Питер первый день в детском саду. Он подстрижен, одет в новую красную рубашку и перепуган до смерти. Мать Питера не понимает этого, потому что она уверена, что Питер хорошо подготовлен к детскому саду для своих пяти лет. «Ну, конечно, – говорит она воспитательнице, – он знает алфавит, считает до ста и может написать свое имя». Но, как вскоре обнаруживает воспитательница, Питер не был готов к жизни в новой обстановке.
Он казался скованным, не играл с другими детьми и большую часть дня проводил, съежившись в углу и посасывая палец. Майкл, которого привели в детский сад одновременно с Питером, не знал столько, сколько знал тот. Он с трудом считал до десяти и путал многие буквы.
Но, когда его мать ушла, он вприпрыжку вбежал в комнату, застенчиво улыбнулся воспитательнице, подошел к группе детей, играющих с машинками, и спросил: «Можно, я буду механиком в гараже?» Воспитательницу восхитило, насколько Майкл уверенно себя чувствовал и как легко он вступил в контакт с детьми, и она подумала про себя: «Вот этот ребенок готов к тому, чтобы научиться читать и писать!»
Если ребенок ходит в детский сад и чувствует себя счастливым, я уверена, что он будет хорошо и с удовольствием учиться. Но, если он испуганный и раздражительный, он будет плохо усваивать те первоначальные знания, которые ему будут давать. По моему мнению, ребенка нельзя считать действительно подготовленным к детскому саду – или к жизни, – пока ребенок не научится следующим десяти вещам.
1. Любить себя
Чтобы помочь ребенку полюбить себя, нужно переоценить некоторые из собственных установок. Многим из нас также трудно отличить «быть плохим» от «быть человеком». В корне меняет дело, если вместо «не веди себя как младенец» мы говорим: «Ты еще недостаточно взрослый, чтобы тихо вести себя в ресторане. Мы попробуем пойти туда еще раз, когда ты будешь немного старше».
Все мы рождаемся, будучи в равной мере и ангелами и дьяволами, и нам требуется научиться жить с этой правдой. Потому вместо слов «Нет, тебе нельзя бить малыша» лучше сказать: «Ты слишком мал, чтобы сдерживать себя, когда ты сердишься. Я должна тебе помочь».
Учите детей управлять эмоциями – но признавая, что у них есть злость, ревность и асоциальные побуждения, – это часть взросления. У ребенка, которому внушают, что он ведет себя плохо, развивается неприязнь к себе, и это мешает обучению, жизни и любви больше, чем любая другая психологическая проблема. Как только ребенок чувствует себя защищенным, ощущает, что его ценят, у него начинает развиваться сочувствие к другим.
2. Интерпретировать поведение
Ребенок, который приходит в детский сад, думая, что он замечательное создание, может не включиться в обучение, если он не знает, как интерпретировать поведение чужое и свое собственное. Например, воспитатель однажды утром накричит на него, он может настолько растеряться и испугаться, что не сможет быть внимательным на занятиях весь оставшийся день.
Умея интерпретировать поведение людей, ребенок не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях. Он поймет, что его воспитательница просто в плохом настроении: поругалась с мужем или попала в час пик по дороге на работу и, может быть, завтра сама попросит прощения. Ребенку нужно уметь интерпретировать и собственное поведение. Это может оказать сильное влияние на будущее отношение ребенка к учебным занятиям.
3. Общаться с помощью слов
После того как дети смогут объяснить истинное значение своих поступков, им необходимо научиться помогать другим людям понимать их. Если ребенок может сказать своему отцу: «Ты меня пугаешь, когда кричишь так громко», – можно надеяться, что отец попробует вместо этого договориться с ним спокойно.
4. Понимать различие между мыслями и действиями
Сформированное к пяти годам, это умение помогает ребенку сосредоточиться на занятиях. Для ребенка невозможно концентрировать внимание и учиться, если он испытывает затаенные чувства, которые сам считает опасными и плохими.
5. Интересоваться и задавать вопросы
Необходимо поддерживать у ребенка инстинкт любознательности. Он должен также узнать, что на некоторые вопросы еще не получен ответ, на другие существует множество различных ответов и что иногда ему придется постараться найти свой собственный. Не стоит преподносить информацию ребенку готовой к употреблению, он никогда не научится добывать их самостоятельно.
Детей следует учить, как они сами могут «вылавливать» свои собственные ответы. Если же, напротив, мы поощряем его любознательность и помогаем находить ответы, мы способствуем развитию у него интеллектуальной способности, наиболее существенной для человека.
6. Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов
Поколение наших детей будет вынуждено столкнуться с самыми серьезными вопросами. Не может быть простых решений у таких проблем, как утрата экологического равновесия, демографический взрыв, распространение оружия, которое может уничтожить все живое. Чтобы стать мудрыми и зрелыми взрослыми, дети должны начать понимать, что простые решения никогда не снимают проблему, что на самом деле надо копать глубже, чтобы найти наиболее оптимальный ответ на тот или иной вопрос.
7. Не бояться неудач – необходимое условие взросления
Чтобы научиться чему-либо, вы должны не бояться допускать ошибки, даже терпеть неудачу. Детям надо помочь понять, что обучение – длительный, медленный процесс проб и ошибок. Ни одно великое изобретение или научное открытие никогда не делалось без испытаний. Объясните ребенку, что удачи и неудачи – это не то, в чем состоит обучение. Единственный способ выяснить, что ты знаешь, а чего не знаешь, это немного рискнуть.
8. Доверять взрослым
Недоверие возникает из ощущения, что только тебе видны неприятные качества у других людей, а для детей такое ощущение не редкость. Мы не нарушим доверия ребенка, если признаем человеческое несовершенство. Вполне можно помочь ребенку понять, что не все люди добрые, и одновременно создать у него ощущение, что большинство контактов с взрослыми будут хорошими.
Воспитание уверенности в этом частично зависит от того, насколько мы готовы разделять чувства ребенка в отношении людей. Нам приходится быть откровенными с детьми, говоря иногда: «Да, ты прав, твоя воспитательница действительно поднимает слишком много шума вокруг мытья рук» или «Да, я понимаю, что ты имеешь в виду, говоря о тете, она слишком любит командовать, когда мы приезжаем».
9. Думать самому
Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования. Если у ребенка есть некоторое представление о том, кто он такой, он неизбежно будет к пяти годам обладать собственным мнением. Этой способности ребенка очень легко научить.
Надо просто поощрять ребенка за собственные суждения. Когда мы демонстрируем уважение к личности ребенка, к его рождающимся взглядам, симпатиям и антипатиям, мы готовим его к ситуациям, в которых ему придется принимать решение самостоятельно.
10. Знать, в чем можно полагаться на взрослого
Когда ребенку пять лет, ему следует знать, что существует много ситуаций, которыми он просто не может управлять. Доверие к взрослым отчасти состоит в том, чтобы знать, когда тебе нужна помощь, и уметь обратиться за ней. Необходимо объяснить детям, что мы можем быть друзьями, помочь им, не обращаясь с ними как с маленькими, без излишней опеки, можем понять их мир.
Учиться намного легче, если у ребенка не остается неудовлетворенных в раннем детстве потребностей. Если мы уделим больше внимания глубинным человеческим ценностям, мы сможем вырастить поколение мудрых и любящих людей, которые будут способны к переменам и смогут сделать мир лучше.
Отрывок (в сокращении) из книги психолога и педагога Эды Ле Шан «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»