В последнее время появляется всё больше и больше детей, которые начинают говорить только после 2-2,5 лет. В большинстве случаев это связано с тем, что родители мало общаются со своими детьми, почти не читают им книг, слишком много времени уделяют именно умственному развитию в ущерб обычным эмоциональным играм, таким как "ладушки" и прятки. В итоге мы получаем людей, которые не могут начать разговор, с трудом поддерживают отношения, не хотят понимать других и не умеют излагать свои мысли. А ведь только в общении человек может познать других людей, а через других людей - познать себя.
Если вспомнить детей-маугли, то становится понятным, что общение не является врожденным и его нужно целенаправленно развивать.
М.И. Лисина, детский психолог, которая глубоко занималась вопросом развития коммуникативных навыков, выделила следующие стадии общения детей со взрослыми:
- Для ребенка 0-6 месяцев важно внимание и доброжелательное отношение взрослого.
- После 6ти месяцев до 3х лет на первый план выходят деловые отношения со взрослым на основе игрушек и различных предметов. В этом возрасте ребенку важно, чтобы мама и папа играли с ним и учили его играть.
- С 3 до 5 лет ребенку необходимо познание окружающего мира. Это возраст "почемучек". И тут ребенок будет ближе к тому взрослому, который сможет отвечать на его бесконечные вопросы.
- В 6-7 лет ребенок уже может общаться на отвлеченные темы. На первый план выступает личностное общение. Ребенок ищет того взрослого, с которым у него будет хорошее взаимопонимание и от которого он сможет получать сопереживание. Как правило, таким взрослым для ребенка является мама или бабушка.
Как же научить ребенка общаться?
- Во-первых, это ваш личный пример. Ребенок впитывает то, что видит. Он учится у вас, как надо разговаривать с людьми, как строить с ними отношения, как проявлять заботу и вежливость.
- Во-вторых, очень важно в ребенке умение проявлять свои чувства. Открытый ребенок более приятен окружающим людям. Не бойтесь говорить о своих чувствах и побуждать ребенка к тому же.
- В-третьих, вселяйте в ребенка уверенность в себе, показывайте его значимость, хвалите ребенка -- усиливайте положительные стороны, дабы ему было чем заинтересовать других детей.
- В-четвертых, играйте с ребенком в сюжетные игры, где ребенок то и дело будет попадать в различные ситуации и будет вынужден вступать в диалог.
- В-пятых, чтобы ребенок рос свободным и умел отстаивать своё мнение, не навязывайте ему "единственно правильное решение". У ребенка должно быть право выбора.
Статьи по теме:
Развитие эмоций у детей первого года жизни
Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет
Эмоциональное и социальное развитие детей второго года жизни
Игры, сближающие малыша и маму (0 – 6 месяцев)
Эмоциональные игры с мамой (для малышей 7-12 месяцев)
12 основных правил общения с ребенком