Все родители время от времени покупают своим детям книги. Но сегодня, придя в книжный магазин, изобилующий огромным количеством разнообразных изданий, можно растеряться, не зная, на чем остановить свой выбор...
Все родители время от времени покупают своим детям книги. Но сегодня, придя в книжный магазин, изобилующий огромным количеством разнообразных изданий, можно растеряться, не зная, на чем остановить свой выбор.
Есть родители, которые не бояться экспериментировать – и готовы скупать все модные новинки современной печатной продукции. Другие родители осторожничают, предпочитая для своих детей классику, на которой росли сами.
Так что же такого хорошего и притягательного есть в тех старых, добрых книгах, если многие родители и сейчас читают их своим детям?
Советские книги – безусловно, были написаны талантливыми писателями и поэтами, уважающими маленького читателя и воспитывающими в нем личность. Язык этих книг понятен каждому малышу, и в то же время, это - настоящий и хороший русский язык. Сюжеты старых книг, тоже близкие и понятные детям, пробуждают в их сердцах доброту, а герои, которым хочется подражать, глубоко и надолго западают в умы и души ребят. Эти книги учат противостоять злу, глупости, эгоизму.
А иллюстрации! Вы помните те добрые рисунки, пусть даже и черно-белые, которые можно было рассматривать по много раз и каждый раз находить что-то новое? Всем нам известны такие замечательные художники-иллюстраторы, как В.Лебедев, Ю.Васнецов, Е.Чарушин, Е.Рачев, А. Савченко, В.Сутеев и др.
Они очень разные, у каждого из них свой стиль, особый творческий подход. Но их рисунки полностью раскрывают содержание книги, точно и тонко передают настроение произведения, они понятны и привлекательны для любого читателя, а изображенные персонажи сказок или рассказов имеют каждый свой характер.
Советские книги издавались многотысячными тиражами, они были недороги, и все равно их не хватало на всех. Зато сейчас каких только книг нет: любого содержания, оформления и качества! Но вместе с тем, зачастую, современные издатели берут книжный рынок количеством, а не качеством. И потому родителям приходится быть начеку, ведь среди всего этого книжного изобилия довольно трудно выбрать по-настоящему хорошую книгу.
При выборе книги для ребенка важно учитывать два момента: текстовое содержание и художественное оформление.
Самая острая проблема современной детской литературы – это почти полное отсутствие по-настоящему талантливых поэтов, уважающих своих Читателей. Как Вам, например, нравится такое стихотворение (не будем называть его автора):
На крыльце хвалился гусь:
Никого я не боюсь.
Если только захочу –
Индюка я растопчу,
А козе-то, га-га-га,
Обломаю я рога.
Утоплю свинью в корыте –
Вы со мною не шутите.
Чему это стихотворение может научить маленького ребенка? А сколько еще выпускается грубых или нескладных и непонятных стихов для малышей! Но если издательства и дальше будут печатать все без разбора, то рано или поздно невозможно будет отыскать настоящую поэзию для детей.
С приходом демократии любой человек может что-то написать и «издаться». Но, к сожалению, иной раз «писателями» становятся люди, далекие от детей. Однажды в тонкой книжечке для малышей современного автора (опять же не будем указывать его фамилию) среди нескольких рассказиков о том, как вести себя ребенку в проблемной ситуации, попался один под названием
«Кто что делает?»: «…Митя и его любимый зайка на полу сидят, мешочки на коленках держат. Митя уже свой мешочек развязал. Что в нем, как ты думаешь? Мама сидит в большом мягком кресле и разговаривает по телефону. Аня мешает маме. Она кричит: «Дай мне трубку, дай!» Громко кричит! Мишка за кресло спрятался. Он не любит, когда Аня кричит и капризничает». Согласитесь, весьма неприглядная семья.
Во-первых, каждый занят своим делом. Почему бы не рассмотреть ситуацию, когда мама и дети что-то мастерят вместе?
Во-вторых, – большие сомнения по поводу этакой мамы – не понятно, сколько часов она уже проговорила по телефону и долго ли собирается еще говорить?
В-третьих, бедная Аня – наверно она уже целый час так кричит и плачет, но мама не обращает на нее внимания, к тому же, Аня еще и мешает маме! На наш взгляд, в данной книге не учитывались ни детская психология, ни педагогика.
Сейчас стало модно печатать сокращенные тексты для самых маленьких. С одной стороны это правильно – ведь малышу еще тяжело уследить за ходом длинного повествования. Но адаптировать тексты нужно с умом и деликатно. А когда из рассказов и сказок убираются «ненужные мелочи» и заменяются излишне яркими и «упрощенными» иллюстрациями, то в итоге получаются короткие и бессмысленные пересказы сюжета, порой искаженные до неузнаваемости.
Например, одно издательство оставило от прекрасного произведения Г.Х. Андерсена только следующее: «В небольшом пруду около птичьего двора жил маленький Утенок. Он был несчастным, потому что был некрасив. Обитатели птичьего двора смеялись над ним и называли «Гадким Утенком». Однажды Утенок не выдержал и ушел, куда глаза глядят. Он забрел на ферму, где ему разрешили пожить в старой бочке. Так прошла зима. Наступила весна, и Утенок захотел поплавать в родном пруду. Он вернулся. И никто не узнал в красивом лебеде «Гадкого Утенка». В один прекрасный день он встретил стаю лебедей и улетел с ними в дальние края».
Сегодня много действительно хорошо, красочно и грамотно проиллюстрированных книг, да и возможности современных типографий позволяют выпускать книги на высшем художественно-полиграфическом уровне.
Но все же, к иллюстрациям в детских книгах тоже есть некоторые замечания. Хотелось бы, чтобы крокодил был похож на крокодила и был зеленого цвета, а не оранжевого. Бывает, художники рисуют очень сухо, схематично и однообразно, а бывает наоборот – слишком ярко, приторно и навязчиво.
В то время как иллюстрации в детской книге должны помогать ребенку накапливать знания об окружающем мире, стимулировать развитие интереса к нему, пробуждать в маленьком читателе воображение и творческие способности, давать пищу для размышлений.
Давайте внимательно выбирать литературу для наших детей, скрупулезно изучая содержание, чтобы, насколько это в наших силах, исключить возможность встречи наших детей со второсортными книгами. Ведь от того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.
Ну а если у Вас нет времени, чтобы изучить и оценить современные книги для детей или вы сомневаетесь в их развивающем и развлекательном значении – просто обращайтесь к солидным и проверенным издательствам, которые придерживаются в своих изданиях общечеловеческих ценностей и действуют в интересах детей.
Автор: Дарья Колдина