Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Детская вежливость

Какой ребенок придется вам больше по душе? Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал «до свидания!»...

Какой ребенок придется вам больше по душе?

Тот, который, придя на детскую площадку, со всеми поздоровался, дружелюбно поиграл с другими детьми, разрешил вашему сыну или дочке поиграть своей машинкой, покатал малыша на каруселях, помог девочке найти её котенка, а на прощание всем сказал "до свидания", или тот, кто, едва появившись на площадке, с громкими криками пробежался по ряду куличиков, отнял у карапуза ведро, обкидал вашего ребенка с головы до ног песком, а на прощание закинул ваш мяч в лужу?

Вы наверняка скажете, что первый ребенок - воспитан, вежлив, знает и соблюдает правила приличия.

Совершенно естественно, что отношение окружающих к такому ребенку всегда будет позитивным, ведь и детям, и взрослым - комфортно находиться с ним рядом.

Итак, вежливость – очень важная нравственная и поведенческая черта личности. Под истинной вежливостью понимают доброжелательное отношение человека к окружающим, умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения.

Вежливое и культурное поведение ребенка помогает ему устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми, общаться с ними и дружить.

Но вежливость не появляется сама собой, поэтому с самого раннего возраста надо начинать прививать своему ребенку хорошие манеры. И очень важно, чтобы вежливость  ребенка была искренней, а не заученно-«попугайской».

Воспитывая малыша, нужно не только вырабатывать у него привычку говорить добрые, вежливые слова и следовать правилам этикета, но и формировать внутренний мир. Закладывать такие морально-нравственные качества, как: совесть, благородство, бескорыстность, порядочность, - из которых выпастают по-настоящему культурные манеры, любезность, предупредительность,

Вежливая семья

 

Семья для ребенка – это маленькая модель мира. Именно родителями воспитывается стремление быть хорошим. В первую очередь, конечно, на своём личном примере. Если родители воспитанны, доброжелательны к малышу, показывают ему свою любовь, уделяют много внимания, проявляют сочувствие, дают поддержку, относятся с уважением – то, скорее всего, ребенок переймет их стиль общения и перенесет его на других.

Если кроха постоянно слышит в свой адрес «с добрым утром», «как твоё настроение?», «пожалуйста", "спасибо!», «извини, я случайно», «приятного аппетита», то эти «волшебные» слова очень скоро появятся и в его речи и со временем прочно закрепятся в лексиконе ребенка, а вежливость станет неотъемлемой чертой его личности.


Вежливые слова и поступки 

 

Даже двухлетнему ребенку более-менее понятно, как и когда нужно здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, вежливо просить, но это вовсе не значит, что он вовсю будет пользоваться магической силой этих слов. До истинной, осознанной вежливости еще далеко. Чтобы ребенок испытывал потребность в том, чтобы вежливо говорить и поступать, нужно формировать представления о нравственных нормах поведения и помогать накапливать соответсвующий практический опыт.

Время от времени ребенок будет попадать в различные жизненные ситуации, в которых ему придется выбирать правильную линию поведения.

 Например, если мама попросит своего ребенка дать ей совочек – конечно, он даст ей его, но совсем не обязательно, что он поступит так же вежливо по отношению к соседу по песочнице.

Бывает и наоборот, при чужих людях ребенок старается вести себя хорошо: вежливо разговаривает, выполняет просьбы, убирает за собой игрушки, аккуратно ест вилкой, а наедине с мамой – грубит, не слушается, разбрасывает игрушки, ест руками.

И тут еще, безусловно, играют роль возрастные и психологические особенности малыша. В 2-3 года дети начинают искать пути взаимодействия, «очерчивать» рамки дозволенного. Так что не удивляйтесь, если ваш малыш вчера так хорошо говорящий «спасибо» и «пожалуйста», сегодня как будто «набрал в рот воды». Помогайте ребенку понять, в каких ситуациях он поступает вежливо, а в каких некрасиво, и вовремя хвалите и подчеркивайте проявления его культурного поведения.

С вашей помощью, на основе своих собственных опытов, к четырем годам малыш уже усвоит основные нормы поведения. Но чтобы увериться в своей позиции, ему будет необходим новый этап – «ябедничества». Малыш начнет сравнивать поведение и подмечать огрехи других детей: «Он толкается!», «Он не сказал «спасибо!»», «Он ломает чужую машинку!».

И тут задача взрослого подтвердить или опровергнуть правильность замечания ребенка. Благодаря чему ребенок еще больше укрепится в понимании – что хорошо, а что плохо.

Ближе к 6 годам подобные «доносы» за ненадобностью уходят: в сознании малыша уже укрепились нормы правильного, вежливого поведения. Теперь на первом  плане появляется желание произвести хорошее печатление, понравиться другим, показать себя с лучшей стороны. 

Уроки вежливости

 

Ребенок может стать вежливым, подражая взрослым или из каких-то внутренних неосознанных побуждений. Но, в таком случае, проявления его вежливости будут носить скорее интуитивный характер. Поступая тем или иным образом, ребенок чаще всего будет сомневаться, правильно ли он делает, что может сказаться на его самооценке.

Поэтому, очень важно знакомить детей с правилами этикета и научить соблюдать эти правила в повседневной жизни. Собираясь, например, в поликлинику, напомните ребенку, почему и как надо там себя вести.

Знакомить детей с правилами поведения можно в играх–инсценировках, сюжетно-ролевых играх, настольных играх, беседах по сюжетным картинкам с обсуждением проблемных ситуаций, этических беседах, при прочтении художественных произведений (например, шуточные стихи Г.Остера). 

«Приятного аппетита» или о культуре поведения за столом во время еды


 - Проследите, чтобы стол, за который садится кроха, выглядел эстетично: был накрыт нарядной скатертью, хорошо и правильно сервирован (салфетками, столовыми приборами, красивой посудой). 
 - Знакомьте ребенка с названиями отдельных блюд (борщ, плов, омлет и т.д.)
 - Приучайте малыша, что находящиеся за столом люди должны выглядеть опрятно: чистая одежда, лицо и руки.
 -Учите кроху правильно пользоваться столовыми приборами и салфетками.    
 - Напоминайте, что во время еды нельзя громко разговаривать и кричать, что пережевывать пищу нужно с закрытым ртом
 - В конце трапезы - обязательно благодарим за еду.

 «Обслужи себя сам» или культурно–гигиенические навыки


- Следите, чтобы ребенок вовремя умывался и мыл руки.
- Побуждайте ребенка получать удовольствие от красивой чистой одежды и аккуратной прически, приучайте пользоваться носовым платком.
 - После каждой игры помогайте малышу убрать игрушки на место.
 - Покажите, как аккуратно складывать и вешать одежду, ставить обувь.
- Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, поправлять свою одежду.

«Милая мамочка» или общение с взрослыми


- Побуждайте малыша выполнять ваши просьбы, отвечать на задаваемые вопросы.
 - Вместе принимайте участие в добрых делах (кормите зимой птиц, проявляйте внимание, делайте подарки бабушкам и дедушкам).
- Учите откликаться на состояние взрослого – заботиться, обнимать, жалеть, помогать  и т.д.
 - Подскажите, что можно пользоваться ласковыми (милый, мамочка, бабуля.) и вежливыми словами.

«Дружные ребятки» или общение с детьми


 - Побуждайте кроху проявлять доброжелательность к другим детям (делиться, угощать, жалеть и т.д.)
 - Поощряйте интерес к общению с другими детьми, учите называть знакомых детей по имени. 
 - Приучайте детей к совместным играм, на начальном этапе - в играх-хороводах, играх-имитациях.

 

В рамках данной статьи нет возможности обговорить, как нужно вести себя детям в определенных ситуациях, но безусловно, вы и сами знаете эти правила. Мы лишь предложим вам некоторые темы для общения с вашими детьми:


- Как вести себя на улице, на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлинике, театре, музее, лесу.
- Как переходить дорогу.
- Как вести себя в детском саду.
- Как вести себя в гостях или принимая гостей. 
- Как дарить и принимать подарок.
- Как вести себя при случайной встрече со знакомыми.
- Как общаться с людьми, как разговаривать по телефону.

  Автор статьи Дарья Колдина

8428
Комментарии (48)
Umka391
03 ноября 2010
Как ты считаешь это хорошие строчки?
Три дня горевала:Ах ,какая дура я-сынка избаловала!

Советоваться к мужу медведица пошла:

-Сынок -то наш все хуже,не ладятся дела!

Не знает он приличий-он дом разрушил птичий,

Дерется он в кустах,в общественных местах!

Заревел в ответ медведь:-Я при чем тут,женка?

Это мать должна уметь влиять на медвежонка!

Сынок - забота ваша,на то вы и мамаша.

Но вот дошло и до того,что на медведя самого,

На родного папу,мишка поднял лапу!

Отец,сердито воя,отшлепал сорванца.

(Задело за живое,как видно,и отца.)

Что мы этим закладываем в ребёнка?
Мне многие стихи Барто не нравятся, в них, простите какой-то садизм.
ответить
еще 1 ответ
К
Ксения
03 ноября 2010
В свою очередь хочу поделиться  стишком мною очень любимым. Медвежонок невежа(А.Барто)
Был сынок у маменьки-медвежонок маленький.
В маму был фигурою-в медведицу бурую.
Уляжется медведица под деревом в тени,
Сын рядом присоседится,и так лежат они.
Он упадет.-Ах,бедненький!-Его жалеет мать.
Умнее в заповеднике ребенка не сыскать!
Сыночек дисциплины совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный-и грязной лапой в мед!
Мать твердит:-имей в виду-так нельзя хватать еду!
А он как начал чавкать,измазался в меду.
Мать за ним ухаживай,мучайся с сынком:
Мой его,приглаживай шерстку языком.
Родители беседуют-мешает он беседе.
Перебивать не следует взрослого медведя.
Вот он примчался к дому и первый влез в берлогу-
Медведю пожилому не уступив дорогу.
Вчера пропал куда-то,мамаша сбилась с ног!
Взъерошенный,лохматый пришел домой сынок
И заявляет маме:А я валялся в яме!
Ужасно он воспитан,всю ночь ревет,не спит он!
Он мать изводит просто.Тут разве хватит сил?
Пошел сыночек в гости-хозяйку укусил,
А медвежат соседски столкнул с высокой ветки.
Медведица бурая три дня ходила хмурая,
Три дня горевала:Ах ,какая дура я-сынка избаловала!
Советоваться к мужу медведица пошла:
-Сынок -то наш все хуже,не ладятся дела!
Не знает он приличий-он дом разрушил птичий,
Дерется он в кустах,в общественных местах!
Заревел в ответ медведь:-Я при чем тут,женка?
Это мать должна уметь влиять на медвежонка!
Сынок - забота ваша,на то вы и мамаша.
Но вот дошло и до того,что на медведя самого,
На родного папу,мишка поднял лапу!
Отец,сердито воя,отшлепал сорванца.
(Задело за живое,как видно,и отца.)
А медведица скулит,сына трогать не велит:
-Бить детей не допустимо!У меня душа болит...
Нелады в семье медвежьей
А сынок растет невежей!
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.
ответить
еще 1 ответ
К
Ксения
03 ноября 2010
Спасибо,полезная информация!
ответить
Анна
26 июля 2010
Даша,спасибо за статью!
ответить
еще 1 ответ
Колдина Дарья - консультант ШСГ, консультант интернет-магазина семи гномов
26 июля 2010
masha_tim, спасибо.
да, считается, что книги и телевизор отвлекают ребенка от еды, а не привлекают к ней. ребенок может переесть, не почувствовав вовремя насыщения (но это больше относится к телевизору). ребенок может даже не понять, что он ест, и самое главное - плохо пережевывает пищу, что сказывается на его пищеварении.
что касается - не хочет есть за столом - то такая проблема существует у многих. потому что сидеть и класть в рот ложку за ложкой довольно скучное занятие, особенно для подвижных активных ребят.
так что ищите способы заинтересовать и уговорить сына:
1. расширьте репертуар «обеденных» стихов (типа как у вас - девочки юлечки, которая плохо кушала).
2. сказки про других детей и животных – малоежек и что из этого выходило (заяц не мог убежать от лисы, лошадка не могла катать детей и т.д.)
3. усадить за стол и игрушки, которые тоже будут «кушать» вместе с вашим сыном.
4. нарисуйте на листе бумаги все блюда (котлета, картошка, огурчик), которые надо скушать сыну и зачеркивайте их по мере съедания.
5. поменяйтесь тарелками – чужая еда может оказаться вкуснее.
6. ешьте наперегонки – кто быстрее съест тарелку с супом – получит …
7. возможно, ребенку понравится есть макароны ложкой с дырками, а бульон из супа высасывать через трубочку.

в рубрике «вопросы – ответы» https://shkola7gnomov.ru/adviser/16
есть вопрос про «дочка (2 г.) умеет есть ложкой сама, но категорически отказывается это делать» - можете там посмотреть кое-какие советы.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё