Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Воспитание сострадания и отзывчивости

Вам, наверное, приходилось когда-нибудь видеть подобные сценки?

Малыш весело топает по дорожке. Видно, что он совсем недавно научился ходить. Вдруг что-то привлекло его внимание. Он присаживается на корточки и разглядывает маленьких букашек. «это муравьи!» — поясняет мама. Малыш хватает первого муравья и сжимает его между пальчиками. Муравьишка «ломается». Малыш отбрасывает его и ловит второго, потом третьего, четвертого... Мама с умилением наблюдает за ловкостью своего чада...


Вам, наверное, приходилось когда-нибудь видеть подобные сценки?

Малыш весело топает по дорожке. Видно, что он совсем недавно научился ходить. Вдруг что-то привлекло его внимание. Он присаживается на корточки и разглядывает маленьких букашек. «Это муравьи!» - поясняет мама. Малыш хватает первого муравья и сжимает его между пальчиками.

Муравьишка «ломается». Малыш отбрасывает его и ловит второго, потом третьего, четвертого… Мама с умилением наблюдает за ловкостью своего чада…

Или, допустим, дедушка устал и прилег отдохнуть. Тут прибегают внучата и с визгом начинают прыгать по кровати, тормошить дедушку и требовать, чтобы он почитал им книжку. А какова реакция самого дедушки и других присутствующих взрослых? Чаще всего, опять умиление! И вот пожилой человек, кряхтя и пересиливая усталость, начинает развлекать своих любимцев.

А ведь всё идёт из детства. Очень часто родителям кажется, что пока их ребенок еще мал, с ним рано говорить о чём-либо серьезном. «Успеется еще, пусть порадуется, зачем зря травмировать», - думают они. (А впоследствии кто-то из этих родителей горько недоумевает: «Почему наш ребенок думает только о себе, равнодушен и груб? Почему мы вкладываем в него всю душу, а он растет таким бесчувственным!»).

Что же упускают эти мамы и папы? Своим бездействием они подрывают первые зачатки эмоциональной чувствительности, отзывчивости и чувства сострадания.

А между тем, эти качества необходимы не только окружающим, но и самому ребенку. Так как человек, выросший эмоционально глухим, менее счастлив, чем человек с развитым «эмоциональным слухом». Ведь у такого человека меньше радостей в жизни, потому что он умеет радоваться только за себя, и, в силу своей «эмоциональной глухоты» чаще оказывается в ситуациях взаимной обиды и непонимания.

Тогда как отзывчивый человек, умеющий сострадать, сопереживать и сочувствовать другим, получает радость от глубокого, задушевного общения с людьми и от их удач и побед. Он, как правило, открыт и доброжелателен, с ним приятно общаться, у него есть настоящие друзья, он легче находит выход из конфликтных ситуаций, да и попадает в них реже.  И все эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.

У психологов есть такой термин - «эмпатия», который обозначает способность к сопереживанию и умению ставить себя на место другого человека или животного.

Следовательно, эмпатия очень важна для воспитания тех качеств в человеке,  о которых мы говорили. От уровня развития эмпатии зависит взаимодействие человека с окружающим миром, адекватная оценка самого себя и своих действий, а значит, его успешность и возможность быть счастливым. 

Эмпатия – это врожденная способность, которая в первую очередь зависит от темперамента и других индивидуальных особенностей ребенка: одни дети эмоциональны, открыты, общительны, им интересны люди, другие – сосредоточены на своём внутреннем мире, малообщительны или поверхностны в своих чувствах и эмоциях. Во вторую очередь, способность к эмпатии зависит от общения, воспитания и обстановки, в которой растет ребенок. И вот тут уже в наших силах помочь ребенку развить «эмоциональный интеллект».

Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов. Это важно учитывать при воспитании ребенка. Мы постараемся описать каждый этап развития эмпатии и выше перечисленных качеств не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения родительской педагогики.

Первый этап -  «эмоциональное заражение». Это качество человека закладывается на первом году жизни. Тут важно, какие эмоции преобладают в общении мамы со своим малышом: радость и любовь  или раздражение и неприятие. Ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения.

Второй этап - «чувство сострадания», которое формируется на втором году жизни.  В этот период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым. Он уже различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои, например, может заплакать, когда плачет другой ребенок, или начать смеяться, когда смеются его родители. По показу и просьбе взрослого ребенок может пожалеть (погладить) маму, другого ребенка, кошку. Так появляются первые ростки сопереживания и сострадания.

Третий этап - «способность понимать других» развивается на 3 - 4 году жизни. В этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое Я. При этом, он начинает понимать, что  и у других людей есть свои чувства и желания. Оказывается, не только «я хочу кушать, но и мама тоже»; не только «я злюсь, но и мама тоже». Итак, малыш начинает «слышать» других, он может иногда проявлять сочувствие и желание придти на помощь, особенно к близким людям (мама устала – подает ей книгу, «укрывает» одеялом). Но пока, в силу своего возраста, ребенок очень эгоцентричен, его собственные чувства всепоглощающи, и он целиком захвачен ими.  Поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен  игнорировать чувства и желания других людей.

Четвертый этап - «сочувствие и отзывчивость» формируется у детей 4-6 лет. Теперь уже ребенок умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков. Проявляет стремление к содействию, правда, пока еще ребенок не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

Пятый этап  - «сорадование» (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм (бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)» формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно и у него полностью сформировалось своё «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие.

Альтруизм - это высшая нравственная форма отзывчивости. Помните, как в феврале 2004 года обвалилась крыша аквапарка? И девочка Саша Ершова со сломанной рукой и сотрясением мозга больше часа держала на руках 3-ех летнюю малышку, хотя сама прекрасно плавала и могла спокойно поднырнуть под завалы плит и выбраться.

Что заставляло эту восьмилетнюю девочку при таких страшных обстоятельствах подумать не только о своем спасении. Скорее всего, она об этом даже не задумывалась, а действовала так, как подсказывало сердце.

А вот как объясняет свой поступок другая девочка – тринадцатилетняя Оля Козлова, которая спасла из горящего дома двух маленьких детей: «Откуда-то изнутри дома послышались детские крики. Больше я ни о чём не думала. Только хотела во что бы то ни стало им помочь».

Для развития у ребенка чувства сострадания, жалости, ответственности, желания прийти на помощь и где-то сознательно принести в жертву свои личные интересы ради достойной цели, можно предложить следующие задачи и пути их решения, исходя из тех этапов, которые были описаны выше.

 

1. Эмоциональное развитие ребенка


 Проявление сострадания и участия по отношению к ребенку и другим людям со стороны самих родителей: «Тебе больно, давай пожалею», «Бабушка спит, не будем шуметь», «Маме тяжело, поможем ей» и т.д.


- Игры на сближение родителей и ребенка.


- Знакомство ребенка с миром природы.


- Проговаривание своих чувств и чувств ребенка.


- Узнавание, различение и повторение звуковых интонаций: плач, смех, крик, стон и т.д. в игре. 


- Узнавание и различение эмоций на картинках в книжках.


- Продолжи: «Я радуюсь (грущу, боюсь, …), когда...

 

2. Развитие способности чувствовать других


- Перевоплощения: изобрази трусливого зайчика, изобрази смелого льва, изобрази плачущего малыша, изобрази злую собаку и т.д.


- Ролевые, творческие, сюжетные игры, игры - драматизации.


- Выразительное и эмоциональное чтение или рассказывание сказок и историй.


- Обсуждение сказок, рассказов, жизненных ситуаций, иллюстраций с проговариванием того, что чувствуют главные персонажи, сопереживание им, одобрение или неодобрение их поступков.
 

3. Понятия «добро» и «зло»


- Различение добра и зла (на сказках, рассказах, жизненных примерах и т.д.)


- Формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.


- Решение нравственных вопросов. В процессе воспитания обсуждайте с малышом, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т.д.


- Воспитание трудолюбия и вежливости.

 

4. Воспитание в ребенке активной жизненной позиции


- Побуждение ребенка к проявлению сочувствия, сопереживания и помощи по отношению к тем, кто в ней нуждается: «Малыш плачет, давай, его пожалеем!», «Давай, сделаем кормушку для птиц!», «Дети дерутся, нужно их разнять» и т.д.
 

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».


Автор: Дарья Колдина

 

30154
Комментарии (35)
Баранова Светлана
11 июня 2013
Дарья, спасибо, очень нужная статья.
ответить
еще 1 ответ
Махонина (Резникова) Екатерина Михайловна
11 июня 2013
Дарья, замечательная статья! С насекомыми мы подружились довольно рано и наверное навсегда - теперь даже с комарами и мухами сложно воевать - "у них же детки". Я очень гордилась им, когда он в садике спасал муравьев от мальчика из их группы. А ко взрослым стал проявлять сострадание чуть после 4-х лет. Что-то болит у бабушки или у меня - всегда подует и поцелует, чтобы быстрей прошло :-)  Вечером, если считает, что я устала (а я точно устала!), говорит: "Мамочка, ты полежи, можешь поспать, а я тихонечко поиграю или мультфильмы посмотрю." Ложусь мин. на 10, чтобы сделать ему приятно, а он садится рядом и гладит по голове. Так мило...
ответить
еще 1 ответ
good_luck
27 ноября 2012
г. Краснодар, Краснодарский край. у нас и сейчас не сильно холодно, плюсовая погода. сегодня +15 по цельсию ))))))))
ответить
еще 1 ответ
good_luck
16 ноября 2012
она других насекомых не трогает, только рассматривает. у нас хоть и ноябрь, но еще не сильно холодно, пауки ( а также клопы вонючки, божии коровки) еще не все заснули. она опять попуталась хлопнуть паука, а ей сказала, а если полицеский испугается твоей мамы и тоже её дубинкой хлопнет. паук жив. мелкая шугается полицейских. мне так за себя стыдно. когда ей было 2,3 я пошутила, что скорая помощь людей ест, она потом все машины боялась месяца 2 точно.
ответить
еще 1 ответ
good_luck
14 ноября 2012
интересная статья (меня эта тема очень беспокоила), я своей малышке стала с годика объяснять, не таскай кошку, у неё ляли в животике и пр.  Отклика до примерно 3-х лет никакого, букашек конечно не давила и животных не обижала, просто маму ( меня) не жалела.  А за несколько месяцев до 3-х летия, я говорю я плохо себя чувствую как между прочим и дальше с ней общаюсь. а она ко мне подошла, обняла и сказала, что я могу полежать!!!!!! я была приятно потрясена:o а на днях увидела на веранде паука и задавила его (я опять была потрясена). Спрашиваю: зачем? Я его испугалась - отвечает. Вроде как себя защитила. Полезная черта. Но можно было без крайностей. Ей - 3,3. Как поступить? Разжевать ситуацию или не зацикливаться?
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё