Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

«Книжки добрые любить…»

Все родители время от времени покупают своим детям книги. Но сегодня, придя в книжный магазин, изобилующий огромным количеством разнообразных изданий, можно растеряться, не зная, на чем остановить свой выбор...

Все родители время от времени покупают своим детям книги. Но сегодня, придя в книжный магазин, изобилующий огромным количеством разнообразных изданий, можно  растеряться, не зная, на чем остановить свой выбор.

Есть родители, которые не бояться экспериментировать – и готовы скупать все модные новинки современной печатной продукции. Другие родители осторожничают, предпочитая для своих детей классику, на которой росли сами.

 

Так что же такого хорошего и притягательного есть в тех старых, добрых книгах, если многие родители и сейчас читают их своим детям?

 

Советские книги – безусловно, были написаны талантливыми писателями и поэтами, уважающими маленького читателя и воспитывающими в нем личность. Язык этих книг понятен каждому малышу, и в то же время, это - настоящий и хороший русский язык. Сюжеты старых книг, тоже близкие и понятные детям, пробуждают в их сердцах доброту, а герои, которым хочется подражать, глубоко и надолго западают в умы и души ребят. Эти книги  учат противостоять злу, глупости, эгоизму.

 

А иллюстрации! Вы помните те добрые рисунки, пусть даже и черно-белые, которые можно было рассматривать по много раз и каждый раз находить что-то новое? Всем нам известны такие замечательные художники-иллюстраторы, как В.Лебедев, Ю.Васнецов, Е.Чарушин, Е.Рачев, А. Савченко, В.Сутеев и др.

 

Они очень разные, у каждого из них свой стиль, особый творческий подход. Но их рисунки полностью раскрывают содержание книги, точно и тонко передают настроение произведения, они понятны и привлекательны для любого читателя, а изображенные персонажи сказок или рассказов имеют каждый свой характер.

 

Советские книги издавались многотысячными тиражами, они были недороги, и все равно их не хватало на всех. Зато сейчас каких только книг нет: любого содержания, оформления и качества! Но вместе с тем, зачастую, современные издатели берут книжный рынок количеством, а не качеством. И потому родителям приходится быть начеку, ведь среди всего этого книжного изобилия  довольно трудно выбрать по-настоящему хорошую книгу.

 

При выборе книги для ребенка важно учитывать два момента: текстовое содержание  и художественное оформление.

 

Самая острая проблема современной детской литературы – это почти полное отсутствие по-настоящему талантливых поэтов, уважающих своих Читателей. Как Вам, например, нравится такое стихотворение (не будем называть его автора):

 

На крыльце хвалился гусь:

Никого я не боюсь.

Если только захочу –

Индюка я растопчу,

А козе-то, га-га-га,

Обломаю я рога.

Утоплю свинью в корыте –

Вы со мною не шутите.

 

Чему это стихотворение может научить маленького ребенка? А сколько еще выпускается грубых или нескладных и непонятных стихов для малышей! Но если издательства и дальше будут печатать все без разбора, то рано или поздно невозможно будет отыскать настоящую поэзию для детей.

 

С приходом демократии любой человек может что-то написать и «издаться». Но, к сожалению, иной раз «писателями» становятся люди, далекие от детей. Однажды в тонкой книжечке для малышей современного автора (опять же не будем указывать его фамилию) среди нескольких рассказиков о том, как вести себя ребенку в проблемной ситуации, попался один под названием

«Кто что делает?»: «…Митя и его любимый зайка на полу сидят, мешочки на коленках держат. Митя уже свой мешочек развязал. Что в нем, как ты думаешь? Мама сидит в большом мягком кресле и разговаривает по телефону. Аня мешает маме. Она кричит: «Дай мне трубку, дай!» Громко кричит! Мишка за кресло спрятался. Он не любит, когда Аня кричит и капризничает». Согласитесь, весьма неприглядная семья.

 

Во-первых, каждый занят своим делом. Почему бы не рассмотреть ситуацию, когда мама и дети что-то мастерят вместе?

Во-вторых, – большие сомнения по поводу этакой мамы – не понятно, сколько часов она уже проговорила по телефону и долго ли собирается еще говорить?

В-третьих, бедная Аня – наверно она уже целый час так кричит и плачет, но мама не обращает на нее внимания, к тому же, Аня еще и мешает маме! На наш взгляд, в данной книге не учитывались ни детская психология, ни педагогика.

 

Сейчас стало модно печатать сокращенные тексты для самых маленьких. С одной стороны это правильно – ведь малышу еще тяжело уследить за ходом длинного повествования. Но адаптировать тексты нужно с умом и деликатно. А когда из рассказов и сказок убираются «ненужные мелочи» и заменяются излишне яркими и «упрощенными» иллюстрациями, то в итоге получаются короткие и бессмысленные пересказы сюжета, порой искаженные до неузнаваемости.

 

Например, одно издательство оставило от прекрасного произведения Г.Х. Андерсена только следующее: «В небольшом пруду около птичьего двора жил маленький Утенок. Он был несчастным, потому что был некрасив. Обитатели птичьего двора смеялись над ним и называли «Гадким Утенком». Однажды Утенок не выдержал и ушел, куда глаза глядят. Он забрел на ферму, где ему разрешили пожить в старой бочке. Так прошла зима. Наступила весна, и Утенок захотел поплавать в родном пруду. Он вернулся. И никто не узнал в красивом лебеде «Гадкого Утенка». В один прекрасный день он встретил стаю лебедей и улетел с ними в дальние края».

 

Сегодня много действительно хорошо, красочно и грамотно проиллюстрированных книг, да и возможности современных типографий позволяют выпускать книги на высшем художественно-полиграфическом уровне.

 

Но все же, к иллюстрациям в детских книгах тоже есть некоторые замечания. Хотелось бы, чтобы крокодил был похож на крокодила и был зеленого цвета, а не оранжевого. Бывает, художники рисуют очень сухо, схематично и однообразно, а бывает наоборот – слишком ярко, приторно и навязчиво.

 

В то время как иллюстрации в детской книге должны помогать ребенку накапливать знания об окружающем мире, стимулировать развитие интереса к нему, пробуждать в маленьком читателе воображение и творческие способности, давать пищу для размышлений.

 

Давайте внимательно выбирать литературу для наших детей, скрупулезно изучая содержание, чтобы, насколько это в наших силах, исключить возможность встречи наших детей со второсортными книгами. Ведь от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.

 

Ну а если у Вас нет времени, чтобы изучить и оценить современные книги для детей или вы сомневаетесь в их развивающем и развлекательном значении  –  просто обращайтесь к солидным и проверенным издательствам, которые придерживаются в своих изданиях общечеловеческих ценностей и действуют в интересах детей.

Автор: Дарья Колдина
 

1981
Комментарии (25)
Колдина Дарья - консультант ШСГ, консультант интернет-магазина семи гномов
30 августа 2011
Лично мне такая мама совсем не симпатична. Каждый занят своим делом и каждому друг до друга нет никакого дела. Митя сидит на полу и сам себя развлекает, мама сидит в мягком кресле и болтает по телефону!!! Аня стоит возле мамы, плачет, надрывается, привлекает к себе внимание, а маме всё нипочём. При этом действия Ани расцениваются так: «Аня МЕШАЕТ маме». Ну если дети нам мешают  - зачем тогда мы их рожаем?
ответить
еще 1 ответ
Елена
30 августа 2011
Я рассматриваю описанную ситуацию в следующем ключе.
Проблема: донести до ребенка мысль, что мама бывает занята, и не может бросить дело и поиграть с ним. И нужно подождать когда мама освободится.
Отсюда и обсуждение картинки. У мамы ВАЖНЫЙ разговор. Она сейчас поговорит и будет играть с детьми. Миша спокойно играет и ждет когда мама поговорит. А АНЯ капризничает, мешает маме (ну замените слово мешает на любое другое, если оно коробит) и не дает ей разговаривать...

Я своему сыну обычно говорю что-то типа такого "я сейчас занята и не могу с тобой поиграть, поиграй сам, а я сделаю вот это и присоединюсь к тебе. А если ты меня сейчас будешь отвлекать, мне придется делать это дольше..." Сын уже начал прислушиваться к моим словам и не всегда, но ждет.

Можно конечно нарисовать как мама весело играет с Митей и Аней, но это уже будет не проблемная ситуация и совсем другая книжка.
ответить
Оксана
29 августа 2011
Что-то я не поняла?! Вот эта выдержка«…Митя и его любимый зайка на полу сидят, мешочки на коленках держат. Митя уже свой мешочек развязал. Что в нем, как ты думаешь? Мама сидит в большом мягком кресле и разговаривает по телефону. Аня мешает маме. Она кричит: «Дай мне трубку, дай!» Громко кричит! Мишка за кресло спрятался. Он не любит, когда Аня кричит и капризничает» из книжки "И так,и вот так" издательства Карапуз для самых-самых маленьких. А написала ее В.В.Гербова- педагог. Получается, что нельзя довериться даже именитым профессионалам?
ответить
еще 1 ответ
Светлана
25 августа 2011
Дарья, очень ценная статья. Как всегда чётко изложено именно то, что думают мамы, которые придают огромное значение тому, какую литературу покупать своим детям. Кстати, я очень люблю выбирать для сына книги, покупать их, но ведь можно же ходить в библиотеку! Мы записались, но всё равно не могу удержаться от соблазна покупать то, что спокойно можно взять в библиотеке и не обязательно держать всё время дома на полке.
ответить
еще 1 ответ
Валентина
23 августа 2011
Даша, очень хорошая статья! А главное - очень актуальная. Я давно уже прихожу в ужас, когда начинаю листать в магазине книги:  и текст, и иллюстрации не вызывают желания приобрести этот продукт. Иногда могу час простоять - и выйти ни с чем. :sad: И сокращенные варианты иногда кажется редактор вообще не читает перед печатью. Ну как прикажете расценивать фразы типа: "попросилась она к нему переночевать и его выгнала". Это имеется в виду лиса зайчика. И так может идти два-три предложения подряд только с местоимениями: он, она, они... Где тут речь правильную разовьешь. А над стихами мы смамой давно смеемся: такие как иногда печатают и мы можем легко писать. Я пока тоже в основном классику предпочитаю.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё