Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Не дерись и люби других!

В предыдущей статье мы рассказывали о видах и способах проявления агрессии, а так же о ее причинах. А сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку избежать агрессивности или стать менее враждебным.


В предыдущей статье мы рассказывали о видах и способах проявления агрессии, а так же о ее причинах. А сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку избежать агрессивности или стать менее враждебным. 


                        Итак, чаще всего дети проявляют агрессию,  чтобы:


•    Привлечь к себе внимание – если ребенку не хватает должного внимания, он будет стремиться заполучить его всеми доступными способами, в том числе и негативными. «Когда мама опаздывает на работу – надо помедленнее одеваться и тогда мама обязательно меня заметит!».


•    Самоутвердиться и получить желанный результат – когда ребенок не уверен в себе и в своей безопасности, его начинают одолевать многочисленные страхи. Это вынуждает ребенка прибегать к защитно–агрессивному поведению. «Проверим, купит ли мама мне эту машинку, если я начну топать ногами, биться головой об стену и громко плакать?!»


•    Отомстить и защититься – когда ребенка обижают родители или другие дети, он чувствует себя чрезмерно обделенным. Желая показать, на сколько ему больно, он старается сделать и обидчику больно или «оторваться» на тех, кто беззащитный. «Мама меня наказала, за это я разобью ее любимую вазу!»


•    Желание ущемить достоинства другого, задеть его самолюбие с целью подчеркнуть свое превосходство. Причем делается это обязательно публично, чтобы больнее ранить жертву: «А у тебя нет такого робота, как у меня. Мама тебе его никогда не купит!»


   Следует понимать, что дети проявляют агрессию из-за  неумения достойно выразить свои отрицательные эмоции и из-за неспособности понимать других людей. Поэтому главная задача в профилактике и устранении агрессии -  научить ребенка направлять свои негативные чувства в мирное русло и побуждать его сочувствовать и помогать окружающим.


                                           Профилактика агрессивного поведения


~   Создайте  в семье атмосферу любви, теплоты, заботы и поддержки. Это даст ребенку чувство защищенности и уверенности, а значит меньше останется поводов для злости, зависти и  эгоизма.


~  На личном примере показывайте вашему малышу образец желательного поведения: уважайте, будьте терпеливы, заботливы и т. д.


~ Будьте последовательны – иначе ребенку придется проводить неадекватные эксперименты, чтобы узнать истину.


~    Предъявляйте к детям разумные требования, четко обозначьте, что можно, а что нельзя. Тогда дети будут понимать, что от них ждут.


~  Не подавляйте личность ребенка, избегайте унижений и тем более телесных наказаний. Иначе ребенок поймет, что всего можно добиться непреклонностью, силой, злостью и жестокостью.


~   Воспитывайте в ребенке чувство ответственности за свои поступки. Ребенок должен понимать, что его несдержанность может иметь плачевные последствия как для него само, так и для окружающих.


~  Учите ребенка понимать и сопереживать окружающим, приходить им на помощь.  Изначально, конечно, на личном примере в отношениях мама – ребенок, мама – папа. А так же с помощью рассказов и сказок, в которых нужно прийти к герою на помощь.


~ Ребенок не должен загонять свои отрицательные эмоции вглубь себя или копить  их, пока они не взорвутся в виде агрессии или перерастут в какие-нибудь психосоматические нарушения.  Детям необходимо предоставлять как можно больше возможностей разряжать накопившуюся энергию.

 

И для этого есть множество адекватных приемов по «выпусканию  пара»:


- На своем личном примере учите малыша спокойно говорить о своих чувствах, а не кричать и злиться: «Мне не нравится, что ты так себя ведешь» «Ты обиделся на меня?».
- Выслушайте ребенка – пусть он вам расскажет, на что и почему он рассердился.
- Предложите малышу на листе нарисовать свою злость, обиду, страх, смять его, сжечь или разорвать его на мелкие кусочки.
- Можно побить подушки, покидаться ими, побить ими друг друга.
- Устроить 10 минут вседозволенности, когда можно «цветы кефиром поливать, играть подушкою в футбол и полотенцем чистить пол» (это из стихотворения Р.Рождественского).
- «Пообзывать» друг друга необидными словами: «Ты редиска», «А ты шапка» (помните, как в фильме «Джентльмены удачи»).
- Устроить салют, покидавшись вверх  мягкими игрушками (а можно и друг в друга).
- Можно принять успокоительную расслабляющую ванну и поплескаться водичкой.
- На полу разложить подушки и одеяла, на которые можно будет прыгать с дивана-трамплина.
- Сделать дыхательную гимнастику – глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз.
- Можно попеть и потанцевать под музыку.
- Разыграть с малышом сценки с игрушками, как вести тебя в некоторых ситуациях – когда у тебя забрали игрушку, толкнули и т.д.
- Покричать или выговориться в ванной под струю льющейся воды.
- Можно менять выражение лица:  веселое – грустное, злое – доброе.


                                        Как помочь ребенку стать менее агрессивным

  Если ребенок  вспыльчив,  непредсказуем, непослушен,  упрям, невнимателен к окружающим, агрессивен, то самое время принимать меры.


- Любите своего ребенка таким, какой он есть.  Будьте с ним эмоционально близки, проводите с ним побольше времени, занимайтесь общими делами, расспрашивайте и слушайте своего малыша,  делитесь с ним своими впечатлениями, рассказывайте о своем и его детстве.


- Будьте для ребенка «образцом спокойствия».  Следите, чтобы ваша или чья-либо агрессия, в том числе и телевизионная, не стала для ребенка постоянным примером.


- Попытайтесь понять причины проявления агрессий вашего ребенка и постараться исключить их. Это можно узнать из разговоров по душам,  игр ребенка,  его желаний быть похожим на какого-то героя.


- Если вы расстроены, то скажите ребенку об этом и объясните причину своего состояния, чтобы ребенок не считал себя виновником вашего настроения.  Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке.


- Будьте гибкими, не  требуйте от ребенка абсолютного послушания, а лишь соблюдения определенных правил,  избегайте физических наказаний.


- Придерживайтесь с ребенком режима дня, чередуйте пассивные и активные занятия,  не перегружайте его излишними впечатлениями, создайте условия для снятия напряжения через движения.


- Воспитывайте в малыше чувство сострадания, умение понимать других людей, считаться с их мнениями и  желаниями, общаться и дружить.


- Старайтесь предвидеть конфликт и вспышку агрессии и вовремя переключить  внимание ребенка на что-нибудь приятное.


- Не акцентируйте внимание на незначительных проявлениях агрессии – это все же лучше, чем зажать её внутри себя. Если у малыша была серьезная причина для раздражения, просто помогите ему успокоиться.


-  Если ребенок проявляет агрессию, особенно такую, которая причиняет вред другим, немедленно остановите его и пожалейте потерпевшего. А когда инцидент будет исчерпан,  наедине, объясните своему ребенку,  почему так делать нельзя («мальчику было больно и неприятно»), и как можно было бы по-другому добиться желаемого результата. 

      

- Развивайте  интеллект и кругозор ребенка.


  - Чтобы ребенку не пришлось привлекать ваше внимание только негативным поведением, почаще хвалите его  за хорошие дела.

 

- Не обижайте ребенка, не давайте ему невыполнимых обещаний.


- Если ребенок сталкивается с  проблемной ситуацией, он должен знать, что может обратиться к родителям за помощью. Нужно учить детей противостоять трудностям, относиться к ним «философски», а не впадать в уныние и идти у своего раздражения на поводу.

Если вам самостоятельно не удается справиться с излишней агрессией ребенка; если в большинстве ситуаций ребенок действует нецивилизованными способами; бьет слабых и беззащитных, чтобы самоутвердиться, испытывает при этом радость, то необходимо обратиться за помощью к специалисту.
 

Автор статьи: Дарья Колдина

5907
Комментарии (52)
Наталья Деисадзе
19 сентября 2010
Тогда, следом за этой статьей, должна следовать другая: "Как научиться контролировать себя" и "Как понять , что, конкретно, хочет твой ребенок". Я думаю, это будут бессцеллеры.Злюсь на себя, понимаю, что нельзя постоянно орать и наказывать. Но сдержаться уже не могу, потому что каждые 3! минуты, он что-то пакостит. При этом, старший брат - полная противоположность. Что делать?
ответить
еще 1 ответ
Колдина Дарья - консультант ШСГ, консультант интернет-магазина семи гномов
14 июля 2010
masha_tim, в этом возрасте дети пытаются понять рамки дозволенного и установить свои. Так же они провоцируют родителей (делают что-то специально),  это относится к агрессии, только не напрямую - ударить кого-то, толкнуть, а как бы в обход - добиться, чтобы мама позлилась, поругалась, обратила на него внимание. А бурный конфликт после собственноручно созданной ситуации помогает малышу разрядиться и выплеснуть скопившееся внутри напряжение.
Так что во первых, нужно понять причину поведения ребенка, почему он так часто провоцирует вас, а во вторых постараться не доставлять ему "удовольствие" от просмотра вашей бурной реакции
ответить
еще 1 ответ
Колдина Дарья - консультант ШСГ, консультант интернет-магазина семи гномов
13 июля 2010
Семигномочки! Перемещусь сюда:
После 2х лет у ребенка формируется понятие о себе, как о личности. Поэтому он старается отстаивать свое мнение всеми способами, в том числе и упрямством: "Я не хочу! Я не буду!"  Часто это происходит от того, что его не поняли, обидели, оскорбили, унизили.
Ребенку нужно всё объяснять и договариваться (как с большим человеком), чтобы он видел, что это не ваша блажь, а действительно необходимое требование. Если вы не хотите сломать его "Я" - уважайте его как личность, ищите компромиссы. С тем же выбрасыванием игрушек с балкона можно переключиться на интересную игру - а что если мы привяжем воздушный шарик за ниточку и "сбросим" его с балкона или будем выбрасывать привязанные игрушки, а затем поднимать их вверх на веревочке? Естественно, под строгим наблюдением мамы.
ответить
еще 1 ответ
Светлана
11 июля 2010
Всё очень хорошо и красиво, но у кого это срабатывает? Мы чем больше проявляем терпения и сдержанности, тем более неуправляемым становится ребёнок. И у него его непослушание вызывает только веселье. Конечно, я говорю сейчас немного о другом - не только об агрессии, но и о непослушании, но у нас эти две проблемы взаимосвязаны. на море Толя обижал мальчика из второй семьи, с которой мы ездили, как только понял, что тот слабее его... И никакими объяснениями и разговорами по душам нельзя было добиться, чтобы он не трогал этого мальчика. Специально отберет у него игрушку и демонстративно бросит - мол, мне не нужна... Сил уже никаких нет....
ответить
еще 1 ответ
Светлана СЕргеевна
10 июля 2010
ДАрья .в очередной сотый раз спасибо, мною были прочитаны многие книги на эту тему, а ваша статься, как хорошее напоминание обо всем!!
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё