Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Зона развития речи

Развитие речи — процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В зоне русского языка дети расширяют словарный запас, развивают фонематический слух, подготавливают руку к письму, знакомятся с печатными и письменными буквами, составляют слова с помощью подвижного алфавита, читают отдельные слова, предложения и тексты.

Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В зоне русского языка дети расширяют  словарный запас, развивают фонематический слух, подготавливают руку к письму, знакомятся с печатными и письменными  буквами, составляют слова с помощью  подвижного алфавита, читают отдельные слова, предложения и тексты.
 

Резонанс  гласных звуков

Дети на выдохе медленно произносят гласные звуки  а-а-а (о-о-о, у-у-у и т.д.). Голоса детей  должны слиться в единый звук. При  этом дети могут тихонько похлопывать  себя по груди или рядом стоящего по спине.
 

Звуки в движении

Дети идут по кругу или переступают с ноги на ногу и произносят слоги: ку-ку-ку, гу-гу-гу, ху-ху-ху, ко-ко-ко, го-го-го, хо-хо-хо. Затем слоги усложняются: кау- кау, гау-гау, хау-хау.
 

Слова в трех коробочках

В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам.
 

Карточки  с картинками

Изготавливается несколько наборов карточек. В  зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной  серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.

К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т.д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами". 
 

Серии сюжетных картинок

Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ.

Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка

- Прикрепление  прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам  ежика, солнца, льва.

- Соединение  скрепками двух и более листов, составление из них длинной  цепочки, прикрепление скрепок  по краям картона.

- Выжимание воды  из губки в пустую миску.

- Перекладывание  бусин из одной миски в другую  при помощи пинцета.

- Вышивание шнурком  на картоне с дырочками.

- Завязывание  и развязывание бантиков.

- Наматывание  ниток на катушку и их раскручивание.

- Подбор к  баночкам крышек по размеру,  закручивание крышек на банки.

- Выкалывание  иголкой точек по обозначенному  контуру на листе бумаги, положенном  на что-то мягкое.

- Запуск (закручивание) волчков.

- Выдувание мыльных  пузырей.

- Работа с  соленым тестом.
 

Металлические рамки и вкладыши

На двух деревянных досках - подставках находятся 10 металлических  розовых рамок и соответствующие  им вкладыши в виде геометрических форм. Дети обводят внутри трафаретов фигуры и выполняют штриховку. 
 

Наборы  разнообразных развивающих деревянных пазл

Наборы досок  и вкладышей с пластмассовыми пуговками на ножках, из которых  надо собирать заданные предметы.
 

От  точки к точке

На карточке нарисованы точки в произвольном порядке. Ребенку надо соединить  их карандашом в любой последовательности.
 

Переписывание

Детям предлагается механически переписывать письменные слоги и слова.

Начало  – середина –  конец

Прямоугольная коробка разделена на три части  и прилагаются различные фигурки  предметов. Ребенку нужно определить, где в слове находится определенная буква (в начале, конце или середине). Например, Пирожок, луПа, укроП и в соответствии с этим разложить эти предметы в первую часть коробки, среднюю или последнюю.
 

Шершавые  печатные и письменные буквы

Шершавые буквы, обозначающие гласные звуки, наклеены на розовые дощечки, а согласные  – на голубые. Дети произносят звук и обводят букву пальчиком, запоминая  её написание. Когда буквы будут  освоены – детям предлагается с закрытыми глазами, на ощупь  определять название букв. 
 

 

Большой подвижный алфавит

Буквы подвижного алфавита соответствуют размерам шершавых букв и выполнены из дерева. Каждая буква лежит в своей ячейке. Гласные окрашены в розовый цвет, согласные - в голубой цвет. С помощью  этого набора букв ребенок учится составлять слоги, слова и предложения.
 

Материалы для интуитивного чтения

Картинки или  предметы сопоставляются с написанными  на карточках словами.
 

Чтение  названий предметов  из окружающей среды

Нужны розовые  таблички с тесемками, на которых  написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире. 

Предложения – задания

На карточках  написаны задания: сядь, посмотри в  окно, дай карандаш и т.д. Ребенок  читает одну карточку за другой и выполняет  задания. 

 

Автор статьи: Дарья Колдина

 

Другие статьи на эту тему:

Система Марии Монтессори

Зона упражнений в повседневной жизни

Зона сенсорного воспитания

Математическая зона в системе Монтессори

13110
Комментарии (6)
Наталья Мыльникова
21 сентября 2012
Для нас это темный лес. Для моего сына нужен педагог с такими заданиями. Он ни за что со мной не сядет в это играть :sigh:
ответить
еще 1 ответ
M
malinka1983
03 марта 2011
да интересно, жаль только что не указан возраст
ответить
еще 1 ответ
Варя
17 марта 2010
Когда увидела название темы - подумала, что читать не стоит - задания наверняка не интересные. Но оказалось, что задания очень даже интересные. И многое можно взять на вооружение. Например, вешать на мебель и предметы в комнате таблички с названиями.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё