Память – это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Под влиянием внешних воздействий в мозгу образуются временные связи, которые и составляют физиологическую основу памяти.
Когда появляется память?
Последние данные науки говорят о том, что уже новорожденный ребенок обладает какой-то памятью. Так он знает и помнит ритм сердечных сокращений своей матери, знает ее голос или голос отца и даже отличает родную речь от речи иноязычной. Замечено, что младенец, взятый на руки, начинает искать материнскую грудь, так как в предыдущие разы его точно так же брали на руки перед кормлением.
Несколько позднее, месяца в 1,5 - 2 появляется узнавание. Малыш узнает мать и радуется ей. Постепенно у младенца расширяется круг узнаваемых предметов.
Вслед за узнаванием появляется воспоминание. Так, восьмимесячный ребенок ищет спрятанную на его глазах вещь или поворачивает голову в сторону названного предмета. Это говорит о том, что у малыша возникает воспоминание о предмете, которого в данный момент нет перед глазами. Первоначально промежуток времени, в течение которого удерживается в памяти какое-нибудь впечатление, очень незначителен, годовалый ребёнок может вспомнить лишь то, что случилось несколько дней назад. К трём годам длительность сохранения воспоминаний увеличивается до нескольких месяцев.
Память ребенка носит непроизвольный характер: он хорошо запоминает то, что ему близко, интересно и эмоционально окрашено и не прилагает к этому усилий (запоминание происходит «само собой»). Если же ему предлагается просто запомнить некую абстрактную информацию, то он испытывает большие трудности и, хотя и может запомнить её частично, но без должно подкрепления вскоре забывает.
Постепенно, годам к трём прочность запоминания информации растет, появляется произвольная память (когда необходимо приложить усилия, чтобы запомнить необходимую информацию). На первых порах произвольное запоминание у малыша носит очень несовершенный характер. Поэтому нужно обучать ребёнка простейшим приёмам запоминания, таким как повторение, выстраивание смысловых и ассоциативных связей и др.
Общие рекомендации по развитию памяти детей 2-3 лет
-
Новые знания должны быть доступными, яркими и интересными для ребенка.
-
Маленький ребенок лучше запоминает то, что подается в игровой форме и включено в какую-либо практическую деятельность: малыш должен покрутить предмет в руках, понюхать, послушать как он звучит и т.д., то есть произвести с ним различные манипуляции.
-
Играя в одни и те же игры, ребенок постепенно начинает понимать, что нужно в них делать и запоминает их правила.
-
Предлагая ребёнку что-либо запомнить, организуйте его дальнейшую деятельность так, чтобы он мог использовать только что полученные сведения («У птиц есть крылья и перья. Найди изображения всех птиц»).
-
Рассказывая ребенку о каких-то предметах, обращайте внимание на их особенности: мяч - круглый, у портфеля есть ручка, подъемный кран – высокий и т.д.
-
Учите с ребенком короткие и простые стихи, которые будут интересны ребенку.
-
Побуждайте ребенка пересказывать сказки по сюжетным картинкам.
-
Следите за питанием ребенка, так как "быстрые сахара", содержащиеся в сахаре, конфетах и пирожных, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.
-
Улучшению память способствуют поливитаминно-ми
неральные препараты, витамин Е, рыбий жир. -
Соблюдайте режим дня ребенка: прерывистый сон и недосыпание часто являются причиной плохой памяти.
Показатели развития памяти у детей в возрасте 2 – 3 лет
2 года – 2 года 6 месяцев
- Появляется долговременная эмоциональная память. Малыш помнит свои прежние эмоциональные ощущения в разных ситуациях: на празднике, в гостях – весело, при болезни - неприятно, плохо.
- Может выполнить подряд 4-5 действий, заданных ему взрослым («Подойди к книжным полкам, найти книгу про Красную шапочку, сядь на диван и раскрой книгу»).
- Называет своё имя, фамилию, возраст.
- Частично отвечает на вопросы типа: «Что ты ел на завтрак?», «Что рисовали в детском саду?» и т.д.
2 года 6 месяцев – 3 года
- Долговременная память опирается на прежние яркие эмоциональные переживания (поездка на море, поход в цирк), малыш может вспомнить то, что произошло несколько месяцев назад и даже год.
- Хорошо отвечает на вопросы о проведенном дне.
- Повторяет простую фразу из 6-7 слов и названные взрослым три цифры.
- Ребенок запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).