Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Игры с логическими блоками Дьенеша

Игры с блоками Дьенеша знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, способствуют развитию математических представлений у детей

Игры с логическими блоками Дьенеша

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, способствуют развитию математических преставлений и начальных знаний по информатике.

Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия, например: группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму. Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов  толщины (толстые и тонкие фигуры).

По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Знакомство с логическими блоками Дьенеша

Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка с блоками.

Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках  и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

  • Предложите ребенку найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например желтую  фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
  • Попросите малыша дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру форме, толщине.
  • Попросите кроху определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме, размеру, толщине.

Логические игры и упражнения с блоками

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
  5. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).
  6. Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
  7. Выложите перед малышом ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите ему продолжить ряд.
  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
  9. Выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д..).
  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  12. Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
  13. Выкладываем перед ребенком 8 логические блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
  14. По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
  15. В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
  19. Ребенку предлагается выложить блоки  Дьенеша по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
  20. Из логических блоков Дьенеша можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
  21. Мама убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
  22. Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
  23. Ребенку надо подбирать блоки Дьенеша по карточкам, где изображены их свойства: цвет обозначается пятном; величина – силуэт домика (большой, маленький); форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
    Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и  т.д. Затем задания  с карточками постепенно усложняются.

Наглядные альбомы и пособия с заданиями

В данной статье приведены лишь некоторые игры с логическими блоками Дьенеша, но на самом деле их намного больше. Также к набору Логические блоки Дьенеша прилагается инструкция на 8 страницах, где можно ознакомиться с данной методикой и играми более подробно.

К блокам Дьенеша выпущено много дополнительных пособий-альбомов для детей от 2 до 12 лет. Талантливый математик и педагог Золтан Дьенеш стремился сделать арифметику простой и доступной для детей. Разработанные им дидактические пособия, помогают ребятам через игру осваивать цифры, геометрию, находить правильные решения.

Методическая литература

Родители, желающие купить блоки Дьенеша, могут ознакомиться с методической литературой по данной теме:

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. (Под ред. А.А.Столяра. М., "Просвещение", 1988).
  2. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. 2-7 лет. ФГОС. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020
  3. М. Фидлер. Математика уже в детском саду. М., "Просвещение", 1981.
  4. Касабуигсий Н. И. и др. Математика "О". Минск, 1983.
  5. Столяр А.А. Методические указания к учебному пособию "Математика "О". Минск. Народная асвета, 1983.
  6. "Логика и математика для дошкольников" Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000
  7. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. Михайлова З.А., Носова Е.А. Детство-пресс, 2013
184516
Комментарии (45)
ЕА
Елизарова Альбина
13 октября 2020
Спасибо за такую подробную статью!
Играли у друзей , сыну очень понравилось. Благодаря Вам узнала, что можно по разному играть и развивать ребенка. Теперь точно для себя приобретем.
ответить
V
valkalyaka
20 декабря 2010
Простые блоки "Удивляйка" у нас есть давно.
Сначала нам их подарили, потом я из твердого картона сама навырезала треугольников, квадратов, кругов, полукругов разной величины.
очень хочу купить объемные, но пока не доехала до нашего поставщика, они находятся очень далеко от нас.
ответить
еще 1 ответ
Анастасия
07 сентября 2010
удивляйка 4
[IMG]/upload/imageoldyimm/img_amena_2905_01749ae6028121aa513190a4d4090508f[/IMG]
ответить
еще 1 ответ
Анастасия
07 сентября 2010
у нас тоже такие есть...в принципе, квадратики и кружки и треугольники можно вырезать самим и наклеить на картон, но здесь есть рамки и задания...
мы используем как дополнение к играм с блоками Дьеныша...
у нас есть и удивляйка 3 ...
[IMG]/upload/imageoldyimm/img_amena_2904_0bd3d38179c140aaed2bd3fef525c6146[/IMG]
ответить
Наталья Мыльникова
06 сентября 2010

[IMG]/upload/imageoldyimm/img_Matvey_6_0a3223c59683abc12899669c5a5b42285[/IMG]
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё