

 

Случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящие над грудью.

Тянется к увиденному предмету одной или двумя руками, кисти раскрыты.

Сводит руки к средней линии, тянет их вверх, смотрит на них, играет ими.

Фиксирует свою руку, захватывает руку, ощупывает свою руку другой рукой.   

 

4 мес.   

 

Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.

Захват примитивный. Большой палец не участвует.

Трясет погремушкой, вложенной в руку.

Сводит руки вместе.   


5 мес.   

 

Четко берет игрушку из рук взрослого.

Удерживает в руке игрушку ладонным захватом. Пальцы сверху предмета, большой палец приведен.

Тянет в рот предмет, машет руками.

Перекладывает игрушку из руки в руку.   


6 мес.   

 

Свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими.

Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

Радиальный ладонный захват игрушек. Пальцы и противопоставленный большой палец находится на противоположных сторонах предмета.   


7 мес.   

 

Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее.

Захват игрушек верхней третью пальцев рук. Кисть находится на одной линии с рукой     

 

8 мес.   

 

Игрушками занимается долго, разнообразно действует ими.

Подражает действиям взрослого (толкает, стучит, вынимает).

Захватывает игрушки двумя пальцами (большим и указательным)   

 

9 мес.   

 

С предметами действует в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит, нажимает).

Нижний «пинцетный» захват мелких предметов большим пальцем – указательный жест и другими двумя пальцами   

 

10 мес.   

 

Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.

Захват тремя пальцами (большим и двумя пальцами)   

 

11 мес.   

 

Новые разученные действия выполняет по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и надевает кольца на стержень).

Хороший «пинцетный» захват. Между кончиками пальцев или подушечками пальцев.   

 

12 мес.  

 

Самостоятельно выполняет разученные действия (катает, водит, кормит).

Переносит действия с одним предметом на другой (баюкает, открывает матрешку, коробочку).

Начинает играть в сюжетные игры   

 

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 

Игры с игрушками (0-6 месяцев)
Игры с игрушками (7-12 месяцев)

Автор: Дарья Колдина

 

12081
Комментарии (8)
Елена
02 марта 2011
Сейчас мы больше всего любим смотреть как всё падает... и кидать всё на пол...:lol:
ответить
еще 1 ответ
Нина
02 марта 2011
Дарья, спасибо. Очень познавательно
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё