
Профилактические сказки вооружают детей социальными умениями, знакомят детей с правилами жизни, способами общения с другими людьми и с возможными схемами поведения в различных ситуациях. Воспитание характера сказкой научит малыша разбираться в своих ощущениях, разнообразит палитру его эмоций и избавит от множества капризов! Рассказывайте ребёнку сказки!
Лечебно-психологические сказки незаметно воздействуют на ребенка и помогают ему разобраться в своих ощущениях и решить многие психологические проблемы или выбрать возможные варианты выхода из тупиковых ситуаций.
Создавая терапевтическую сказку, нужно исходить из проблемы своего ребенка:
- Трудности в общении: необщительность, замкнутость ребенка, обидчивость и т.п.
- Проблемы в поведении: агрессивность, жестокость, грубость, лживость и т.п.
- Эмоциональные и личностные проблемы: плохое настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность, неуверенность ребенка в себе, излишняя скромность и т.п.
- Проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д..
- Неврологические проблемы: нервозность, тики, повышенная утомляемость, плохой сон и т.д.
Зная проблему своего ребенка, вы можете использовать готовые психотерапевтические сказки или сами их сочинять для своего ребенка, используя следующую последовательность:
Зачин. Выбираем героя похожего на ребенка (по полу, возрасту и характеру). Для детей 3-4 лет героем может быть игрушка, маленькие человечки, животные. В 5-6 лет – принцессы и принцы, феи и волшебники.
Проблемная ситуация. Герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка. Описываем все переживания героя.
Пути решения. Герой разбирается в данной проблемной ситуации, ищет выход из создавшегося положения, анализирует, что получится, если он поступит тем или иным образом.
Кульминация. Герой сказки справляется с трудностями.
Развязка. Хорошие герои побеждают, плохие наказываются.
Мораль сказки. Герой делает выводы из происходящего, возможно понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.
Итак, попробуем сочинить свои психотерапевтические сказки.
Жил в одном лесу маленький ежик. Однажды пошел он грибы собирать. Идёт ёжик, по сторонам смотрит, вдруг слышит – трава шелестит. Испугался ёжик, свернулся клубочком и дышать перестал. Потом успокоился, пригляделся, а это жучок с травой играет. Пошел ёжик дальше. А тут сова – как ухнет. Ёжик глаза от страха зажмурил и колючки выставил. Когда всё стихло, открыл ёж один глаз, другой, видит - нет совы. Развернулся ёжик и осторожно стал дальше пробираться.
Тут видит - мчится ему навстречу серый комочек с длинными ушами, а за ним волк гонится. Испугался ёжик, затрясся. Но потом подумал: «А зайцу-то ещё страшнее, чем мне». Бросился ёжик волку под ноги и свернулся клубочком. Покатился волк кубарем, упал в канаву и завыл: "У-у-у".
Вот каким ёжик смелым оказался!
Мальчик Гоша очень боялся привидений. Он даже спал с включенным светом. Но все равно, каждую ночь, когда Гоша ложился спать, они появлялись в его комнате. Гоша звал маму, мама приходила, но привидение тут же исчезало. Гоша плакал, рассказывал маме про привидение. Мама, конечно, не верила и уходила к себе.
Однажды Гоше на Новый год Дед Мороз подарил фотоаппарат. Первым делом Гоша решил сфотографировать привидение, чтобы показать фотографию маме. Он лёг спать, положил фотоаппарат под подушку и стал ждать. Вскоре появилось привидение, Гоша достал фотоаппарат и быстро сделал несколько снимков.
Утром он стал показывать снимки маме. Но… ни на одной фотографии приведения не оказалось. «Так значит приведений нет?» - удивился Гоша. «Конечно нет», - засмеялась мама.
С тех пор к Гоше никогда больше не приходили приведения, да и как они могли приходить – привидений же нет!
Одна девушка, гуляя по лесу, потеряла свое колечко. Села она на пригорок и заплакала. Собрались вокруг плачущей девушки разные лесные звери и птицы. Сова сказала: «Не плачь, у меня глаза такие зоркие, что я найду твое кольцо». Заяц сказал: «Не плачь, я такой быстрый, что обегу весь лес и найду твоё кольцо». Мышка сказала: «Не плачь, я очень юркая – в каждую дырочку загляну и отыщу твое кольцо». Но однако же никто из них даже не сошел с места, они только сидели и рассуждали. Зато муравьи ничего не сказали и ничего не обещали. Они разбежались по лесу, нашли кольцо и принесли его девушке.
В далекой Индии жил-был слоненок. Он был большой и сильный, но почему-то думал, что он слабый и маленький. Мама всегда ему говорила: "Когда вырастешь - будешь царем зверей". Но слоненок не верил: "Нет, скорее тигр будет царем зверей, чем я". А тигренок поддакивал: "Да, когда я вырасту, я буду царем зверей, потому что я самый сильный и смелый". Но когда слоненок и тигр выросли, произошла одна случайность. Наш слоненок, который к тому времени стал могучим слоном, случайно наступил спящему тигру на хвост. Тигр жалобно завизжал и закричал: "Слон! Ты самый сильный, самый смелый и самый главный! Ты - царь зверей! Только уйди с моего хвоста!". Тогда слон наконец понял, что он и вправду самый сильный и достоин быть царем зверей!
Будем рады, если вы дополните статью, и мы совместными усилиями создадим некую базу терапевтических сказок.