Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Развитие интонационной выразительности речи детей

Двухлетние малыши не всегда могут правильно использовать интонационные средства выразительности: они часто говорят или слишком тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка..

Двухлетние малыши не всегда могут правильно использовать интонационные средства выразительности: они часто говорят или слишком тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка. 

Поэтому нужно учить детей правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, точно употреблять интонацию). 
 

Интонация — это мелодика высказывания, отражающая эмоциональное отношение говорящего к содержанию его высказывания. Интонационная выразительность речи включает следующие основные компоненты: темп речи и силу голоса.

                                     Упражнения для правильной регуляции темпа речи

 

Темп речи — это ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

 

Мышка и черепаха

Спросите ребенка, как бегает мышка (быстро) и как передвигается черепаха (медленно). «Пробегитесь» четырьмя пальчиками по столу быстро–быстро: пим, пим, пим. А теперь прошлепайте медленно и грузно двумя ладонями по столу: шлёп…, шлёп…, шлёп.


    Покажите ещё несколько раз бег мышки и медленный ход черепахи.
 

Барабан


   Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.
 

Поезд


    Поиграйте с ребенком в движущийся поезд. Обозначьте "станцию", возле которой ваш "состав" будет замедлять ход. Встаньте с ребенком паровозиком возле "станции". И начинайте передвигаться по комнате, приговаривая: «Чух…-чух…-чух...», потом постепенно ускоряя темп движения: «Чух-чух-чух». При подъезде к "станции" "поезд" должен опять замедлить ход: «Чух…-чух…-чух...».

 

«Вышли мышки как-то раз…»


    Тихо, как бы крадучись, идите с малышом по комнате, выразительно рассказывая ему детское стихотворение:


   Вышли мышки как-то раз
   Поглядеть, который час.
   Раз, два, три, четыре –
   Мыши дернули за гири.
   Вдруг раздался страшный звон,
   Убежали мышки вон.
                               
(В переводе С.Маршака)

 

Дождик


   Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). Рассказывайте потешку:


   Дождик, дождик,
   Полно лить,
   Малых детушек
   Мочить.
   Кап-кап-кап
(озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
   Зонтик поскорей раскроем,
(раскройте зонтики)
   От дождя себя укроем.
   «Как, кап, кап»
(озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).
 

                     Упражнения для правильного использования силы голоса


Сила голоса — это смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.
 

«Тихо, кукла спит…»

 

Уложите с ребенком куклу в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.

Пора кукле вставать! Попросите ребенка разбудить куклу (при этом можно говорить «обычным» голосом).

 

Лягушки и лягушата


  Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

 

Слон и слоненок


  Спросите малыша, как будет топать большой слон? («ТОП, ТОП, ТОП»). А как будет топать маленький слонёнок? («Топ, топ, топ»). Называйте ребенку попеременно: «Большой слон  - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

 

Три медведя


  Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). Вспомните с ребенком сказку Л.Толстого «Три медведя». Предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы–медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «КТО ЕЛ ИЗ МОЕЙ МИСКИ?». Потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «Кто сидел на моём стуле?». И наконец, за Мишутку – тоненьким голоском: «Кто ложился в мою постель?».

 

Рыбка, мышка, кошка и корова


  Расположите перед ребенком четыре игрушки: рыбку, мышку, кошку и корову. Вспомните, кто как говорит. (Рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «Пи-пи-пи»,  кошка мяукает: «Мяу-мяу», а корова громко мычит: «МУ-У-У-У-У». Теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.

 

«Была тишина…»


Расскажите ребенку начало стихотворение А.Шибаева. Сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:


Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
(На слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

 

Медведь и медвежонок


  Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «Это медведь». Затем вы тихонечко топчетесь по полу – ребенок говорит: «Это медвежонок» и т.д.

 

Автор: Дарья Колдина
 

8743
Комментарии (6)
I
IskRA25
05 февраля 2012
очень хорошая статья. малышу теперь нравится показывать как медленно ползет черепаха и быстро бегает пони.
ответить
еще 1 ответ
Наталия
02 февраля 2012
Спасибо
ответить
еще 1 ответ
Диана
02 февраля 2012
Спасибо. Никогда не задумывалась над этим
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё