Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Кубики Зайцева. В чём секрет методики?

Методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем и уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью среди родителей и педагогов дошкольных учреждений.
Кубики Зайцева. В чём секрет методики?

Вряд ли найдётся родитель, который бы никогда не слышал о кубиках Зайцева. Секрет их популярности очень прост — автор, Зайцев Николай Александрович, и распространители методики обещают, что занимающийся по ней ребёнок овладеет чтением за очень короткое время. При этом материал, с которым работает ребёнок в процессе обучения, прост и знаком всем нам с детства — это кубики. Поэтому не удивительно, что вопрос о том, стоит ли приобрести кубики Зайцева и вообще пользоваться этой методикой обучения, всё чаще возникает у современных родителей. В этой статье мы вкратце познакомимся с методикой Зайцева и аргументами «за» и «против» использования такого подхода.

Автор методики — Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга

На фото: автор методики Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга

Первые кубики, разработанные Николаем Зайцевым, были выпущены в 1989 году. За ними последовали пособия для быстрого овладения счётом, русским языком и чистописанием, а также пособия для изучения иностранных языков: «Стосчёт», «Русский для всех», «Пишу красиво», «Грамматика английского языка» и «Техника чтения на английском языке».

Быстрому распространению методики Зайцева и его кубиков послужила работа команды Зайцева по популяризации метода: проводилось обучение всех желающих как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны. Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ.

Стоит отметить, что Зайцевым были созданы методики по обучению чтению и грамматике на украинском, казахском, белорусском, а также татарском, армянском и французском языках.

Несомненно, методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем, ведь уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью как среди родителей, так и педагогов дошкольных учреждений.

В чём же её секрет?

Итак, в основе методики обучения детей чтению по кубикам Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. Этим принципом руководствовался ещё Л. Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне.

Складом считается созвучие согласного звука с гласным (на лу-гу), отдельный гласный звук в качестве слога (О-ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша-р), а также согласная с мягким или твёрдым знаком (ме-дь).

На каждой грани кубика написан один из складов, причём каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова: бу-сы, гу-си.

Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребёнок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т. д.) и слышит произносимые слова — тоже складами.

Принципы обучения по методике Зайцева

🟥 От общего к частному и от частного к общему.

🟥 От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.

🟥 Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия.

🟥 Системная подача материала.

🟥 Алгоритмизация учебных действий.

🟥 Учёт физиологии восприятия детей.

🟥 Охрана здоровья детей.

Давайте более подробно остановимся на каждом пункте принципов обучения детей по методике Зайцева.

Итак, складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего к частному». Работа ребёнка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому». Сначала ребёнок просто рассматривает кубики, играет с ними – здесь проявляется конкретно-образный способ мышления.

Далее взрослый знакомит ребёнка со звучанием разноцветных складов, изображённых на кубиках (склады лучше не проговаривать, а пропевать вместе с крохой), потом показывает, что из этих кубиков можно складывать слова. И так ребёнок овладевает чтением и созданием слов — здесь работает наглядно-действенный способ мышления.

На последнем этапе чтение становится беглым, а мышление ребёнка переходит на новый этап — становится словесно-логическим.

Примером наглядности и систематизации изучаемого материала в методике Зайцева служат таблицы-тренажёры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью ребёнок осмысляет, закрепляет и повторяет пройденный материал. Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении, в процессе обучения чтению дети много поют, что является наглядной демонстрацией принципа «учёт физиологии восприятия детей».

Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путём исключения монотонности из учебного процесса. Дети не занимаются всё время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

В результате, через 15–20 часов занятий с кубиками Зайцева дети четырёх-пяти лет начинают читать, овладевают арифметическими операциями в пределах ста. Далее эти навыки укрепляются в совместной работе педагога и ребёнка. Как заверяет автор методики Н. А. Зайцев, дети к шести-семи годам, занимаясь с кубиками два раза в неделю, способны овладеть содержанием учебных программ для второго, третьего, четвёртого классов. Методика Н. А. Зайцева позволяет в короткий срок изучить грамматику русского языка, математику и английский язык.

Недостатки методики

Наверное ни одна методика по обучению детей не может быть совершенной, и кубики Зайцева не являются исключением. В чём заключаются её недостатки и насколько они серьёзны?

🟥 Итак, первый недостаток — возможные трудности при усвоении ребёнком некоторых важных тем школьной программы по русскому языку. Это связано с тем, что методика Зайцева отличается от методики преподавания чтения и письма в школе.

🟥 Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады. А между тем склады и слоги слова далеко не всегда совпадают. Например, такие слова, как «тигр» или «сом», соответственно, делятся на склады «ти-г-р» и «со-м», но при этом каждое это слово состоит из единственного слога. Следовательно, есть большая вероятность, что ребёнок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.

🟥 Имея дело сразу со складами, а не с отдельными буквами, ребёнок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв «ли» или «лы», ему не пришлось в своё время преодолеть трудности «склеивания» согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный «л» в варианте «ли» звучит мягко, а в сочетании «лы» — твёрдо. Это осталось для ребёнка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.

🟥 По той же самой причине ребёнку трудно преодолеть в своём сознании неделимость склада — у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах. Действительно, например, в слове «везу» в изначально привычном для ребёнка делении слова на склады будет деление на «ве» и «зу». Для такого ребёнка может оказаться весьма проблематично «оторвать» букву «з» от склада «зу» и увидеть корень этого слова — «вез». 

🟥 Также частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева.

К недостаткам кубиков Зайцева можно отнести их относительную дороговизну и трудоёмкость методики.

Некоторые родители, купившие кубики Зайцева, с удивлением обнаруживают, что купили заготовки, а не сами кубики. Следовательно, им ещё придётся склеить кубики, а значит потратить и время, и силы. Также не надо забывать, что сами кубики Зайцева картонные, поэтому не стоит рассчитывать, что они прослужат долго. Впрочем сейчас на прилавках магазинов всё чаще можно встретить уже собранные кубики Зайцева, а не заготовки к ним.

Итак, купить ли своему малышу комплект кубиков Зайцева и начать ли работать по его оригинальной методике, решать вам.

Автор: Голубова Ульяна

88169
Комментарии (9)
Наташа Бодрова
15 октября 2019
Здравствуйте, Ульяна!
Вы написали про обучение чтению по кубикам Зайцева, но при этом вы сами не практикуете это обучение, потому что человек, который занимается с детьми по кубикам ЗАЙЦЕВА (я занимаюсь более 20 лет!), все недостатки, которые вы указали, развеет в пух и прах, потому что их нет!
Теперь по порядку:
1) Вы пишите, что "Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады" и, мол, поэтому не сможет разделить слово на слоги... Но в кубиках Зайцева есть чёткое деление на гласные и согласные. Золотые кубики: большой У-О-А-Э-Ы-Большая клубничка (картинка), потому что рот большой при произношении, и ещё кубик маленький ю-ё-я-е-и-маленькая земляника (картинка), потому что рот маленький при произношении! Когда дети уже научатся писать кубиками, а значит и читать, то мы обязательно говорим детям про деление слов на слоги для переноса при письме, мы даже прописываем слова с переносом, когда кубиками пишем предложения (заметьте, со знаками препинания!) и слово приходится перенести на другую строчку (полочку)!
Проблем с делением на слоги никаких нет!
2) Далее Вы пишите, что "ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв "ли" или "лы"... согласный "л" в варианте "ли"звучит мягко, а в сочетании "лы" - твердо".
И это неверно...
Кубики  есть маленькие лю-лё-ля-ле-ли-ль, потому что при произношении рот маленький (обязательно говорим детям, что маленькие кубики называют мягкими, это с лёгкостью понимают не только школьники), и большие ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л, потому что при произношении рот большой, а позже скажем детям, что из называют твёрдыми в противоположность мягким!
Я, например, при занятиях с отстающими школьниками, обязательно использую кубики Зайцева, и дети начинают правильно делать фонетический разбор слов!
3) Далее Вы пишите, что "у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах..., например, в слове "везу"... может оказаться весьма проблематично... увидеть корень этого слова - "вез".
Но никаких проблем на этот счёт не возникает, так как мы пишем-составляем кубиками и изменяем слова по лицам, числам и падежам, наглядно видя, что есть часть слова, которая не меняется, и говорим, конечно, детям, что называется эта часть корнем слова! Кроме того знакомим и с приставками, просто приставляя к готовому написанному кубиками слову любые приставки, и с суффиксам знакомим! А на второй год обучения вообще подключаем таблицы Зайцева "Русский язык для всех" и по ним уже такие тонкости русского языка разбираем, что и не все взрослые знают, не говоря уж о школьниках...
4) И ещё Вы пишите, что "частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов."
Но подобные ошибки вообще невозможны, потому что мы (люди, работающие по методикам Зайцева) добиваемся от каждого ребёнка четкого произношения при пропевании таблиц и озвучивании кубиков! Все логопедические недочёты исчезают у детей без нудных логопедических занятий! Просто для того, чтобы правильно составить слово из кубиков нужно правильно и чётко произнести слово по складам, чтобы услышать и найти нужный кубик!
Например, ми-Ш-КА или ми-С-ка, различаются двумя кубиками, произнесёшь правильно, значит и напишешь правильно!
Кубики Зайцева - это отличная альтернатива логопедическим занятиям: проверено на большом количестве детей, в группу приводили специально детей с большими логопедическими проблемами, с которыми отказывались логопеды заниматься, потому что ребенок не выговаривает больше половины звуков, через 3-4 месяца проблемы уходят!
Пишите о дороговизне кубиков, но это же АВТОМАТИЧЕСКАЯ методика, а интеллектуальная собственность стоит дорого!
Ещё написали о недолговечности кубиков, но и это неправда! Кубики действительно из картона, с вкладышами из толстенького картона, им совершенно ничего не делается, если, конечно, из не мочить водой, не рассасывать углы, кубиками, которые я покупала за 100 рублей более 20 лет назад, можно пользоваться и сейчас, кстати я их сама собирала из готовых разверток, правда сверху скотчем обклеивала, так как занималась в группах детского сада, 6 групп, начиная с ясельной группы, это вам не 10 детей, и тем более не один.
ответить
D
dieSonne
24 апреля 2013
Нам тоже нравятся кубики Зайцева, и другие основанные на этом методе развивающие игры. У кого есть iPad – могу посоветовать приложение «Учимся читать» - в нем используется метод Зайцева (есть бесплатная лайт-версия – https://itunes.apple.com/us/app/ucimsa-citat-lajt/id602566605?ls=1&mt=8
Загрузила сыну 4,5 лет, подходит по возрасту и нравится.
ответить
Баранова Светлана
22 января 2013
Ура! Оказывается, на этом сайте есть несколько замечательных, серьёзных статей И. В. Мальцевой, «реабилитирующих»   систему обучения чтению Зайцева. (Статьи за 2009год).
ответить
Баранова Светлана
15 января 2013
Я знакома с системой Николая Александровича Зайцева уже десять лет. Поэтому, когда у меня родился сын, заниматься с ним по кубикам Зайцева или нет – такого вопроса не стояло. Конечно, заниматься! И вот почему.
Играя с кубиками Зайцева, ребенок,  не торопясь, день за днём осваивает  чтение.  Без скучных  усаживаний и повторений (известную пословицу «Повторение – мать учения» Зайцев перефразировал : «Повторение – мать заикания»). Зачем мы учим читать маленьких детей? Чтобы похвастаться их успехами перед знакомыми? Для чего беглое чтение нужно первокласснику, ведь он для того и идёт в школу, чтобы  научиться там грамоте, скажете вы? А вот для чего. Только представьте, что ваш  читающий запросто  ребёнок в школу будет ходить с удовольствием, потому что учиться ему  будет легко, домашние задания выполнять самостоятельно и быстро. Читая условие математической задачки, он будет стараться понять её суть, а не станет тратить время на мучительное складывание букв в слова. Больше времени останется для игр  на улице, чтения художественной литературы или, например, занятий в спортивной секции, музыкальной, художественной школе. Высокие стартовые возможности положительно скажутся и на самооценке ребёнка. Ведь вместе с тем, что кубики и таблицы Зайцева (а также складовые карточки, другие пособия) учат читать, они развивают ещё мышление, внимание, память. Если начать заниматься по кубикам и таблицам достаточно рано – в 2-3 года, то тогда до школы у вас в запасе  несколько лет. За такое  время, занимаясь понемногу каждый день, вы научите ребёнка хорошо читать.  Только не надо пытаться сделать это за рекордные сроки.  А то даже такое замечательное пособие, как кубики Зайцева подействует наоборот – привьёт  отвращение к чтению и учёбе вообще. При правильном подходе к обучению  складывание слов из кубиков, письмо указкой и пропевание песенок по таблице, для ребёнка станет таким же естественным делом, как рассматривание картинок в книжках, раскрашивание карандашами или игра в мяч. Есть настроение, желание  – поиграл, надоело – переключился на другую игру. Мало-помалу и вы дойдёте до чтения вывесок на магазинах, заголовков в газетах, а потом и небольших текстов в книжках-малышках. Для закрепления навыка чтения есть ещё пособия Зайцева  «Читайи и пой», «Пословицы и поговорки», «Загадки».
Как же сделать так, чтобы кубики Зайцева приносили только пользу, как заниматься по ним правильно? Во-первых до начала занятий нужно не полениться и внимательно прочитать методичку от корки до корки (она прилагается к комплекту кубиков). Тогда очень многое сразу станет понятно. В методичке описано множество игр с кубиками для детей разных возрастов, в том числе и для школьников. На коробке с кубиками Зайцева написано: «Комплект для дома, группы, класса». Это значит, что по кубикам и таблицам заниматься можно не только дома и в группах раннего развития, но и в начальной школе. А методика предназначена для родителей, воспитателей и учителей начальных классов. Есть школы, где в начальных классах обучение ведётся по системе Зайцева. В той же методичке Николай Александрович  рассказывает, как первоклассники пишут диктант кубиками. Почитайте, это интересно! Жаль, что таких школ мало  и есть они не в каждом городе.
На мой взгляд, проблемы, с которыми якобы сталкиваются первоклассники, ранее обучавшиеся по системе Зайцева, надуманы. Здесь моё мнение с опасениями автора статьи Ульяны Голубовой  не совпадает. Как правило, умеющий и любящий читать ребёнок отличается и хорошим интеллектом, и любознательностью.  Маловероятно, что он спутает букву со складом, а склад со слогом.  Методика Зайцева  помогает уже хорошо читающим детям освоить многие темы по русскому языку, такие как перенос слов, расстановка ударений, между прочим, и фонетический анализ тоже.
Насчёт фонетического анализа отдельно. В моё время его начинали изучать в четвёртом классе как один из разделов науки о русском языке. Авторы современных  школьных программ почему-то считают, что звуко-буквенный анализ слова поможет ребёнку быстрее научиться читать и грамотно писать. Поэтому фонетический разбор сейчас делают в первом классе. Но как отмечает Николай Александрович, большинству первоклассников он создаёт дополнительные трудности в овладении чтением и грамотой. Например, некоторые дети вместо «самолёт» пишут «самольот» и т. п.  Но даже в этом случае методика Зайцева может прийти на помощь, если заниматься по ней дополнительно.  Ведь большие кубики – это склады с твёрдыми согласными, маленькие  –  с мягкими, «железные» - со звонкими, «деревянные»  – с глухими.
И напоследок – о дороговизне кубиков Зайцева. Не такие уж они дорогие. Методика стоит того. И не такие хрупкие, как кажется. Если оклеить их скотчем и специально по ним не топтаться, в ванну с водой не бросать, после занятий убирать – хватит надолго. В  разобранном виде кубики продают потому, что ещё несколько лет назад наполнять их звучащим материалом нужно было самостоятельно: крышки пивные собирать для «железных», фасоль класть в «деревянные»,  жесть нарезать в  «золотые».  Но современный потребитель привык, чтобы ему всё подавали на блюдечке с золотой каёмочкой, да ещё голубой ленточкой перевязали. Поэтому в продаже со временем появились кубики с прилагаемыми наполнителями, потом собранные кубики, а вот теперь даже пластмассовые.  Но кто хотел заниматься со своими детьми по системе Зайцева – занимался и тогда, ну а кто не хочет... Тут уж никакие,  даже самые лучшие пособия не помогут. Кстати, пластмассовые кубики лично мне нравятся меньше, у них углы слишком острые, а если ребёнок играет с ними всё время в движении, может и пораниться, нечаянно упав на такой кубик. Правда, в комплект с пластмассовыми кубиками входят более удобные таблицы – картонные и меньшего формата, легко помещаются на стене.  А сэкономить на кубики можно, не покупая барби, бэтмэнов и человеков-пауков.
Почитать о кубиках Зайцева можно в книге Лены Даниловой «Кубики Зайцева в семье», можно выйти на сайт «Методики Н. А. Зайцева».
ответить
Наталья Мыльникова
29 декабря 2012
Это карточки, тоже очень полезные для чтения
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё