Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Сказкотерапия

Волшебная сила сказок известна с давних пор. Современные психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию.

Волшебная  сила сказок известна с давних  пор. До нас дошло немало  сказочных повествований, отражающих  многовековой опыт предшествующих  поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки  знали все эти достоинства  сказок и использовали их в  качестве самого эффективного  средства общения с детьми. Сказка  – универсальный язык, способный  в доступной форме донести  до ребенка нужную информацию. Психологи тоже оценили благотворное влияние сказки на психику ребенка. Вы наверно и сами не раз замечали, что лучшим средством успокоения или воздействия на своего малыша всё чаще становится вовремя придуманная и рассказанная история.

Современные  психологи используют рассказывание сказок, проигрывание сказочных сюжетов, как своеобразную терапию. С помощью метода сказкотерапии они раскрывают душу ребенка, налаживают с ним контакт, упорядочивают внутренний мир, помогают преодолеть проблемы и изменить поведение; либо просто развивают ребенка и обогащают его знания. Сказка является учебником духовных и жизненных знаний. 
 

Сила  терапевтических  сказок

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется формированием образного мышления. Сказка для ребенка – это не просто фантазия, но и особая реальность. Все дети любят сказки. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней возможно все, чего не бывает в жизни. 
 

 

Виды  терапевтических  сказок

   1. Дидактические сказки

Развивающие и  обучающие сказки рассказывают детям о новых понятиях и закладывают основу учебных знаний. В дидактических сказках одушевляются цифры, буквы, овощи, предметы. Сказки в увлекательной форме рассказывают детям о семье, природе, растениях, животных, правилах поведения и мн. др.

   2. Художественные сказки

Народные художественные сказки складывались веками, приукрашались, ширились, в них отражаются уникальные традиции и ценнейший опыт человечества. Именно народные сказки сохранили нравственно – эстетические принципы, глубину мировосприятия, информацию о взаимоотношениях между людьми, а потому использовались и продолжают используются в педагогических целях.

   3. Диагностические сказки

Вы наверно  знаете, какие сказки и о чем  больше нравятся вашему ребенку. Это  означает, что ребенок на подсознательном  уровне выбрал главного героя сказки своим прообразом и примеряет  на себя модель его поведения. Так  девочка, любящая сказку про хитрую лисичку, будет и в жизни использовать лукавство и гибкость. Если мальчик увлекается историями про пиратов – скорее всего это говорит о том, что он любит решать всё силой. Попробуйте сочинить сказку вместе с ребенком, и вы узнаете тайные мысли и желания малыша.

   4. Профилактические сказки

Во время слушания сказок незаметно и исподволь происходит накопление знаний о себе и о мире, формируется некая база символических схем поведения в различных ситуациях, развивается личность ребенка, закладывается основа его будущей жизни.

   5. Лечебно-психологические сказки

Дети воспринимают смысл сказки на сознательном и подсознательном уровне. Слушая сказку, ребенок погружается в описываемые события, похожие на его жизненную ситуацию и переживает вместе с главным героем его поражения и победы, горе и радость. Это позволяет ребенку осознать свою позицию и взглянуть на себя как бы со стороны, под другим углом. И вернувшись в реальный мир, у ребенка появляется чувство защищенности, он становится увереннее в себе и стремится воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.

   6. Медитативные сказки

Медитативные  сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.
 

В заключение о продолжении

Многие родители порой замечают, что они как  бы разговаривают со своим ребенком на разных языках и общаться с ним становится всё труднее. Но язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который поможет наладить контакт и взаимопонимания между родителями и ребенком.
 

Сказкотерапия несёт в себе огромное потенциальное значение. Сказочная форма общения с ребенком поможет в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.
 

В других  статьях мы познакомимся с алгоритмом создания терапевтических сказок разных типов и поупражняемся в сочинении  собственных непростых сказочных  историй.

 

Автор статьи: Дарья Колдина

9086
Комментарии (17)
Елена
07 февраля 2011
Спасибо! Поучавствуем в конкурсе!
ответить
еще 1 ответ
Светлана
01 февраля 2011
Попробовала рассказать дочке сказку. Она боится бабу ягу. Ей понравилась и бояться перестала. Как только страх к ней возвращается она вспоминает мишку, который не боится бабу ягу.
ответить
еще 1 ответ
Елена Прекрасная
22 марта 2010
А я еще слышала, будто Таракан из сказки Чуковского - это усатый рыжеволосый Сталин. Интересно, это правда?
ответить
еще 1 ответ
Анастасия
22 марта 2010
Заюшкина избушка - про храбрость и помощь более слабому...
Мешок яблок - про щедрость и доброту...поделись с другом и сторицей к тебе вернется...
ответить
еще 1 ответ
Анастасия
22 марта 2010
Полезная статья!
в Репке еще один момент есть...они толпой репку тянули и не вытянули, а пришла маленькая мышка и оказала помощь...т.е. ребенок хоть и маленький, но тоже может помогать, без его помощи и общее дело не спорится, хоть помощь и не большая...
Морозко - вежливые и добрые люди большего в жизни дождутся, чем грубияны и злодеи...
Теремок - взаимопомощь и выручка - медведь случайно сломал теремок, но помог его опять построить, да лучше прежнего...а также - вместе веселее жить, чем одному...
вот Колобок противоречивая сказка...даже и не знаю...с одной стороны,  Колобок убежал из дому, сильно загордился своим превосходством, поэтому хитрая лиса его и съела...но ведь, если бы не убежал от деда с бабкой, то его все равно бы съели...
и Курочка Ряба тоже странная сказка...дед же с бабкой сами хотели разбить золотое яйцо, а мышка только помогла в этом...так чего плакать?
ответить
Почитать ещё