Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Профилактические и лечебно-психологические сказки

Профилактические сказки вооружают детей социальными умениями, знакомят детей с правилами жизни, способами общения с другими людьми и с возможными схемами поведения в различных ситуациях....

Профилактические сказки вооружают детей социальными умениями, знакомят детей с правилами жизни, способами общения с другими людьми и с возможными схемами поведения в различных ситуациях. Воспитание характера сказкой научит малыша разбираться в своих ощущениях, разнообразит палитру его эмоций и избавит от множества капризов! Рассказывайте ребёнку сказки! 

Лечебно-психологические сказки незаметно воздействуют на ребенка и помогают ему разобраться в своих ощущениях и решить многие психологические проблемы или выбрать возможные варианты выхода из тупиковых ситуаций.  

 

Создавая терапевтическую  сказку, нужно исходить из проблемы своего ребенка: 

  1. Трудности в общении: необщительность, замкнутость  ребенка, обидчивость и т.п.
  2. Проблемы в поведении: агрессивность, жестокость, грубость, лживость и т.п.
  3. Эмоциональные и личностные проблемы: плохое настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность, неуверенность ребенка в себе, излишняя скромность и т.п.
  4. Проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д..
  5. Неврологические проблемы: нервозность, тики, повышенная утомляемость, плохой сон и т.д.

 

Зная проблему своего ребенка, вы можете использовать готовые психотерапевтические сказки или сами их сочинять для своего ребенка, используя следующую последовательность:

Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру). Для детей 3-4 лет героем может быть игрушка, маленькие человечки, животные. В 5-6 лет – принцессы и принцы, феи и волшебники.

Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.

Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.

Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.

Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.

Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.

Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.

 
 

Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова  – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться.

Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем  мне». Бросился ёжик волку под  ноги и свернулся клубочком.  Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у".

Вот каким  ёжик смелым оказался!

 
 

Мальчик  Гоша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным  светом. Но все равно, каждую  ночь, когда Гоша ложился спать, они появлялись в его комнате. Гоша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Гоша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила  к себе.

Однажды Гоше на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Гоша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и  стал ждать. Вскоре появилось привидение, Гоша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков. 

Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился  Гоша. «Конечно нет», - засмеялась  мама.

С тех пор к Гоше никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет! 

 
 
 

Одна девушка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девушки разные лесные звери и птицы. Сова сказала: «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал: «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала: «Не плачь, я очень юркая  – в каждую дырочку загляну  и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с  места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они  разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девушке.  

 
 

В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!

 

Будем рады, если вы дополните статью, и мы совместными усилиями создадим некую базу терапевтических  сказок

 
 
 
 
 Автор статьи: Дарья Колдина
 
Другие статьи на эту тему:
 
16147
Комментарии (12)
Анастасия
30 апреля 2010
Спасибо, полезная статья...мне как раз надо сейчас воспользоваться, хотя нечто подобное я сочинила, но не все нюансы учла...
ответить
еще 1 ответ
Варя
30 апреля 2010
Когда у меня родился второй сын, старший естественно ревновал. И я для него придумала такой рассказик: Жил у хозяев кот. Хозяева очень его любили, но решили завести еще и щенка. Кот сразу невзлюбил щенка. Толкал его, бил, обижал, прогонял от своей миски. Но щенок никогда не обижался, а всё прощал коту. Но от этого кот еще больше злился и еще больше обижал щенка.

Однажды во дворе за котом погналась большая собака, кот запрыгнул на дерево, а собака осталась ждать под деревом, когда кот слезет. Так прошло пол дня, кот уже устал, а собака всё не уходила. В это время во двор вышел щенок, он увидел кота на дереве и собаку под деревом и сразу всё понял. Хотя он и был очень маленький, но бесстрашно бросился на собаку, громко тявкая. Собака одним ударом лапы отбросила щенка, но щенок не сдавался и яростно бросался на собаку. Кот с дерева крикнул щенку, чтобы тот позвал хозяев. Щенок привел хозяев, те прогнали собаку и спасли кота. С тех пор кот понял, что щенок - это его лучший друг, а хозяева одинаково любят и щенка и его - кота
ответить
еще 1 ответ
Анна
28 апреля 2010
Даша,спасибо огромное!мы как раз начали такие постановочные сказки с ребенком делать!Вы-мысли мои читаете)))
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё