Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет


Добавлено 18.06.2014

Эмоциональное и социальное развитие детей 2-3 лет

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма.жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
   Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции, но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось – сделал, разозлился – ударил, испугался – заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
  Социализация ребенка начинается в семье и проходит несколько этапов. До 1,5 лет ребенок неосознанно осваивает различные социальные нормы и ценности, копирует жесты, манеру говорить, походку и поведение родителей (близких ему людей). Примерно с 1,5 до 2,5 лет малыш уже не раз столкнувшийся с запретами, исходящими от взрослых,  старательно проверяет границы дозволенного и чувствует себя очень неуверенно, если их не находит: дети, особенно в первые годы, нуждаются в контроле извне. Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.

  Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер
•    Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.
•    Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.
•    Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
•    Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
•    Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).
•    Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
•    Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.
•    Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.

Показатели эмоционального и социального развития

2 года – 2 года 6 месяцев

•    В привычной обстановке эмоционально уравновешен.
•    Испытывает потребность во взаимодействии с любимыми взрослыми, ожидает их участия, внимания, похвалы и поддержки.
•    Переживает, если мама уходит или отказывает ему в общении.
•    Замечает недовольство взрослых; огорчается, если его ругают.
•    Сочувствует близкому человеку, понимает его радость или печаль, заступается за него.
•    Чувствует, как можно вести себя с тем или иным взрослым.
•    С удовольствием выполняет поручения.
•    Начинает говорить о себе не в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д.
•    Может определить, обозначить (мимикой, жестом, тоном, взглядом) или назвать своё состояние: «мне больно», «хочу спать», «хочу…» и т. д.
•    Пытается сдерживать свои эмоции и может потерпеть или немного подождать.
•    Начинает проявлять интерес к действиям других детей, подражает им, стремится к совместным играм с ними.
•    Может выделять одного или нескольких детей, которые ему больше всего нравятся.
•    Насторожен с незнакомыми людьми, но оценив их доброжелательность – вступает в контакт.
•    Эмоционально реагирует на художественные и музыкальные произведения, симпатизирует добрым героям («хорошие») и ругает отрицательных персонажей («плохие»).
•    Увлекается интересной игрой и отвергает не понравившуюся.
•    Огорчается неудачам, радуется победам.
•    Помнит свои ощущения: в цирке было весело, у врача – больно.
•    Проявляет самостоятельность «Я сам».
2 года 6 месяцев – 3 года
•    Проявляет активность и эмоциональную открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы.
•    Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса.
•    Стремиться быть «хорошим», старается угодить взрослым, ждет одобрения и похвалы.
•    Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»).
•    Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.
•    В общественных местах может проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п.
•    Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.
•    Ревнует родителей, в том числе и друг к другу.
•    Обозначает словом и эмоционально-выразительными оттенками свои состояния: «смеюсь, боюсь, замерз».
•    Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год.
•    Осуждает поступки других детей: «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д.
•    Замечает, различает и оценивает красивое и некрасивое.
•    Чувствует «добрых» и «злых» людей.
•    Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
•    Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.
•    Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д.
•    Эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.).
•    Эмоционально-практически оценивает ситуацию: если кому-то больно – сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь – помогает, ведет себя тихо, если кто-то спит и т.д.
•    Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
(Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

 

Автор:Дарья Колдина




 


Материал к занятию:
Теги: 1-3  /  воспитание  /  здоровье  / 
ЖЖ
 в избранное  
0


0
18.07.2011 17:40:20
Спасибо, очень интересная статья, много нового почерпнула
Ссылка 0
0
19.07.2011 09:45:25
nina, :-)
Родитель Ссылка 0