Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Роль настольных игр в изучении родных языков

Каждый язык является частью мировой культуры, в котором отражаются история, психология народа, его духовное богатство, традиции и обычаи
Роль настольных игр в изучении родных языков


В Республике Башкортостан два языка – русский и башкирский – имеют статус государственных языков республики, изучение которых начинается еще в условиях детского сада.

Программы по изучению родных языков детьми, которые недостаточно владеют своим родным языком, обеспечены необходимыми учебно-методическими пособиями, рекомендациями, электронно-образовательными ресурсами. Однако настольных игр, решающих комплексный подход к процессу изучения языков, было разработано недостаточно.


Этот пробел нашел свое решение разработкой серии настольных игр и программы-руководства “ЮРТА ЗНАНИЙ” по использованию дидактических игр в изучении государственных языков Республики Башкортостан детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


Игра – это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил ребенка, которая всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, повышая их мотивацию к приобретению знаний, умений и навыков общения на изучаемом языке.

Для детей игра, прежде всего, увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает педагогов. В игре все равны. Она посильна даже слабым детям. Более того, такой ребенок может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета.

Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, благотворно сказывается на результатах развития речи в условиях двуязычия. Незаметно усваивается учебный материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.


Учебные игры отличаются от развлекательных тем, что имеют второй план, то есть методическую цель


Для детей учебная игра все же остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план.

Для педагога же любая учебная игра – это, прежде всего, упражнения, запоминание, закрепление изучаемого материала. В игре он должен быть партнёром, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл занятий, а не учебный, иначе игра превратится в обычное упражнение.

В процессе игры формирование произносительных, лексических и грамматических навыков происходит в увлекательной для детей форме. Игры развивают наблюдательность у ребят, оживляют занятия, повышают интерес к изучению предмета.


Серия настольных игр «ЮРТА ЗНАНИЙ», разработанная на русском и башкирском языках, рекомендуется для организации речевых игр с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов (4-10 лет), которые слабо владеют башкирским или русским языками, а также только приступили к изучению данных языков.


💠   Игры проводятся с опорой на русский или на башкирский язык, в зависимости от того, каким языком дети хорошо владеют и посредством которого изучают окружающий мир.

💠   Игры могут быть использованы как в условиях образовательной организации, так и дома в семейном кругу.

💠   Игры используются для запоминания и изменения слов, обозначающих предметы, действия, свойства и число предметов и составления с ними словосочетаний и предложений, в конечном итоге, для развития связной речи у детей на русском и башкирском языках в процессе освоения программного материала в соответствии с учетом их возраста.


Настольные игры разработаны на основе таких подходов, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения.
А практическая направленность игр имеет особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм как русского, так и башкирского языков, а также в преодолении психологических барьеров в обучении.


Проведение игр опирается на следующие педагогические принципы, обеспечивающие эффективность усвоения материала:

📃   использование привычных игровых форм деятельности, доступность обучающих задач и постепенный характер их усложнения;

📃   поддержание доброжелательного психологического климата на занятиях;

📃   личностно-деятельный подход к организации занятий;

📃   оптимальное сочетание форм занятий: индивидуальной, парной, групповой.

Обучающими задачами использования настольных игр является то, что дети на игровом материале закрепляют представления и знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности в соответствии с календарно-тематическим планом ДОО у дошкольников или на уроках русского и башкирского языков у младших школьников.

В процессе игры у детей формируются актуальные для их возраста учебные умения и закрепляются навыки.

Для детей дошкольного возраста – это понимание значения и запоминание слов на русском или башкирском языках, умение правильно произносить звуки, из которых состоит слово, умение строить словосочетания, ставить вопросы к словам, строить небольшой диалог, различать и называть некоторые предметы, относящиеся к башкирской или русской культуре, выделяя их по отдельным элементам и др.

Настольные игры решают большие воспитывающие и развивающие задачи, заложенные в современных стандартах образования: в процессе занятий дети постепенно формируют в себе такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Игры решают и развивающие задачи, которые направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.


Настольные игры на бумажной основе обладают целым рядом несомненных достоинств:

💠   доступность и узнаваемость игровой формы (лото, домино, мозаика, парные картинки, разрезные картинки, которые нужно составлять, излюбленные детьми маршрутные игры - «ходилки») переводят учебную ситуацию в план знакомой и любимой игры, поддерживают положительный эмоциональный фон на занятиях и уроках;

💠   обучение работе со словарями в начальной школе (словарь синонимов, антонимов, паронимов, фразеологизмов, пословиц и поговорок, словарь эпитетов и словарь сочетаемости слов; орфоэпический и грамматико-орфографический словарь);

💠   ясность игровой задачи, чёткость мотивации игры стимулируют интерес ребёнка, поддерживают соревновательный азарт, который взрослым должен быть направлен на познавательную деятельность;

💠   вариативность игровых форм, заложенная в каждой игре, возможность индивидуально подойти к особенностям восприятия у разных детей, осуществить ненавязчивое повторение и закрепление нужных учебных навыков;

💠   богатство лексического содержания игр создаёт необходимую базу для расширения знаний и умений у детей, развития языкового вкуса и чутья, обогащения картины мира и развития мышления;

💠   высокий уровень оформления настольных игровых пособий стимулирует процесс освоения языкового материала, способствует развитию эстетического вкуса и творческого мышления.


Отметим, что подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что игра выполняет чрезвычайно важные функции в жизнедеятельности людей и учебном процессе, конкретно, в процессе изучения языков.


Рассмотрим их детальнее:

📝   Функция социализации, то есть игра позволяет ребенку включиться в социальную систему, общественные отношения и приобщиться к культуре.

📝   Функция межнациональной коммуникации, то есть игровая деятельность позволяет играющему изучить общечеловеческие ценности, культуру различных наций.

📝   Функция самореализации: с одной стороны, игра позволяет детям научиться разрешать и избегать определенные жизненные трудности, а с другой - находить недостатки собственного опыта.

📝   Коммуникативная функция, то есть игра позволяет ребенку вступить в общение со сверстниками и взрослыми.

📝   Диагностическая функция, помогающая педагогу выявлять интеллектуальные, эмоциональные, творческие и многие другие особенности ребенка. В то же время для ребенка игра - это возможность для его самовыражения, где ребенок может проверить свои способности и силы.

📝   Функция корректировки, благодаря которой игра позволяет вносить позитивные изменения в личность ребенка.

📝   Развлекательная функция, то есть игра позволяет провести время с удовольствием и пробудить интерес к изучению чего-либо.


Настольные игры, указанные в программе-руководстве, систематизированы в соответствии с темами и содержанием действующих программ изучения государственных языков детьми дошкольного и начального общего образования


Для организации игр предлагается 17 тем, хорошо знакомых детям, с указанием башкирских и русских слов для изучения и усвоения их в процессе игры, а также небольшие тексты на двух языках по развитию связной речи, раскрывающие содержание предложенных тем:

💠   «Символы Республики Башкортостан»,

💠   «Символы Российской Федерации»,

💠   «Кто живет в Башкортостане?»,

💠   «Наш дом. Дом в городе, Дом в деревне»,

💠   «Моя семья»,

💠   «Части тела человека. Здоровье”,

💠   «Наша одежда (верхняя одежда, головные уборы, обувь)»,

💠   «В гостях у бабушки»,

💠   «Овощи и фрукты»,

💠   «Домашние животные»,

💠   «Дикие животные»,

💠   «Времена года: лето, осень, зима, весна»,

💠   «Край мой любимый (где я живу?)»,

💠   «Краеведческий музей»,

💠   «Достопримечательности нашей столицы – города Уфы”.

Представлен материал познавательного характера о видах настольных развивающих игр и формах их организации, как домино, лото, мозаика, раскраска, «бродилки», пазлы, игры-путешествия и др. Преимуществом данного методического пособия является подробное описание методики организации и проведения настольных игр.

Например, по темам: «Символы Башкортостана», «Символы России» предлагается игра: «Собери названия из букв». Ребенок из коробки находит буквы и закрывает на игровом поле пустые клетки сначала на русском, потом на башкирском языках, называет эти слова, считает, сколько букв в названии каждого города, с какого звука начинается слово и какой буквой обозначается этот звук. Может рассказать, как он выполнил задание и о чем он узнал.

Игра: “Помоги маме сварить щи!” На игровом поле нарисована кастрюля. На крышке кастрюли сделана прорезь. В это отверствие вставляются карточки с рисунками овощей, которую ребенок берет из отдельной коробки. Поверяется умение детей распознавать овощи и правильно называть их на башкирском или на русском языках.


Все игры «ЮРТА ЗНАНИЙ» можно условно разделить на 3 крупные блоки: «Край, где я живу», «Моя семья», «Окружающий меня мир», внутри которых имеются конкретные подтемы и игры к ним.


Например, по теме «Символы Российской Федерации и Республики Башкортостан» предлагается игра: «Собери название столицы России». Дошкольники могут выложить карточки-буквы, заполняя игровое поле, посчитать количество букв, назвать с какой буквы начинается слово. Произносить слово на двух языках, подражая педагогу. А младшие школьники могут провести фонетический анализ слов, сравнивая их на двух языках.

💠   Игра «Знаешь ли ты герб и флаг Башкортостана и России?» Начинается с нахождения среди множества игровых полей герба и флага РФ и РБ. Дошкольники могут их раскрашивать на раскраске, младшие школьники объяснять, что означают цвета полотнищ флагов и гербов.

💠   Игра-пазл “Собери карту”. Для младших школьников. Дети должны найти по цвету и по номеру карточки и положить их на соответствующее место на игровом поле, прочитать название района и перевести его на башкирский язык. Назвать название районного центра и показать, где находится район, где он проживает, с какими районами граничит.

💠   Игра “Путешествие по Республике Башкортостан”. Игра имеет много вариантов: можно собрать мозаику, найти парные костюмы и рассказать, какие народности носят такую одежду, провести игру-викторину на знание городов, районов, достопримечательностей республики.

💠   Игра “Строим предложения”. Игра имеет 5 основных игровых поля (карт-схем) и карточки. Цвета на карте-схеме и на карточках совпадают:
на желтом фоне изображены картины, изображающие людей и предметов; на белом фоне - рисунки, обозначающие действия людей и предметов;
на зелёном – картинки, обозначающие признак предмета;
на оранжевом – послелоги (бәйләүестәр: эсендә, артында, аҫтында, өҫтөндә, янында);
на фиолетовом – цифры; на голубом – слова “менән” (бәйләүес), “һәм”(теркәүес) - для связки слов в предложении.
Если для составления предложения не хватает какого-либо слова, используются карты „Любое слово”, в которых нарисован знак вопроса.

Технология дидактичекой игры проста: ребенок выбирает любую карточку с желтым фоном с изображением предмета, называет его на башкирском языке и кладет на желтый квадрат на игровом поле.
Далее среди карточек ищет рисунок с белым фоном, показывающий действие, которое может выполнить данный предмет, называет действие по-башкирски и кладет на белый квадрат игрового поля. Младший школьник может прочитать слово, обозначающее это действие, написанное внизу рисунка. Получается, что ребенок построил предложение, состоящее из двух слов.


В такой последовательности ребенок может научиться строить предложения, состоящие из трех, четырех слов, а также с использованием вспомогательных слов, имеющих пространственные значения, как “внутри - эсендә, сзади - артында, под - аҫтында, над - өҫтөндә, рядом - янында”.


Таким образом, у детей развивается словарный запас, связная речь, осознанное построение слов, предложений, повышается интерес к изучению башкирского языка, появляется самостоятельность, творческий подход к игре.

Через игру дети знакомятся с культурой, историей, обычаями, традициями башкирского народа, развивается их интеллектуальный уровень.

Серия игр постоянно дополняется новыми играми. По теме «Семья» были изготовлены карточки для игр на трех языках: русском, башкирском, английском.

На обороте карточки даны слова, связанные с темой “семья”, названия членов семьи, а также подобраны стихи и загадки на всех трех языках.

Таким образом, настольные дидактические игры способствуют осознанному изучению языков, побуждает у них желание и мотивацию к учебной деятельности, красочно оформленные игровые материалы способствуют развитию у детей эстетического вкуса и творческого мышления.

8
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё