Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Основные принципы воспитания детей

На наш сайт школа семи гномов приходит очень много вопросов про воспитание детей.

Чаще всего родителей беспокоят определенные проблемы с их ребенком: не слушается, часто капризничает,не хочет ходить на горшок, плохо ест, сосет палец, бьет других детей, не разговаривает и т.д.

Анализируя ситуации, убеждаешься, что первоначальная проблема — в семье.

На наш сайт Школа Семи Гномов приходит очень много вопросов про воспитание детей.

Чаще всего родителей беспокоят определенные проблемы с их ребенком: не слушается, часто капризничает,не хочет ходить на горшок, плохо ест, сосет палецбьет других детейне разговаривает и т.д.

Анализируя ситуации, убеждаешься, что первоначальная проблема - в семье. Ребенок капризничает - значит, родители, скорее всего, слишком непоследовательны в воспитании; малыш не хочет есть - вероятно, что мама придает слишком большое значение этому вопросу; сосет палец - вероятно, ребенку не хватает внимания, и палец в данном случае выступает заменителем мамы; плохо ведет себя - не известны границы дозволенного и ребенок старательно пытается их найти или нарушены взаимоотношения с родителями и таким образом ребенок ищет общения.

 

Конечно, дети не роботы. И не возможно так категорично ставить "диагноз". Потому что одна и та же проблема может быть вызвана различными причинами. Это всего лишь усредненные наблюдения.

Однако, многих проблем в поведении ребенка можно избежать, если изначально выработать определенную линию воспитания. К сожалению (а может быть и к счастью), нет единственно правильных законов воспитания. У каждой семье они свои.

 

Я лишь хочу поделиться с вами своими принципами воспитания, к которым, к сожалению, пришла не сразу, а постепенно, прочитав уйму литературы по воспитанию, а так же наблюдая за своими детьми  и детьми своих знакомых.

 

- Личный пример родителей

Это очень важно. На самом деле довольно многое мы закладываем в ребенка "неосознанно". Нам кажется, что мы просто живем вместе с ребенком, но на самом деле не все так просто. Ребенок подмечает и впитывает буквально всё - каждое наше действие и слово. Очень часто родители сетуют, что их ребенок не умеет общаться. Но, разбирая ситуацию, понимаешь, что мама и папа сами не любят общение и ведут довольно замкнутый образ жизни. Или другой пример, наверняка в любой группе детского сада всегда найдется агрессивный ребенок. И когда узнаешь, как мама этого ребенка ведет себя с ним (раздражается, холодна, часто кричит и даже бьет), понимаешь, почему он такой.

 

- Взаимоотношения

Очень давно я услышала, что в среднем мама общается со своим ребенком в сутки около 10 минут. Меня это очень сильно поразило! "Как, - думала я, - мама, которая проводит со своим ребенком почти весь день - и всего 10 минут!!! Тут какая-то ошибка! "

Но потом поняла, что речь, конечно же, шла в основном о детях старше 3х лет. И стало ясно, что ведь действительно так - мама после работы забирает ребенка из детского сада, ведет его домой, где её сразу же встречает множество дел: надо приготовить, убраться, погладить, постирать… А ребенок… Он предоставлен сам себе.

Время от времени он, конечно, обращается к маме. Но это не более 30 секундное общение: "Мама! Посмотри, какую я пирамидку построил!" Ну и конечно мама время от времени обращается к ребенку, правда в основном о "бытовых вопросах": "Помой руки, иди ешь, раздевайся…".

Если родителю не интересен мир ребенка, то со временем пропасть между ними будет только расширяться. И потом уже будет очень трудно найти точки соприкосновения.

Я в свою очередь эту проблему решила приемлемым для себя способом - через игры. А игра в детстве - это и есть общение. Старалась играть с детьми в те игры, которые в первую очередь интересны мне. А уж детям, по моему, все равно во что играть - главное, что в этой игре присутствуют родители!

 

- Внимание

Детям нужно внимание! Как только моя дочка начинала капризничать - я понимала: "Это сигнал - ей скучно и она требует внимания!" Стоило сказать: "Иди ко мне моя хорошая, я тебя поцелую!", как все капризы мигом улетучивались. Конечно, тут важна золотая середина. Слишком много внимания - плохо и слишком мало внимания - тоже плохо.

У детей прекрасная интуиция, и они всегда чувствуют, сколько внимания может дать им родитель. Например, пока я возилась на кухне с приготовлением еды, дети сами придумывали, чем занять себя. Но как только я ложилась на диван отдохнуть, они набрасывались на меня, понимая, что мама свободна и можно получить свою порцию внимания.

Когда у меня был только один ребенок, я старалась по максимуму уделять ему внимание - синдром "идеальной мамы" (делала домашние дела только когда он спал, а когда он бодрствовал - занималась только им). И сын привык к такому раскладу внимания, и когда родился второй ребенок - сыну было очень тяжело. Поэтому, если у вас пока один ребенок, делайте так, чтобы ребенок видел, что маме нужно и приготовить и убраться… А ему придется в это время самому занять себя.

 

- Границы

Жить без правил сложно. Получается, что ребенок ежеминутно должен принимать решение - можно или нельзя?! А это изматывает! Начинаются капризы и истерики!

 Поэтому на первых порах родители должны помочь ему - установить границы. Обнаружив эти границы и проверив их на прочность, ребенок успокоится, почувствовав себя в безопасности, и в дальнейшем будет следовать установленным правилам.

Конечно, во время проверки этих границ потребуется ваша тактичность - не вступайте с ребенком в открытый бой. Будьте хитрее! Отвлекайте ребенка от нежелательных действий, переключайте его внимание на что-то другое, говорите о своих ожиданиях (мы сейчас пойдем к врачу, там надо будет вести себя тихо, не мешать врачам лечить больных детишек) и старайтесь "не замечать" плохое поведение.

Важно, чтобы правил было немного, и ребенок мог их запомнить и усвоить. Считается, что сколько ребенку лет, столько и должно быть ограничений. В годик - это может быть запрет на игры с кухонной плитой, в пять лет - ограничение на количество просмотренных мультфильмов, установленное время для отхода ко сну, требование по уборке своих игрушек и т.д.

 

- Последовательность

Самый "ужасный" для меня период был, когда все мои трое детей были маленькие, причем одновременно. Старшему 7 лет, среднему 4 года, младшей полгода. Я ничего не успевала! Хваталась за одно, второе третье… Ничего не могла довести до конца…

Начинала читать детям одну книгу, забрасывала её и читала другую. То разрешала что-то (чтобы, например, мне дали спокойно уложить дочку), то запрещала (как только дочка засыпала). Я даже по этому поводу обратилась к психологу (иногда очень важно услышать мнение другого человека). На что психолог, выслушав мои жалобы на то, какая я непоследовательная мать и как это плохо может отразиться на моих детях, пожала плечами, как бы говоря, что это ерунда. И тогда мне стало ясно, что последовательность важна только в главном! в основных моментах и жизненных принципах! А во всех мелочах возможно быть последовательными разве что только роботам.

 

- Гибкость

Ребенок - это тоже человек! Только пока маленький. У него есть свои чувства, желания, потребности, представления. Очень часто родители сильно перегибают палку и хотят, чтобы ребенок жил только так, как они ему говорят.

Не могу забыть одну маму - до сих пор не понимаю, почему ей был столь принципиален этот вопрос. У её четырехлетнего сына была сабля на ремне. Мы с детьми пришли на занятия к логопеду, а они как раз собирались уходить. Мальчик хотел прицепить саблю поверх куртки, а мама уверяла, что так делать нельзя, что сабля прикрепляется только к джинсам под куртку. В итоге они ругались, сын психовал и плакал, мама не сдавалась и стояла на своём. А что плохого бы случилось, если бы её сын прицепил свою саблю к куртке??? Да ничего! Зато сколько бы нервных клеток было сэкономлено у обоих.

Лично у меня такой принцип - относиться к ребенку как к равному, давать ему больше свободы и быть более гибкой в воспитательных моментах. Стараться избегать конфликтных ситуаций и проявлять принципиальность только в тех случаях, когда нарушаются установленные ранее правила или если ребенок хочет сделать что-то опасное.

 

Статьи по теме:

Воспитание без наказания 

Воспитание детей 0-6 месяцев

Воспитание детей 7 - 12 месяцев

Воспитание детей 1-2 лет

Воспитание детей 2-3 лет

Воспитание детей 3- 4 лет

Воспитание детей 4 - 5 лет 

Воспитание детей 5-6 лет

Воспитание детей 6 - 7 лет 

 
 Автор: Колдина Дарья
 

8777
Комментарии (2)
Диана
26 августа 2013
Спасибо, отличная статья!!!
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё