NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

Развивающие игры Никитина

Борис Павлович Никитин (1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (1930) – педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, сейчас у них 23 внука.

Борис и Лена Никитины старались дать своим детям все возможное, чтобы те росли способными и талантливыми.  Исходя из склонностей и интересов своих детей, Никитины помогали им развиваться в соответствующих направлениях.

В доме семьи Никитиных создавалась «опережающая» и "обогащающая" обстановка, пропитанная интеллектуальным развитием и творчеством.  
 

Как в советском, так и в современном обществе по поводу самой системы воспитания и развития  детей, созданной Никитиными, до сих пор нет однозначного ответа. Кто-то является её ярым противником и считает, что их стремления были «чересчур крайними» и ни к чему не привели. Есть и верные последователи, желающие вырастить своих детей на примере Никитинской семьи - здоровыми, умными и добрыми. Но большинство  использует идеи Никитиных выборочно.

Но давайте сразу разведем два понятия - "система Никитиных" и "игры Никитина" и остановимся на играх. Борис Никитин придумывал их для своих детей. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям кубики Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб».

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что в них ребенок выступает как активная сторона, и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развиваются логическое и образное мышление, умение распознать и построить образ, формируется способность к самостоятельному мышлению.

В большинстве своем игры Никитина представляют из себя многофункциональные головоломки, предоставляющие простор для творчества. Каждая игра - это НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

Методика игр

На первых порах никто не объясняет ребенку правил игры, не показывает, как надо. Малыш сам решает задачу от начала до конца. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему ранее задач. Взрослый же следит за тем, чтобы уровень задачи был не слишком легкий и не слишком трудный, и "корректирует" ребенка только одобрением правильного решения. А совместная радость после решения задачи - это и награда за найденное решение, и стимул к будущим победам.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
  2. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно. Дайте ему возможность делать все самому, и отыскивать ошибки тоже.
  3. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  4. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  5. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Итак, главная особенность развивающих игр Никитиных состоит в том, что автору удалось объединить в них один из основных принципов обучения "от простого к сложному"  с очень важным условием творческой деятельности "делать всё самостоятельно".

Давайте рассмотрим самые-самые популярные игры:

Рамки и вкладыши Монтессори. Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача - подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того, рамки и вкладыши можно обводить.

Сложи узор. Эта игра представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно).

Никитин советует давать малышам эти игры с полутора лет. Из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к сложению простых узоров и фигур.

Сложи квадрат. Эта игра для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.

 

Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку предлагается складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

Точечки. На квадратные разноцветные карточки нанесены точки в количестве от нуля до десяти. Кроме того, есть карточки с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от нуля до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.

Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, склеенных друг с другом в фигуры, различные по форме и цвету. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.

Более подробно развивающие игры Б. Никитина описаны в его книге, которая так и называется - "Интеллектуальные игры". В ней также приводятся советы о том, как играть с ребенком.

Можно обратиться и к книге Лены Даниловой «Новый взгляд на игры Никитиных», в которой она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому. В своей книге она пишет: «Игры Никитиных можно сравнить с музыкальными инструментами, уникальными, многоголосными универсальными инструментами».

 

Автор статьи: Колдина Дарья.

Комментарии 20

Отзывы 20

25.09.2009 13:32:11
А у нас есть почти все игры Никитиных из перечисленных выше. В основном нам их дарили. А что - неплохой подарок. И вы знаете, никогда не учила  своих детей играть в эти игры. Они стояли у нас на полке и пылились. Но вот однажды кто-то из детей взял их, начал чего-то собирать, второй ребенок присоединился... И теперь их не оторвать от этих игр!
25.09.2009 22:01:14
В Германии и Японии эти игры выпускаются с 1990 года, а в России только с 1997. Вот и приходилось нам покупать обычные кубики с картинками, отмачивать и отдирать обклеенные бумагой стороны и раскрашивать нитрокраской в разные цвета.
03.10.2009 19:11:42
Сейчас во многих садах в группах есть эти игры. И они пользуются самой большой популярностью среди всех остальных настольных игр. Потому что здесь результат зависит не от удачи, а от реальной мозговой деятельности!
09.10.2009 16:49:22
Хочу тоже попробовать дать младшему.поймёт ли он?Ему1год2мес.
15.10.2009 14:12:24
podlivka, вы заменили свою фотографию на клубнички! Жаль! Всё таки приятнее общаться, когда видишь человека.
Теперь, что касается вопроса про игры Никитина. Они тем и хороши, что в каждой игре есть несколько уровней сложности и имеются разные задания к каждой игре (к наборам игр прилагаются инструкции). Поэтому некоторе вариации игр доступны уже с года. Например, попробуйте начать с "Рамок и вкладышей" и "Сложи узор". Методика Никитиных предполагет, что ребенок должен "доходить до всего сам" с небольшой помощью взрослого.  И вы сами поймете, где нужно будет подсказать, а где просто понаблюдать.  
Игры Никитиных в нашей семье появились давно (остались от старших детей). И как раз где-то в год дочка стала ими интересоваться. Ей очень нравилось вынимать и вкладывать обратно вкладыши разных геометрических форм.  
Так что надеюсь, что и Ваш малыш останется доволен играми Никитиных.
16.10.2009 22:49:30
Спасибо за ответ.)Сегодня купила "сложи узор" и кстате рамку вкладышей.Попробовали поиграть с ним.Ничего,для первого раза сайдёт)).Немного заинтересовало.То и дело подходит и берёт их.
17.10.2009 19:10:45
podlivka, Очень рада, что Вашему малышу понравилиь игры. У нас в семье они тоже пользуются спросом. Дочка сама берет игры с полки (особенно ей нравится "сложи узор")  и сама разбирается в них, играет. Чем мне еще нравятся игры Никитиных - их не возможно сломать и они деревянные.
17.10.2009 21:21:01
podlivka, а почему вы своему малышу решили купить именно игры Никитина? И где они продаются?
01.11.2009 10:45:28
Мне очень понравилось то,что они на мышление.Коля с удавольствием с ними занимается.Пытается собрать узор,но конечно же без результатов.Хотя квадрат получается.А продаются они в детском магазине.
01.11.2009 15:03:33
podlivka, ну наконец-то вы появились! Вас долго не было! Но вы не жалеете, что купили эти иры? А как старший - не заинтересовался ирами? Или у него уже совсем другие интересы? Как они ладят между собой?
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос