Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Пять навыков взаимодействия с детьми

Книга, с которой мы хотели бы вас познакомить начинается так: «я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных!

Книга, с которой мы хотели бы вас познакомить начинается так: «Я была прекрасной матерью, до того как у меня родились дети. Я отлично знала, почему у всех людей возникают проблемы с их детьми. А потом у меня появилось трое собственных!

Жизнь с детьми может быть очень непростой! Каждое утро я говорила себе: «Сегодня все будет по-другому!» и все равно каждое утро повторяло предыдущее. «Ты положила ей больше, чем мне!", "Эта овсянка выглядит как размазня...», «Это розовая майка. Я хочу голубую майку», «Он ударил меня!», «Я вообще не прикасался к нему!», «Я не пойду в свою комнату. Ты мне не начальник!»»
 

Методы, используемые с детьми
 

Давайте сначала посмотрим на некоторые широко используемые методы, которые взрослые применяют для взаимодействия с детьми.
 

1. Осуждение и обвинение «Опять ты …, ты можешь не …, сколько раз надо…»
 

2. Ругань «Посмотри, как ты ешь! Ты отвратителен!»
 

3. Угрозы «Еще раз и получишь…»
 

4. Приказы «Я хочу, что бы ты…»
 

5. Нотации и морализаторство «Ты думаешь ты хорошо поступил? Тебе надо быть повоспитаннее. Ведь ты не хотел бы, чтобы так же поступали и с тобой…»
 

6. Предупреждение «Не залезай сюда – ты можешь упасть».
 

7. Мученические высказывания «Видите эти седые волосы – это из-за вас!»
 

8. Сравнения «Почему ты не можешь быть таким, как…»
 

9. Сарказм «Ты оставила чашку с водой посреди комнаты – блестящее решение!
 

10. Пророчества «Увидишь, никто не захочет с тобой дружить!»

 Учимся взаимодействовать


 Все эти высказывания оставляют ребенка с плохими чувствам и неприятны ему. Чтобы добиться взаимодействия есть альтернатива:
 

1. Описывайте, что вы видите, или описывайте проблему


ВМЕСТО: «Сколько раз тебе надо говорить мыть руки?» СКАЖИТЕ: «Я вижу мальчика с грязными руками».
ВМЕСТО: «Сколько раз тебе говорить, чтобы ты выключал свет в ванной. СКАЖИТЕ: «В ванной горит свет».

 

2. Предоставляйте информацию


ВМЕСТО: «Если еще раз увижу, что ты рисуешь на стене – я тебя отшлепаю!» СКАЖИТЕ «Стены существуют не для того, чтобы на них рисовали. Рисовать надо на бумаге».)
ВМЕСТО: «Кто пил молоко и не убрал бутылку в холодильник?» СКАЖИТЕ «Дети, молоко скиснет, если его не убрать в холодильник»


3. Скажите одним словом


ВМЕСТО: «Сколько раз повторять, что пора ложиться спать. А вы все продолжаете играть». СКАЖИТЕ: «Дети, спать!»
ВМЕСТО: «Иди кушать, сколько можно тебя ждать. Суп уже остыл» СКАЖИТЕ: «Кушать!»

 

4. Говорите о своих чувствах


ВМЕСТО: «Не кричи, ты не выносим!» СКАЖИТЕ: «Я не люблю, когда на меня кричат».
ВМЕСТО: «Ты никогда не убираешь за собой игрушки!» СКАЖИТЕ: «Меня беспокоит, когда игрушки разбросаны по полу – я могу на них наступить».

 

5. Пишите записки или рисуйте плакаты
 

ВМЕСТО того, чтобы заставлять ребенка мыть руки, складывать одежду и т.п. можно написать или нарисовать записку: «Сложи меня. Твоя одежда». Нарисуйте плакат на тему «Чистые руки».
 

Эти навыки с терпеливым искренним участием могут на первое время показаться бесполезными. То, что вы не можете достичь в первое время, не означает, что надо возвращаться к старым способам воспитания. Если у вас при этом возникает раздражение и вы злитесь можно сказать громче или написать записку по этому поводу. Обращайтесь к продвинутым навыкам, включив осознание ребенком существующей проблемы (т.е. повысить его ответственность за существующую проблему, а не брать её на себя).

Отвращение во взгляде родителя или презрительный тон могут глубоко ранить ребенка и словесное выражение о его неаккуратности, безответственности вдвойне его травмирует. Лучше родителю сурово сказать о проблеме, чем переходить к насилию. Учитывайте возраст и способности ребенка, а также имеет ли смысл ваша просьба и насколько она обоснована.
 

По книге Адель Фабер и Элейн Мазшиш «Как говорить, чтобы дети слушали , и как слушать, чтобы дети говорили».

Адель Фабер и Элейн Мазшиш – самые известные в мире специалисты по общению с детьми, авторы книги, впервые опубликованной в 1980 и переведенной на 24 языка.
 

6877
Комментарии (28)
Наталья
17 января 2012
Фабер не читала,прочла статью и поняла,что в целом так и обшаюсь с дочерьми,мне недавно знакомый рассказывал ,что ,когда мы ребенку говорим- Не делай что-то,то ребенок(дети) не слышат Не и делают,то о чем. Мы предупреждали)
думаю,что нам(мамам,родителям)нужно научиться прислушиватся к своим детям.
ответить
еще 1 ответ
Валентина
11 января 2012
Спасибо за напоминание. Читала статью год назад, старалась следить за собой. А в последнее время чувствую что опять "сползла" на неправильные установки в общении с ребенком. Так что как раз вовремя появилась статья на главной странице, время снова взяться за себя!
ответить
еще 1 ответ
Екатерина
16 февраля 2011
Начала читать книгу Адель Фабер и Элейн Мазшиш  "Как говорить с детьми, чтобы они учились". Уже с первых страниц начинаешь задумываться как правильно они пишут (вроде такие очевидные вещи и такие повседневные ошибки), и каким простым языком (с примерами из жизни, а не идеализированные). Хочется, конечно, не просто прочитать эту книгу, а перенести советы в жизнь.
ответить
еще 1 ответ
D
dfrfycbz
05 февраля 2011
Даша, прочитала книгу Фабер, я в восторге! она на меня произвела большее впечатление. Понравилось, что там идет повествование от лица человека, который пытается "начать новую жизнь" и что не всегда так гладко все выходит.... Многие авторы пытались описать проблему правильного общения с детьми, но читая их книги меня всегда не покидало чувство "как все легко!" и не было как такого ответа на вопрос, а что делать в ситуации если это не сработает и другой вариант тоже. В книге Фабер предусмотренны и эти случаи, авторы рассматривают и те ситуации, когда взрослый терпит поражение и что надо делать и в этих случаях. Такой подход делает книгу более реалестичной. Спасибо, что рассказали об этой книге!
ответить
еще 1 ответ
Нина
27 января 2011
Еще бывает, когда ребенок что-то разольет (уронит, упадет), ему говорят: "острожнее". А что "осторожнее", если уже произошло.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё