Методика Глена Домана


Добавлено 18.06.2014

Методика Глена Домана

Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

 

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).
 

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.
 

Методика лечение детей с повреждениями мозга (по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)
 

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг –  первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.
 

В ходе кропотливой работы Доман разработанл уникальную методику, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу: начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров.  Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

 

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.
 

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
 

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию». С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

 

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.
 

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов.

Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки. 

 Основные тезисы методики Глена Домана (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»):
 

- Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

 

- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
 

- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
 

- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
 

- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.
 

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана:
 

1.    Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.
 

2.    Радуйтесь успехам малыша и хвалите его. 
 

3.    Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
 

4.    Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
 

5.    Создавайте подходящую обстановку для обучения.
 

6.    Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
 

7.    Чаще вводите новый материал.
 

8.    Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
 

9.    Не проверяйте знания своего ребенка.
 

10.    Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
 

11.    Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

 

Все дети могут стать физически совершенными (по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)
 

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».
                                                                               

                                                                       ***

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана,  можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!

 

Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями.

 Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды. Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

 

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

 

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

 

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана.
 

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд (по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)
 

Доман считает, что «Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией». 

Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:
 

1.    "Отстань";
 

2.    "Это - гав-гав";
 

3.    "Это - собака";
 

4.    "Это - сенбернар";
 

5.    Показать ему десять картинок с собаками;
 

6.    Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").
 

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п.
 Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

 

Как научить вашего ребенка читать (по книге Г.Домана “Как научить вашего ребенка читать”).
 

Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.
 

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста. Для этого используют карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см. и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

 

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.
 

Примерная ежедневная программа обучения чтению по методике Глена Домана:

 

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек).

Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложного:
 

Первый этап - отдельные слова.
 

Второй этап - словосочетания.
 

Третий этап - простые предложения.
 

Четвертый этап - распространенные предложения.
 

Пятый этап - книги.

  Как научить вашего ребенка считать (по книге Г.Домана “Как обучить вашего ребенка математике»).
 

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество - две точки, а мы взрослые – значок – цифру «2». Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см. 

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.
 

Последовательность обучения счету по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:
 

Первый этап - освоение понятия "количество".
 

Второй этап – уравнения.
 

Третий этап - решение задач.
 

Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
 

Пятый этап - цифровые уравнения.

  Как дать ребенку энциклопедические знания (по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«По большому счету, - считает Глен Доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г.Домана:
 

1.    Отчетливо видны все детали.
 

2.    Изображен только один предмет.
 

3.    У него должно иметься специальное название.
 

4.    Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.
 

5.    Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.
 

6.    Карточка должна быть чистой.


На одно занятие по карточкам с картинками по методике  Глена Домана отводится около 30 секунд.
 

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов:
 

1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д. 
 

2.  История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.
 

3.  География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.
 

4.   Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.
 

5.   Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.
 

6.  Математика – в него входят категории, например, количество,  и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.
 

7.  Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.
 

8.    Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда,  и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.
 

9.   Язык – в него входят категории, например, итальянский язык,  и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.
 

10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели,  и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.
 

В рамках методики Глена Домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории. Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией:

 

Раздел: Биология
 

Категория: Птицы
 

Набор карточек: Обычная ворона

 

•    1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.
 

•    2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.
 

•    3-й уровень: Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.
 

•    4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.
 

•    5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.
 

•    6-й уровень: Голос вороны - громкий, хриплый, совершенно не музыкальный.
 

•    7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих.
 

•    8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.
 

•   9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь. 
 

• 10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.
 

•  11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.
 

•   12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.
 

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена  Домана: «Наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо. Да и вы сами тоже чудо».
 

Причины улучшения состояния больных детей

 

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях по методике Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. Происходило это отчасти по таким причинам: 
 

1.    Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2.    Методика Глена Домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. Но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3.    Строгое следование методике Домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4.    Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей – могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.
 

Спорные вопросы методики Домана
 

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво.

 

Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

 

•   В своей методике  Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

   Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

    Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

•    При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

•    Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

•    На занятиях  по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

•    Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

•    Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

•    Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

•    Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через  карточки.
 

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

До 6 месяцев, с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще  весьма скудны. 

После 6 месяцев, из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана. 

После года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует. 

После четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Прислушайтесь к своему крохе, и вы обязательно поймете, чем и как нужно с ним заниматься.

 


Автор статьи: Дарья Колдина


ЖЖ
 в избранное  
0


0
15.09.2010 13:58:02
Мы пытались по этой методике заниматься математикой, в 1,3 начали - не пошла... Вот подумываю попробовать еще, может доросли.
А карточки смотрит с удовольствием :-)
Ссылка 0
0
15.09.2010 15:19:58
keul, а почему не пошла? И был ли какой-то результат на тот момент, пока вы занимались?
Родитель Ссылка 0
0
15.09.2010 22:27:59
Даша, ребенку были не интересны абстрактные точки. Я месяца полтора попрыгала и забросила. Если карточки с картинками мог смотреть по 15-20 за раз, то эти как ни старалась больше 2-3 никак. Проверить что-то было проблематично, но ноль и один распознавал (эти 2 карточки он любил, в отличии от остальных)
Родитель Ссылка 0
0
16.09.2010 07:30:01
keul, с точками - да, ведь ребенку надо еще увидеть и сообразить, что карточки чем-то отличаются друг от друга, а не одни и теже
Родитель Ссылка 0
0
16.09.2010 22:21:04
Даш, ну вот я и не стала мучить ребенка. Сейчас вот подумываю достать коробочку и попробовать еще раз.
Родитель Ссылка 0
0
17.09.2010 08:24:09
keul, попробуйте :))
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 08:07:05
keul, математика после года у всех туго идёт... она легче всего идет у малышни если начать с 3 до 6 месяцев. После года надо или форму показа интересную для ребенку подбирать (моя книжки листать любит, только этим и спасаюсь...) или переходить на карточки С КАРТИНКАМИ, а не точками (мальчики к примеру с удовольствием карточки с машинками смотрят: 3 машинки + 5 машинок = 8 машинок). Я пока развлекаюсь с формами показа, картинки делать некогда и комплект куплен, жалко если не пригодится... А вот сынок в 5 месяцев точки на УРА смотрит, очень нравится! (с сыном в 4 месяца заниматься начали, до этого взгляд на карточках не фокусировал)
Родитель Ссылка 0
0
15.09.2010 21:04:41
lizi, спасибо! Вы так внимательно прочитали статью, приятно!
Видимо у вас срабатывает материнский инстинкт
Конечно у методики Домана есть и положительные моменты, по крайней мере для больных детей - это шанс на более-менее полноценную жизнь.
Ссылка 0
0
16.09.2010 07:31:20
lizi, когда читала книгу "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга..." - в некоторых местах даже плакала... так эта книга душевно написана и пронизана огромным желанием помочь больным детям!!!
Ссылка 0
0
16.09.2010 08:32:11
lizi, а им методика Домана как-то помогла? Какие-то улучшения были?
Ссылка 0
0
02.11.2010 07:56:22
