Впервые по-настоящему проблема запретов и наказаний возникает, когда малыш начинает делать первые шаги. Или даже чуть раньше, когда он начинает ползать. Первые «нельзя» неразрывно связаны с первыми проблесками самостоятельности маленького человечка. Обойтись без них невозможно, прежде всего для того, чтобы обеспечить физическую безопасность ребенка.
Главное – не перестараться. К сожалению, очень часто «нельзя» становится самым любимым словом родителей, и ребенок приобретает первый горький опыт наказания за свою активность. И это – возможный источник многих проблем в дальнейшем.
Помните, что ребенку совершенно необходимо, чтобы Вы объясняли ему, в чем именно состоит опасность, пусть и на несколько примитивном уровне, но так, чтобы малышу было понятно: «Не надо брать нож! Осторожно, острый! Будет больно – бо-бо!». Такие предупреждения об опасности должны сопровождаться соответствующей мимикой и интонацией – чтобы ребенок лучше понял, что Вы обеспокоены всерьез, что это не шутка и не игра, что нужно прислушаться к запрету и запомнить его.
А еще малышу совершенно необходимо, чтобы по мере приобретения им новых навыков близкие предоставляли ему больше свободы, уменьшая количество запретов. Часто это оказывается намного сложнее, чем сделать что-то за ребенка или постоянно контролировать его деятельность. Но если Вы хотите воспитать самостоятельного, активного и творческого человека, других вариантов нет.
Автор статьи: Елена Янушко