Воспитание сострадания и отзывчивости



Вам, наверное, приходилось когда-нибудь видеть подобные сценки?

Малыш весело топает по дорожке. Видно, что он совсем недавно научился ходить. Вдруг что-то привлекло его внимание. Он присаживается на корточки и разглядывает маленьких букашек. «Это муравьи!» - поясняет мама. Малыш хватает первого муравья и сжимает его между пальчиками.

Муравьишка «ломается». Малыш отбрасывает его и ловит второго, потом третьего, четвертого… Мама с умилением наблюдает за ловкостью своего чада…

Или, допустим, дедушка устал и прилег отдохнуть. Тут прибегают внучата и с визгом начинают прыгать по кровати, тормошить дедушку и требовать, чтобы он почитал им книжку. А какова реакция самого дедушки и других присутствующих взрослых? Чаще всего, опять умиление! И вот пожилой человек, кряхтя и пересиливая усталость, начинает развлекать своих любимцев.

А ведь всё идёт из детства. Очень часто родителям кажется, что пока их ребенок еще мал, с ним рано говорить о чём-либо серьезном. «Успеется еще, пусть порадуется, зачем зря травмировать», - думают они. (А впоследствии кто-то из этих родителей горько недоумевает: «Почему наш ребенок думает только о себе, равнодушен и груб? Почему мы вкладываем в него всю душу, а он растет таким бесчувственным!»).

Что же упускают эти мамы и папы? Своим бездействием они подрывают первые зачатки эмоциональной чувствительности, отзывчивости и чувства сострадания.

А между тем, эти качества необходимы не только окружающим, но и самому ребенку. Так как человек, выросший эмоционально глухим, менее счастлив, чем человек с развитым «эмоциональным слухом». Ведь у такого человека меньше радостей в жизни, потому что он умеет радоваться только за себя, и, в силу своей «эмоциональной глухоты» чаще оказывается в ситуациях взаимной обиды и непонимания.

Тогда как отзывчивый человек, умеющий сострадать, сопереживать и сочувствовать другим, получает радость от глубокого, задушевного общения с людьми и от их удач и побед. Он, как правило, открыт и доброжелателен, с ним приятно общаться, у него есть настоящие друзья, он легче находит выход из конфликтных ситуаций, да и попадает в них реже.  И все эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.

У психологов есть такой термин - «эмпатия», который обозначает способность к сопереживанию и умению ставить себя на место другого человека или животного.

Следовательно, эмпатия очень важна для воспитания тех качеств в человеке,  о которых мы говорили. От уровня развития эмпатии зависит взаимодействие человека с окружающим миром, адекватная оценка самого себя и своих действий, а значит, его успешность и возможность быть счастливым. 

Эмпатия – это врожденная способность, которая в первую очередь зависит от темперамента и других индивидуальных особенностей ребенка: одни дети эмоциональны, открыты, общительны, им интересны люди, другие – сосредоточены на своём внутреннем мире, малообщительны или поверхностны в своих чувствах и эмоциях. Во вторую очередь, способность к эмпатии зависит от общения, воспитания и обстановки, в которой растет ребенок. И вот тут уже в наших силах помочь ребенку развить «эмоциональный интеллект».

Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов. Это важно учитывать при воспитании ребенка. Мы постараемся описать каждый этап развития эмпатии и выше перечисленных качеств не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения родительской педагогики.

Первый этап -  «эмоциональное заражение». Это качество человека закладывается на первом году жизни. Тут важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь  или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.

Второй этап - «чувство сострадания», которое формируется на втором году жизни.  В этот период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои, например, может заплакать, когда плачет другой ребенок, или начать смеяться, когда смеются его родители. По показу и просьбе взрослого ребенок может пожалеть (погладить) маму, другого ребенка, кошку. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

Третий этап - «способность понимать других» развивается на 3 - 4 году жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое Я. При этом, он начинает понимать, что  и у других людей есть свои чувства и желания. Оказывается, не только «я хочу кушать, но и мама тоже»; не только «я злюсь, но и мама тоже». Итак, малыш начинает «слышать» других, он может иногда проявлять сочувствие и желание придти на помощь, особенно к близким людям (мама устала – подает ей книгу, «укрывает» одеялом). Но пока, в силу своего возраста, ребенок очень эгоцентричен, его собственные чувства всепоглощающи, и он целиком захвачен ими.  Поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен  игнорировать чувства и желания других людей.

Четвертый этап - «сочувствие и отзывчивость» формируется у детей 4-6 лет. Теперь уже ребенок умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков. Проявляет стремление к содействию, правда, пока еще ребенок не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

Пятый этап  - «сорадование» (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм (бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)» формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно и у него полностью сформировалось своё «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие.

Альтруизм - это высшая нравственная форма отзывчивости. Помните, как в феврале 2004 года обвалилась крыша аквапарка? И девочка Саша Ершова со сломанной рукой и сотрясением мозга больше часа держала на руках 3-ех летнюю малышку, хотя сама прекрасно плавала и могла спокойно поднырнуть под завалы плит и выбраться.

Что заставляло эту восьмилетнюю девочку при таких страшных обстоятельствах подумать не только о своем спасении. Скорее всего, она об этом даже не задумывалась, а действовала так, как подсказывало сердце.

А вот как объясняет свой поступок другая девочка – тринадцатилетняя Оля Козлова, которая спасла из горящего дома двух маленьких детей: «Откуда-то изнутри дома послышались детские крики. Больше я ни о чём не думала. Только хотела во что бы то ни стало им помочь».

Для развития у ребенка чувства сострадания, жалости, ответственности, желания прийти на помощь и где-то сознательно принести в жертву свои личные интересы ради достойной цели, можно предложить следующие задачи и пути их решения, исходя из тех этапов, которые были описаны выше.

 

1. Эмоциональное развитие ребенка


 Проявление сострадания и участия по отношению к ребенку и другим людям со стороны самих родителей: «Тебе больно, давай пожалею», «Бабушка спит, не будем шуметь», «Маме тяжело, поможем ей» и т.д.


- Игры на сближение родителей и ребенка.


- Знакомство ребенка с миром природы.


- Проговаривание своих чувств и чувств ребенка.


- Узнавание, различение и повторение звуковых интонаций: плач, смех, крик, стон и т.д. в игре. 


- Узнавание и различение эмоций на картинках в книжках.


- Продолжи: «Я радуюсь (грущу, боюсь, …), когда...

 

2. Развитие способности чувствовать других


- Перевоплощения: изобрази трусливого зайчика, изобрази смелого льва, изобрази плачущего малыша, изобрази злую собаку и т.д.


- Ролевые, творческие, сюжетные игры, игры - драматизации.


- Выразительное и эмоциональное чтение или рассказывание сказок и историй.


- Обсуждение сказок, рассказов, жизненных ситуаций, иллюстраций с проговариванием того, что чувствуют главные персонажи, сопереживание им, одобрение или неодобрение их поступков.
 

3. Понятия «добро» и «зло»


- Различение добра и зла (на сказках, рассказах, жизненных примерах и т.д.)


- Формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.


- Решение нравственных вопросов. В процессе воспитания обсуждайте с малышом, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т.д.


- Воспитание трудолюбия и вежливости.

 

4. Воспитание в ребенке активной жизненной позиции


- Побуждение ребенка к проявлению сочувствия, сопереживания и помощи по отношению к тем, кто в ней нуждается: «Малыш плачет, давай, его пожалеем!», «Давай, сделаем кормушку для птиц!», «Дети дерутся, нужно их разнять» и т.д.
 

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».


Автор: Дарья Колдина

 


Материал к занятию:
Теги: воспитание  /  здоровье  /  разное  / 


0
03.05.2011 19:36:01
Дарья, спасибо! Хорошая статья. заставляющая о многом задуматься:-)
Ссылка 0
0
03.05.2011 20:01:03
diana, спасибо
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 11:02:04
Как кстати Ваша статья! Спасибо большое!
У нас произошёл случай с дочкой. Она обожает всех букашечек ,зверюшек, птичек и пр. живность и никогда их не обижает. Недавно гуляли в парке , дочь увидела божью коровку и стала за ней наблюдать.Подбежала девочка чуть помладше и пыталась раздавить её ногой. Что с дочкой началось!Я её никогда такой не видела!!она бросилась на эту девочку с криками и слезами, стала её отталкивать и кричать : не трогай её! не дави! Девочка в итоге упала, а божья коровка была спасена. Я была в растерянности, но благо мама девочки всё поняла и не обиделась. Я конечно извинилась. Скажите пожалуйста ,что за реакция такая у дочки и главное, что мне ей говорить? она никогда детей не обижала раньше...Это же я её учила, что не надо животных обижать....да и детей тоже...Как тут быть?:-? (дочке три с половиной)
Ссылка 0
0
04.05.2011 14:36:46
marmeladka, мне понравился поступок вашейц дочки :-). Мне кажется, что у неё как раз всё в порядке и с эмоциональной сферой, и с состраданием, и с отзывчивостью... То, что она так бурно прореагировала - вполне объяснимо: поступок другой девочки её "шокировал" и действовала она в состоянии "аффекта" :-)
Так что наоборот, после успокоения дочки (например, по приходу домой) можно было бы сказать: "Ты хорошо сделала, что защитила божью коровку. Правда девочка немного испугалась твоего натиска". Послушайте, что вам ответит дочка и постарайтесь подвести к мысли, что в следующий раз нужно действовать словами.
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 15:05:47
koldina, спасибо! я обязательно сегодня вечером с ней поговорю. Надеюсь не поздно...(это вчера случилось) Она утром снова вспоминала этот случай, а я просто её слушала и "агакала" или "угукала" . Я сама шокирована была.Совершенно не знала что и сказать. Спасибо за совет!:-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 16:23:07
marmeladka, конечно не поздно. Возможно дочка запомнит эту историю на всю жизнь. А что она говорила об этом случае утром?
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 17:21:15
koldina, говорила" я не дала раздавить божью коровку девочке" и похоже этим гордилась. Про то ,что набросилась на девочку она не сказала. Я тоже промолчала.Попробую вечером сделать как Вы посоветовали.
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 17:22:08
marmeladka, удачи вам :-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 17:24:53
koldina, спасибо:-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 20:04:58
marmeladka, я в детстве тоже очень жалела животных, а людей почему-то меньше. Например, когда шел фильм о войне, я всегда сильно переживала, например, за лошадей, которые погибали, а не за людей. мама пыталась со мной поговорить, а я помню отвечала: люди все равно сами виноваты, они своими действиями эту войну развязали, они воюют. А животные ни за что страдают. Вот такое своеобразное сострадание у меня было. :-) А потом ничего, и к людям пришло.
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 15:33:25
Спасибо за статью, очень полезная!
Ссылка 0
0
04.05.2011 16:20:41
Lisionock, :-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 17:18:13
замечательная статья! Я думаю, что даже многим из нас, родителей, тоже иногда не мешало бы вспоминать об альтруизме!
Ссылка 0
0
04.05.2011 17:19:48
... и показывать пример своим детям!
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 17:21:27
marivika, спасибо большое :-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 20:06:49
marivika, ой, а некоторым, вроде меня, надо иногда забывать об альтруизме. У меня он иногда какой-то гипертрофированный: всем вокруг готова помочь, в ущерб себе даже. К счастью, с рождением ребенка немного стала поспокойнее, потому что теперь мои интересы - по большей части интересы ребенка, а их ущемлять я также лкгко не готова. :-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 20:50:36
valek, а как ты такая альтруистичная получилась? как тебя воспитывали?
Родитель Ссылка 0
0
05.05.2011 06:29:34
lena, даже и не знаю. Надо у мамы спросить. :-) Такое хитросплетение высокой самокритичности, гиперответственности и альтруизма. Ох, и трудно с этим жить, скажу я. ;-) Особенно, когда туда лень приплетается.
Родитель Ссылка 0
0
05.05.2011 08:08:57
valek, :-)
Родитель Ссылка 0
0
04.05.2011 20:07:22
Дарья, спасибо, очень хорошая статья.
Ссылка 0
0
04.05.2011 20:49:39
valek, спасибо:-)
Родитель Ссылка 0
0
14.11.2012 14:23:20
интересная статья (меня эта тема очень беспокоила), я своей малышке стала с годика объяснять, не таскай кошку, у неё ляли в животике и пр. Отклика до примерно 3-х лет никакого, букашек конечно не давила и животных не обижала, просто маму ( меня) не жалела. А за несколько месяцев до 3-х летия, я говорю я плохо себя чувствую как между прочим и дальше с ней общаюсь. а она ко мне подошла, обняла и сказала, что я могу полежать!!!!!! я была приятно потрясена:o а на днях увидела на веранде паука и задавила его (я опять была потрясена). Спрашиваю: зачем? Я его испугалась - отвечает. Вроде как себя защитила. Полезная черта. Но можно было без крайностей. Ей - 3,3. Как поступить? Разжевать ситуацию или не зацикливаться?
Ссылка 0
0
15.11.2012 18:54:11
good_luck, не заикливаться конечно. Но объяснять, почему нельзя убивать насекомых. У них ведь тоже свои детки есть и жить им, как и на - тоже хочется...
Родитель Ссылка 0
0
16.11.2012 08:59:35
koldina, насчет насекомых - очень неоднозначно. Мы учим всех жалеть, не убивать. А ребенок приезжает к бабушке в деревню, и видит, как гусениц-капустниц собирают и давят, как борются с муравьями (про которых мы рассказываем какие они полезные) - ведь муравьи очень вредят огородникам, как уничтожают жуков-вредителей. И естественно, у ребенка непонятки - почему такое противоречие в поведении взрослых? Меня вот этот вопрос беспокоит. Конечно, объясняешь, что бывают вредители, которые мешают расти полезным растениям, но все равно для детского восприятия непонятно это противоречие, ведь деткам кажется все однозначно - плохое так плохое, хорошее так хорошее, так нельзя поступать, а так можно. :-?
Родитель Ссылка 0
0
16.11.2012 22:04:37
valek, да, сложный впрос. Городским жителям в этом плане попроще... Может придумать им название "вредители" и не добавлять "насекомые". Как будто группа такая...
Родитель Ссылка 0
0
16.11.2012 13:41:52
она других насекомых не трогает, только рассматривает. у нас хоть и ноябрь, но еще не сильно холодно, пауки ( а также клопы вонючки, божии коровки) еще не все заснули. она опять попуталась хлопнуть паука, а ей сказала, а если полицеский испугается твоей мамы и тоже её дубинкой хлопнет. паук жив. мелкая шугается полицейских. мне так за себя стыдно. когда ей было 2,3 я пошутила, что скорая помощь людей ест, она потом все машины боялась месяца 2 точно.
Ссылка 0
0
16.11.2012 22:03:25
good_luck, а вы откуда?
Родитель Ссылка 0
0
27.11.2012 14:00:30
г. Краснодар, Краснодарский край. у нас и сейчас не сильно холодно, плюсовая погода. сегодня +15 по цельсию ))))))))
Ссылка 0
0
27.11.2012 21:30:12
good_luck, :-)
Родитель Ссылка 0
0
11.06.2013 10:20:44
Дарья, замечательная статья! С насекомыми мы подружились довольно рано и наверное навсегда - теперь даже с комарами и мухами сложно воевать - "у них же детки". Я очень гордилась им, когда он в садике спасал муравьев от мальчика из их группы. А ко взрослым стал проявлять сострадание чуть после 4-х лет. Что-то болит у бабушки или у меня - всегда подует и поцелует, чтобы быстрей прошло :-) Вечером, если считает, что я устала (а я точно устала!), говорит: "Мамочка, ты полежи, можешь поспать, а я тихонечко поиграю или мультфильмы посмотрю." Ложусь мин. на 10, чтобы сделать ему приятно, а он садится рядом и гладит по голове. Так мило...
Ссылка 0
0
11.06.2013 17:10:04
Reznikova, :-)
Родитель Ссылка 0
0
12.06.2013 22:31:13
Reznikova, ух ты! действительно отзывчивый и ласковый мальчик! Это наверно вы ему такой пример подаете?
Родитель Ссылка 0
0
14.06.2013 19:39:15
koldina, да, он очень ласковый :-) Примеры стараюсь подавать только хорошие, и отзывчивость, ласка, нежность, забота - некоторые из них. Может это и изменится в будущем, но хочется верить, что будучи взрослым, он также будет относиться и ко мне, и к своей любимой женщине :-)
Родитель Ссылка 0
0
11.06.2013 17:10:54
Дарья, спасибо, очень нужная статья.
Ссылка 0
0
12.06.2013 22:31:43
svetlanamusruk, спасибо
Родитель Ссылка 0