А у нас методика Домана пошла на УРА. Заниматься с дочкой начали в 2 месяца. Первый раз дочка "зачитала" в 8 месяцев (она могла выбрать нужное НЕЗНАКОМОЕ слово из двух неозвученных (оба слова ребенок видел впервые). т.е. я клала перед ней карточки к примеру "Дети" и "цвет" и просилв показать "дети", 100% правильный результат). Потом я легла в роддом почти на месяц и дочка (ей было 11 месяцев) за этот месяц все забыла. Сейчас дочке 1 год 5 месяцев, она уверенно показывает слова в предложениях из 3-6 слов, читает короткие слова, которые может произнести (очень любит читать вслух подписи в книгах Школы 7 Гномов Кто что делает, Что как звучит и Чей это голос.) А недавно я обнаружила с удивлением, что дочка ЗНАЕТ БУКВЫ (буквы я ей не показывала, последние 2 месяца читаем только предложения из 3-5 слов включая предлоги), теперь дочка с легкостью показывает по просьбе буквы в словах, находит все одинаковые буквы (к примеру букву И) на странице и т.д. И до всего этого ребенок дошёл САМ. Так что заметка по поводу того, что "Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Он только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново." не имеет под собой оснований, по крайней мере при правильно организованных занятиях.
Ссылка 0
0
02.11.2010 09:48:54
murziavka, спасибо, очень интересно было услышать мнение "практикующей" мамы! Сразу видно, что Вы хотите своим детям дать всё, что в Ваших силах!
А как она читает не знакомые слова, к котором даже нет картинки?
И честно - не укладывается в голове, как малышка в 8 месяцев может прочитать из 2х незнакомых слов нужное? Интуиция?
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 11:06:25
koldina, дело в том, что занимаясь по методике Домана ребенок не просто запоминает слова, но рано или поздно САМ выявляет ЗАКОНОМЕРНОСТИ, т.е. сопоставляет печатный символ с звуковым сопровождением и разбивает слово на буквы-звуки. Ребенка в 8 месяцев проверить до конца не возможно, но исходя из того, что она МОГЛА выбрать НУЖНОЕ слово из 2-х я делаю вывод, что она как минимум МОГЛА ВЫДЕЛИТЬ НЕКОТОРЫЕ БУКВЕННЫЕ СОЧЕТАНИЯ (возможно окончания или приставки или гласные, не знаю...), т.е. она научилась сопоставлять звут с печатным символом. Это не выход в чтение как таковой (раскодировать цепочку звук-знак проще, чем цепочку знак-звук, т.е. ребенок может определить какое напечатаное слово подходит к звучанию, но не может еще САМ ПРОЧИТАТЬ слово, т.е. не может перевести знаки в звуки). Это то, что я наблюдала, когда дочке было 8 месяцев.
Кстати, чтением мы занимаемся БЕЗ КАРТИНОК, ТОЛЬКО СЛОВА, а книжки составлены так, что на одном развороте ТОЛЬКО ТЕКСТ, а на другом КАРТИНКА К ТЕКСТУ БЕЗ СЛОВ.
Сейчас дочка читает простые слова из 2-3 букв (дом, мама, му, га). Почему я в этом уверена - потому что дочка долго смотрела на надпись Га-га-га и потом неуверенно сказала ГА...! Я сказала что правильно, это Гусь так говорит и тогда уже дочка радостно и уверенно произнесла ГА-ГА-ГА! т.е. когда ребенок читает - это видно, она сосредоточена, она думает, а потом озвучивает. Иногда еще пальчиком в направлении чтения по буковкам тыкает. И то что дочка выдает по звучанию соответствует по крайней мере набору гласных в слове (согласные дочка пока не выговаривает, в основном в речи только К,М,Ть).
И читаем мы тоже БЕЗ КАРТИНОК, я выкладываю слова буквами из пособия по Чтению на диване, или прошу показать слово на странице с текстом, но там нет никаких картинок. Если я прошу показать какое-то слово на странице в предложении из 6-и слов после того, как сама озвучу предложение целиком - результат 100% верный. Без озвучки страницы показывает только слова из 3-4 букв.
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 13:29:49
murziavka, замечательные успехи! А как в остальных направлениях по Доману?
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 16:04:58
koldina, математика через пень колоду... Она у нас очень хорошо шла в 3 месяца, но я прочитала не лестную статью и забросила математику по Доману, перешла на классику на пальцах. Потом я пыталась возобновить занятия, но не вышло. После семинара Маниченко я изменила отношение ко многим комплектам и взялась за дело с новой силой. За основу взяла программу Шичиды 72 дня, но показываю по Доману (3 раза в день и с нормальной скоростью, а не с бешеной). Сейчас на этапе сложения до 50... Результаты не знаю. Порядковый счет знает хорошо (пересчитывает предметы, тыкая пальчиком), но это к Доману не имеет отношения. Сложение сейчас стала смотреть с интересом, возможно что-то понимает. Карточки с картинками-фотками смотрим просто так по настроению, не по системе.
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 16:09:54
Если интересно подробнее про наши занятия - я веду дневничок на форуме Умницы, вот ссылка: http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1031
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 20:52:59
murziavka, спасибо! Как будет время - обязательно почитаю.
Но вы не забываете об эмоциях, объятиях и т.п.?
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 22:18:41
koldina, конечно!!! методика Домана идет как дополнение ко всему остальному, а не вместо всего остального! Никакая методика в "чистом виде" не применима. Мы занимаемся музыкой, читаем сказки, играем в ролевые игры, собираем мозаику, рисуем, лепим, Школа 7 гномов - настольные книги, по 10 раз на дню смотрим! А что касается объятий, поцелуев, похвалы и т.п. - то я действую в соответствии с книгой 10 законов обучения с пеленок А.Маниченко, т.е. Уважать ребенка, Хвалить за всё, даже самое незначительное достижение, притом хвалить очень эмоционально, чтоюы ребенок стремился делать снова и снова, чтобы чувствовал себя победителем. Дети должны быть долюбленнными, доласканными и доцелованными, тогда они будут счастливыми! :-)
Родитель Ссылка 0
0
03.11.2010 11:10:17
murziavka, остается спросить - как вы все это успеваете с двумя-то крохотными детьми?
Родитель Ссылка 0
0
03.11.2010 11:26:00
koldina, могу сказать только одно: слава Богу что у нас есть бабушки, которые помогают по хозяйству, родители, которые после работы заходят посидеть-погулять с детьми и няня, которая помогает развлекать одного ребенка, пока я занимаюсь с другим! А вообще в ритм далеко не сразу вошла. Первые месяца 2 был полный хаос (у меня оба ребенка на свободном режиме, каждый по собственным биологическим часам живет, это очень сложно... Сейчас младший более-менее постоянен в плане сон-бодрствование и есть возможность хоть как-то день свой планировать).
А вообще я пришла к выводу, что самый оптимальный вариант заниматься с детьми параллельно, т.е. готовить 1 блок материалов (один на двоих), а не 2 блока (на каждого отдельный блок).
Если бы я была одна, у нас не было помощников и няни, то ни о каких занятиях речи бы наверное не шло, всё свелось бы к бональному помыть-приготовить-одеть-уложить-погулять... и так до бесконечности...
Родитель Ссылка 0
0
03.11.2010 13:09:06
murziavka, ну чтож, раз так, нужно пользоваться возможностью
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 14:21:42
murziavka, у нас на сайте есть одна мамочка - Таня - она тоже, как и ты занимается со своей дочкой многими развивающими методиками\. в том числе и по Доману.
Ее дочке 2 года - мне кажется вам есть чем поделиться друг с другом
Вот ссылка на ее страницу:
http://shkola7gnomov.ru/users/Umka391
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 14:46:23
Таня, это я! Привет!
Да мы тоже к 8-9 мес. начали "читать" по Доману,из 10 карточек выбирали нужно. Сейчас нам 2 года и мы тоже читаем простые слова, но по Зайцеву! Но! Я уверена, что Доман это развитие памяти( в основном зрительная), к чтению это не имеет никакого отношения.
Ссылка 0
0
02.11.2010 15:37:36
Umka391, Если мы к 2-м годам не зачитаем уверенно по Доману - то я тоже перейду на Зайцева, т.к. по Зайцеву в 2 года читают ВСЕ! :-) А то что Доман это развитие памяти - +100! Абсолютно согласна! Собственно изначально именно ради этого я и начала заниматься, а чтение самоцелью не стояло! :-)
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 19:24:41
murziavka, аналогично вам, я занимаюсь по Доману с 3-х месяцев, по сей день.Я так поняла, что вы занимаетесь по Умнице, сухие слова без картинок??? Я занималась так до 9 мес, потом перешла на презентации, а карточки оставила. Сколько вам лет? Математикой занимаетесь?
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 22:27:59
Umka391, да, по Умнице. презентации не показывала, только Говорим с пеленок и карточки Домана на ДВД (очень нравится). С года карточки дочка ВООБЩЕ НЕ СМОТРИТ, только КНИГИ (она очень любит листать и я делаю книги из папок с файлами: страница текст - страница картинка), такие книги буквально до дыр залистывает, читает по 10 раз на дню.
нам сейчас 1 год 5 месяцев.
Математикой начинали, бросили, потом еще пару раз пытались начать... а сейчас через пень-колоду до сложения дошли, уже хотела снова бросить, но вроде интерес просыпаться начал... и после семинара Маниченко второе дыхание открылось, пробуем, вдруг получится из этого что-нибудь... :-)
Родитель Ссылка 0
0
02.11.2010 22:58:51
а дочка говорит?Читая произносит слово?
Ссылка 0
0
03.11.2010 07:24:45
говорим мы плохо. Она начала говорить рано, в 9 месяцев уже говорила словосочетаниями (мама адю (мама пойдём), баба идя (баба иди), мама у-у-у (миксером суп взбивает :-) ), слов много говорила, например адюдяй (одевать), одеть, дай, дать, на, аба (собака), гу (гуля), эй (кошка). А когда родился братик дочка замолчала И ВСЁ. теперь только звукоподражания и пару слов (одень, отдай, дай, мама,папа, баба, бап (брат)). Когда прошу прочитать слово - дочка произносит нечто похожее по звучанию, но укороченное и с произвольными согласными (другие не выговаривает), поэтому я и говорю, что не могу оценить КАК ИМЕННО она читает слово, но ЧИТАЕТ как-то, видно что не с потолка звуки издает. :-)
Ссылка 0
0
03.11.2010 09:54:22
murziavka, понятно.... у нас немного другая ситуация...
Родитель Ссылка 0
0
28.01.2011 14:14:51
А вот тут можно посмотреть "10 ЗАКОНОВ ОБУЧЕНИЯ С ПЕЛЁНОК"
http://www.umnitsa.ru/metodiki_umnicy/metodika_domana-manichenko/#AAM
• А зачем учить с пелёнок?!
• ЗАКОН РАННЕГО СТАРТА
• ЗАКОН ПОХВАЛЫ
• ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
• ЗАКОН ИГРЫ
• ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
• ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ГОЛОДА
• ЗАКОН СКОРОСТИ
• ЗАКОН НОВОЙ ТЕМЫ
• ЗАКОН РЕЖИМА
• ЗАКОН СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ
Ссылка 0
0
28.01.2011 14:20:25
diana, спасибо за дельные советы
Родитель Ссылка 0
0
10.05.2011 11:14:05
Здорово, когда есть мамы с такими успехами. Но по себе знаю-все зависит от ребенка.
Если у моего сына цель-играть в мяч, то он не обратит внимание ни на какие карточки и прочие "увлекательные" и полезные занятия. И организовать это очень сложно.
Покупала я и карточки и все остальное, но ребенок просто убегает или занимается другими вещами.
Карточки так и лежат, иногда он их с интересом разглядывает, но так чтобы соредоточить на них внимание не получается.
поэтому все относительно
Если ему нравится бегать и танцевать, то он это делает. И рисование тоже обожает.
Ссылка 0
0
10.05.2011 13:48:09
OlgaQ, может с возрастом проявит интерес и к карточкам?
Родитель Ссылка 0
0
13.10.2013 21:33:31
Мы пользуемся приложением "Карточки Домана" на телефоне, дочь проявляет больше интереса, чем к буманой версии, ей нравится листать картинки. Приложение вот это: https://play.google.com/store/apps/details?id=net.giftedbaby.babycards
Ссылка 0
0
13.12.2013 20:14:18
Здравствуйте! А я так и не поняла, как показывать карточки! Не могли бы вы мне помочь, перечитала кучу статей и книг, но там на удивление так и не написано, как конкретно показывать карточки! На мой взгляд - это просто нереально! Мне подарили целый набор. И везде пишут, что это занимает очень мало времени, минут 20 за весь день! Так вот вопрос: в день надо показывать 12 категорий по 5-10 карточек в каждой 3 раза!!! Причем пишут, что между показами должно пройти не меньше 30 минут! КАК ЭТО ВОЗМОЖНО???? На Земле 24 часа в сутки, из которых ребенок спит ночью 10 часов, днем - 3 часа, и 2 часа гуляет а улице. А еще ему надо принимать ванну, кушать и так далее. + чтение 6 наборов по три раза в день. Объясните, молю. Очень хочу уже начать показывать снова (первый раз в пол года не пошло), но не пойму, как это делать правильно.
Ссылка 0
0
16.12.2013 18:48:37
Putintseva84, :-) вы можете показывать эти карточки так, как считаете нужным и столько, сколько ваш ребенок сможет их посмотреть. Карточки показываются одну секунду!!! отсюда и такой объем просмотренных карточек.
В статье имеется объяснение алгоритма показывания:
1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ этих карточек нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.


Примерная ежедневная программа обучения по методике Глена Домана:



Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек).

Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.
Родитель Ссылка 0
0
16.12.2013 22:59:21
koldina, как обучать ЧТЕНИЮ я как раз понимаю, очень подробно и понятно написано в статьях. А вот как показывать именно карточки со словами - я не пойму, такое ощущение, то это какая-то великая тайна), так как никак не могу получить ответ). Вопрос именно в том, что это нереально! Пишут - между показами категорий должно пройти минимум 30 минут. А категорий 12, по три раза в день. Столько часов в сутках нет. Или можно за один показ показать несколько категорий сразу? Например, по 5 карточек в одной категории и показать три категории = 15 карточек (если по 10 карточек, то уже получится 30 карточек, за раз ребенку показать нереально, даже если показывать по пол секунды - слишком много).
Родитель Ссылка 0
0
21.12.2013 20:36:57
Putintseva84, Вы хотите придерживаться строгих правил обучения! Но Доман в русском варианте-это прежде всего развитие зрительной памяти и расширение кругозора. Если придерживаться строгих правил, которые придумал тов. Маниченко, то можно свихнуться! Использовать наборы надо,как материал для занятий и занятия должны быть в радость и маме и ребёнку...Это , как грудное вскармливание правил много, но каждая мама выбирает для себя удобный вариант. Можно показывать карточки по своему расписанию и сколько угодно за раз, если ребёнку интересно! А читать лучше учить по трём методикам Доман+Зайцев+Жукова!
Родитель Ссылка 0
0
22.04.2014 12:20:04
мы занимались по этой методике - очень нравилось, научились читать к двум годам около 20-30 слов. Потом через несколько месяцев занятий, ребенку надоело, бросили. Но методика очень хорошая.
Ссылка 0
0
22.04.2014 15:15:39
mashenka1, а результаты остались?
Родитель Ссылка 0
0
24.05.2014 00:40:24
Я со своими детьми занималась по Доману. Но не чистому, а переработанному http://vk.cc/2fHruW . Тогда школы 7 гномов не нашла. Сейчас с племянниками по школе и Умнице занимаюсь. Очень нравятся результаты. Те, то хают методику, просто не поняли как с ней работать надо.
Ссылка 0
0
26.05.2014 21:23:30
Gora, спасибо, что поделились опытом
Родитель Ссылка 0