В этой статье поговорим о том, как подготовить ребенка к детскому саду и когда лучше отдавать в детский сад.
На нашем сайте уже рассказывалось об адаптации детей к детскому саду.
Продолжая эту важную тему, поговорим о том, как подготовить ребенка к детскому саду и когда лучше отдавать в детский сад.
Когда отдавать в детский сад?
Обычно, с появлением малыша, родители чуть ли не первым делом подают документы на очередь в детский сад. И это правильно – ближе к «делу» можно рассмотреть вопрос о его необходимости более детально. И если дилемма решена в пользу детского сада, то возникает второй вопрос – в каком возрасте лучше отдать туда ребенка?
В принципе, возрастной диапазон оформления ребенка в детский сад довольно широк – от 1,5 до 5-6 лет. Поэтому, если у вас нет насущной необходимости в определенный момент срочно выходить на работу, то, в первую очередь, надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, его здоровье, темперамент, характер, поведение, умения и навыки.
Если малыш деятельный, самостоятельный, умеет себя элементарно обслуживать (пить из чашки, кушать ложкой, пользоваться горшком, снимать и одевать одежду, хотя бы частично), любит общество, умеет общаться с детьми, может объяснить, чего он хочет, свободно обходится без мамы некоторое время – то однозначно, он уже готов к «выходу в свет». Но далеко не все дети обладают хотя бы половиной перечисленных признаков готовности к саду. В этом случае желательно не спешить, пусть кроха немного подрастет, а вы за это время помогите ему приобрести необходимые качества и умения.
Теперь рассмотрим этот вопрос с точки зрения возрастных особенностей, которые также желательно учитывать
К 1,5 годам малыш становится понятливее и самостоятельнее, проявляет интерес к другим детям. Но в группе полуторагодовалых малышей каждый ребенок играет сам по себе, так как дети этого возраста еще не умеют играть вместе. Поэтому не приходится рассчитывать на то, что в детском саду малыш приобретет веселую компанию из своих сверстников, а их веселые и увлекательные игры скомпенсируют для него часы, проведенные вдали от мамы.
Следует принять во внимание и тот факт, что, скорее всего, воспитатели не смогут уделять вашему ребенку должного внимания. Так что не удивляйтесь, если вечером малыш выйдет к вам с синяком под глазом, а по его одежде вы сможете определить сегодняшнее меню.
Считается, что в этом возрасте дети быстрее привыкают к новой обстановке и детский сад, в прямом смысле слова, становится их вторым домом. Хорошо это или плохо - другой вопрос.
И самое главное - дети до 3-х лет переживают сильную эмоциональную привязанность к маме. Они не готовы к разлуке с ней. И с психологической и с педагогической точек зрения, им куда важнее находиться рядом с мамой, получая её тепло и заботу, чем погружаться в отрицательные впечатления и набираться от сверстников «неадекватностей». Поэтому если ребенок идет в сад намного раньше трехлетнего возраста, есть вероятность, что он разуверится в своей маме и потеряет с ней эмоциональный контакт.
Как видите, если просуммировать плюсы и минусы, отдавать ребенка в детский сад в столь раннем возрасте - нежелательно, и лучше этого избежать, если нет крайней необходимости.
Отдать ребенка в сад в 3 года. Тут тоже есть свои плюсы и минусы. Например, можно получить дополнительные проблемы в адаптации к детскому саду из-за кризиса трех лет – некой границы между ранним и дошкольным детством. В период с 2,5 до 3, 5 лет ребенок начинает проявлять своё «Я» и отстаивать свою независимость и самостоятельность. Он бурно протестует против любой помощи, конфликтует с окружающими, становиться упрямым и «невыносимым». И еще не известно¸ как он поведет себя в детском саду. Хотя, с другой стороны, может как раз из-за желания быть самостоятельным и взрослым ребенку будет легче адаптироваться к саду.
В 4-6 лет ребенок уже имеет необходимые навыки для того, чтобы находиться в коллективе и быть в состоянии позаботиться о себе. Он уже знаком с нормами поведения: понимает запреты, слушается взрослых, соблюдает дисциплину. Большинство детей этого возраста могут благополучно влиться в новый детский коллектив и наладить в нем хорошие взаимоотношения.
По сути, этот возрастной период можно считать наиболее благоприятным для поступления в детский сад.
Впрочем, здесь тоже здесь тоже есть свои исключения. Так некоторым детям, например замкнутым и любящим одиночество меланхоликам, и в этом возрасте сложно оторваться от. привычной домашней обстановки.
И ещё важный момент: из-за дополнительной психологической нагрузки не рекомендуется отдавать ребенка в детский сад в период смены его жизненных обстоятельств (переезд, появление братика или сестрички, развод родителей и т.п.).
Если вы затрудняетесь принять однозначное решение, обратитесь за помощью к опытным специалистам – педиатру, психологу, педагогу.
Небольшая справка.
По мнению психологов, подробно исследовавших эту проблему (А.И. Захаров, А. Фромм), отдавать ребёнка в детское учреждение следует тогда, когда ему исполнится 3 года, если это девочка, и 3,5 года, если это мальчик.
Подготовка ребенка к детскому саду
Детский сад – это не только новое окружение и новые впечатления. Надо понимать, что для ребенка детский сад – это первое большое испытание, которое ему придется преодолеть самостоятельно.
Чтобы помочь своему сыну или дочке легко и безболезненно оторваться от дома и войти в жизнь детского коллектива, начать готовиться к этому событию следует как можно раньше.
- Защищенность. Ребенку нужна ваша любовь, забота, внимание. Выстраивайте с ним близкие и доверительные отношения.
- Режим. Максимально приблизьте его к распорядку дня в детском саду.
- Меню. Создайте схожесть домашнего и детсадовского меню.
- Навыки самообслуживания. Приучайте ребенка к самостоятельности, по возможности пусть он сам умывается, ест ложкой, пользуется горшком, одевается и раздевается.
- Общение с взрослыми и детьми. Расширьте круг общения ребенка, гуляйте на детских площадках, водите его на занятия в развивающие центры, приглашайте домой знакомых детей и сами ходите в гости, оставляйте ребенка с другими взрослыми (дедушками, бабушками и т.д.) Воспитывайте у ребенка доброту и отзывчивость. Учите играть, делиться своими игрушками, не отнимать чужие, не обижать других детей и не давать себя в обиду.
- Привычки. Постарайтесь отучить ребенка от засыпания с укачиванием, с пустышкой или бутылочкой с соской.
- Моральная подготовка. Займите позицию осознанной необходимости, положительно настройте ребенка на детский сад («У тебя будет свой шкафчик, стульчик, в саду дети играют, рисуют, лепят» и т.д.). Познакомьте его с воспитателями, детьми, группой (сначала заочно по книгам и в играх, а затем и воочию – во время экскурсии), вызовите у малыша желание посещать группу вместе с другими детьми.
- Умение говорить о своих потребностях. Научите малыша говорить о своих желаниях, потребностях и проблемах («Хочу в туалет», «У меня промокли варежки», «Меня обидел Паша» и т.д.).
- Дисциплина. Ребенок должен знать, что взрослых нужно слушаться, соблюдать их требования и установленные правила, понимать слова: «нельзя», «можно», «нужно», «опасно».
- Укрепление и сохранение здоровья Придерживайтесь с ребенком здорового образа жизни. В течение месяца до поступления в детский сад повысьте иммунитет и выносливость ребенка с помощью витаминов, успокоительных отваров из трав и микстур (по назначению врача).
Детский сад не станет для вас и вашего ребенка великим испытанием, если вы будете правильно подготовлены к нему.