Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Система Марии Монтессори

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.

Система Марии Монтессори


Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. 

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка.

Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. 

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.


Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. 


Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о методике Монтессори делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.


Основные правила пользования монтессори-материалами

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.

Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки.

Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.


Соблюдение основных этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.


У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

📘 Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

📘 Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

📘 Дети принимают самостоятельные решения.

📘 Занятия проходят в специально подготовленной среде.

📘 Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

📘 Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

📘 Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

📘 Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

📘 Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.


Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.


Дидактический материал.

● Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

● Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

● Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

● На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

● При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

● Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

● Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.


1. Выбор материала;

2. Подготовка материала и рабочего места;

3. Выполнение действий;

4. Контроль ошибок;

5. Завершение работы, возвращение материала на исходное место.


Недостатки системы М. Монтессори:

📍 Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

📍 В системе нет ролевых и подвижных игр.

📍 Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

📍 После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.


В основном, методика охватывает возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять.

Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.


Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.


Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.


Как выглядит работа взрослого на занятиях?

● Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу.

● Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие!

Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключи к окружающему миру.


Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

Сложно уместить огромный жизненный опыт Марии Монтессори, воплощенный в ее системе, в рамках небольшого обзора. Поэтому в данной статье есть только самое основное. Если Вам интересно более подробно узнать о системе Марии Монтессори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками. Тем более, что книги Монтессори и ее последователей сейчас широко доступны.

Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ ко множеству методик и систем, и в наших силах выбирать лучшее для своих детей.

172070
Комментарии (13)
Марина
21 марта 2011
Большое спасибо!
ответить
Марина
21 марта 2011
Я студентка и Монтессори - педагогику как раз в данный момент нам дочитывают - в сравнении с классической для Российских ДОУ методикой Васильевой, Монтессори действительно приятно впечатляет высшей степенью своей демократичности, хотя и "обратная сторона медали" имеет место быть, что вполне естественно хотя бы потому, что ей более 100 лет и уровень развития человека, социума, а также науки с тех пор несколько шагнул вперед а соответственно, изменились и требования предъявляемые обществом к содержанию и качеству образования, втом числе и дошкольного. - Мне не понятно, почему при таких обстоятельствах и наличии немалого количества педагогов-энтузиастов мы по сей день продолжаем использовать методику (пусть и имеющую массу плюсов), разработанную около ста лет назад В ЧИСТОМ ВИДЕ? Почему бы не попытаться доработать, развить мысль Марии Монтессори, скорректировать в соответствии с требованиями СОВРЕМЕННОЙ концепции образования(развитие+воспитание+образование)? К примеру: Монтессори - педагогика подразумевает минимальное участие педагога, ребенок занимается тем, что представляет для него интерес, к чему он имеет наследственную предрасположенность т. о. развиваются его способности; педагог не должен вмешиваться и "насильно" переключать его внимание, перенаправлять усилия на другие виды деятельности, может лишь предложить, показать что-то новое(а ребенок МОЖЕТи не заинтересоваться в достаточной мере и надолго) - развитие идет своим естественным путем. Но, согласитесь, реальная жизнь не состоит из одних лишь положительных моментов: случается, что приходится и с какого-либо вида трудностями столкнуться, скажем, в школе не все предметы могут показаться ребенку интересными или может сложиться, что у ребенка наиболее развиты творческие способности, а математика не дается легко: как хорошо развит у ребенка, развитие которого в свою очередь всегда "шло естественным путем" такой психический прцесс, как воля(не нравится, не получается, а НУЖНО :o )...
- Приблизительно так, если очень кратко :-) , нравится сама идея демократичности подхода, много возникло вопросов в связи с комплектом недостатков системы, потому и интересно, а монтессори - группы в саду, в который я устроилась, нет: ни сравнить, ни эксперимент поставить возможности нет; пока пытаюсь собрать побольше информации о методике поскольку на лекциях продолжают давать лишь "инструкцию" по ее практическому применению, так что была бы очень благодарна, если бы Вы помогли ссылками на электронные копии первоисточника и др. труды ("Проводился ли когда-либо сравнительный анализ уровня подготовленности") если таковые имеются. :-)
ответить
еще 1 ответ
Марина
20 марта 2011
"у детей появляется внутренняя потребность в дисциплине," - это же очень хорошо, я думаю, к такому результату должен стремиться каждый педагог вне зависимости от того, по какой методике он работает и удастся ли его достигнуть или нет, зависит в большей степени от уровня мастерства педагога нежели от выбранной методики, а если достичь его все же удалось, то никаких проблем с дисциплиной в школе возникнуть не может...
ответить
еще 1 ответ
Марина
20 марта 2011
"совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина," + "детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах." - разве понятие "дисциплина" не является однозначным? Чем отличается "дисциплина Монтессори" от дисциплины обычных садов и школ - как-то не очень понятно:eek:
"развивающие методики" - насколько мне известно, в идеале методика должна решать, помимо развивающей, еще как минимум две задачи: воспитательную и образовательную (но это отнюдь не подразумевает антидемократичный подход)..?
Проводился ли когда-либо сравнительный анализ уровня подготовленности к школе детей из обычного сада и сада работающего по методике монтессори? - Если кто-нибудь знает, подскажите пожалуйста?
ответить
еще 1 ответ
Каменева Катя
07 марта 2010
Вот прочитала и всё поняла... А до этого было много не вкусностей (хотя может раньше я и не придавала этой системе особого значения). А теперь прямо загорелась этой системой.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё