Эмоции – это приятные и неприятные переживания и ощущения ребенка по отношению к окружающему миру.
Появившись на свет, новорожденный уже способен эмоционально реагировать: страданием на дискомфорт и удовлетворением на сытость, сухость, мамины объятия и ласки.
Передать свои состояния младенцы могут только с помощью плача или его отсутствия. Чуть позже появляются и другие чувства: радость, страх, печаль, удивление, интерес… Но они не проявляются сразу в полной мере, а развиваются постепенно, благодаря активному взаимодействию ребенка с окружающим миром.
На развитие эмоций ребенка влияют генетические (темперамент, здоровье) и социальные факторы.
Социальные факторы включают в себя общение ребенка с родителями, другими взрослыми и детьми (причем, этот круг постепенно расширяется), внутрисемейную атмосферу, внешнюю обстановку, а так же этические нормы и правила поведения, которые постепенно усваиваются ребенком.
Если ребенок получает любовь, внимание, нежность, заботу, ласку - у него формируется позитивное отношение к миру. Такой ребенок счастлив, жизнерадостен, уверен в себе, любопытен, активно тянется к общению и сотрудничеству. Но не следует и чрезмерно опекать своего ребенка и «привязывать» его к себе. Избыточное внимание и повышенная тревожность – не позволяют ребенку выработать чувство самостоятельности и делают его беспомощным.
Если ребенок растет среди безучастных к нему людей, в обстановке неприятия, он ощущает себя никому ненужным и беззащитным. Такой малыш несчастен, неуверен в себе, подавлен, безынициативен, эмоционально ограничен, он не умеет, а порой уже и не хочет общаться с окружающими. Зачастую «недолюбленные» дети бывают непослушными и неуправляемыми, они ведут себя агрессивно, пытаясь привлечь к себе, пусть и негативное, но внимание взрослых.
Маленькие дети очень впечатлительны.
И хотя их эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы и импульсивны, но если одни и те же чувства и эмоции преобладают в жизни малыша, они влияют не только на сиюминутное поведение ребенка, но также формируют и закладывают его будущее отношение к жизни и окружающим людям.
При этом заложенные от природы особенности нервной системы и черты характера будут развиваться в ту или иную сторону. Так впечатлительность может обернуться мнительностью, чрезмерной тревожностью или обидчивостью, и, наоборот, в «хороших условиях» станет отзывчивостью и умением сочувствовать другому человеку. Легкое отношение к вещам может перейти в расточительность, но возможно станет щедростью. Мягкость характера может видоизмениться в опасную мягкотелость и безвольность, а может преобразоваться в добросердечность.
В общении с окружающим миром малыша поджидают как радости, так и горести. С самого начала нужно поощрять у своего ребенка положительные эмоции, помогать ему достойно переживать неудачи, не давать «застревать» на страданиях, мотивировать его к решению проблем, открыто радоваться его достижениям.
Дети легко начинают плакать. Не надо воспринимать слезы ребенка как должное, относитесь к плачу ребенка – как к сигналу о том, что что-то не так или как к призыву о помощи. Немедленно реагируйте на слезы ребенка: в возрасте 1-2 лет, когда желания малыша довольно неустойчивы, а память – непродолжительна, достаточно переключить его внимание на что-то другое. Если ребенок постарше – определитесь с его чувствами и желаниями, поймите, что произошло, расскажите ребенку, что вы намерены делать и помогите решить проблему. Вскоре ребенок придет к выводу, что для того, чтобы попросить о помощи – не обязательно плакать – достаточно сказать. Слишком частые слезы и капризы ребенка могут свидетельствовать о каких-то недочетах в воспитании.
Малыш познает окружающий мир и учится методом проб и ошибок. Не бойтесь в этот период предъявлять ребенку разумные правила и очерчивать справедливые границы. Естественно, что малыш будет проверять вас и ваши запреты. Но если вы будете постоянны и настойчивы в своих требованиях, вскоре ребенок поверит вам («нельзя – значит нельзя»), почувствует себя защищенным, и спокойно последует за вами. Если же родители, идя на поводу у ребенка, будут часто менять правила или смягчать свои требования, то ему будет довольно трудно разобраться, как вести себя в тех или иных ситуациях. Малышу придется каждый раз проверять и перепроверять грани дозволенного.
Ребенок раннего возраста «эгоистичен» и импульсивен, он еще не может понять желания других людей и не умеет управлять своими эмоциями. Поэтому нужно учить ребенка понимать свои чувства и чувства других людей, осваивать социальные способы выражения эмоций, что в свою очередь поможет ему найти место в жизни, научиться выстраивать отношения с самим собой и окружающими людьми, а, значит, увеличит шансы на то, чтобы стать счастливым.
По мере роста, ребенок всё больше и больше тянется к общению. Именно взаимодействуя с взрослыми и детьми, играя с ними, совершая совместные действия - малыш получает основные переживания (радость, удивление, гнев…) и накапливает социальный опыт: учится устанавливать контакты, делиться, заботиться, уступать, проявлять терпимость, открытость и инициативу, решать конфликты, соблюдать общепринятые правила и нормы поведения.
Влияние на социальное развитие малыша в первую очередь оказывает его семья. Чтобы ребенок рос уверенным в себе и эмоционально отзывчивым, очень важна теплая атмосфера в его окружении, доверительные взаимоотношения, уважение друг к другу.
Показатели эмоционального и социального развития
1 год – 1год 3 месяца
• Малыша одолевают противоречивые чувства – он борется за свою независимость и самостоятельность, но в то же время боится остаться без маминой поддержки.
• Плачет при уходе мамы, грустит и скучает в её отсутствии, радуется её приходу.
• Узнает близких ему людей на фотографиях и по голосам.
• Подражает действиям и мимике взрослых, стремится к взаимодействию с ними, выполняет их просьбы.
• Просит помощи в затруднительных ситуациях.
• Заражается эмоциями взрослых (смеется, если мама смеется).
• По-разному реагирует на знакомых и незнакомых взрослых: с близкими - раскован, с чужими – напряжен.
• Может пугаться или удивляться новому и неожиданному событию, предмету.
• Эмоциональное состояние не постоянно – если малыш плачет, его можно быстро отвлечь и заставить рассмеяться.
• Эмоционально реагирует и проявляет интерес к другим детям, игрушкам и играм.
• Учится познавать и взаимодействовать с окружающим миром путем эмоциональных ощущений (кошка царапается – «больно», пылесос гудит – «страшно», бросить чашку –мама будет не довольна и т.д.)
• Общается с людьми посредством отдельных слов, интонаций, мимики, жестов, движений (например, протестующих). Часто выражает несогласие, используя слово «нет», звук или жест.
• Доброжелателен к близким людям, может проявлять сопереживание, утешение; жалеть по показу мягкую игрушку, гладить по голове.
1 год 3 месяца – 1год 6 месяцев
• В привычной обстановке у ребенка эмоционально-уравновешенное, спокойное, деловое состояние.
• Малыш сильно привязан к маме, может сильно тревожится в её отсутствие.
• Тянется к общению с взрослыми, среди них хорошо выделяет тех, с кем можно выстроить эмоциональные отношения.
• Любит постоянство, при изменении привычного образа жизни – может проявлять сильное беспокойство и негативизм.
• Старается подражать взрослым в интонациях, жестах, манерах поведения, движениях, действиях.
• Обращает внимание на плачущего ребенка, интересуется другими детьми, ревнует к ним.
• Может показать свои игрушки и поделиться ими, а может и наоборот, отнять игрушку, толкнуть или ударить ребенка. Ему еще трудно понимать, что другим бывает так же больно, как и ему.
• Легко отвлекается и переключается с одного эмоционального состояния на другое.
• Выражает согласие, используя слово «да», звук или жест.
• Привлекает внимание близких людей доступными способами, чтобы показать, чего он хочет: жестами, мимикой, эмоциональными звуками, отдельными словами, плачем, действиями (берет за руку и тянет).
• Радуется, если что-то получилось и огорчается и злиться при неудаче.
1 год 6 месяцев - 1год 9 месяцев
• Ребенок продолжает активно исследовать мир, интересуется окружающими его людьми и предметами.
• Малыш с удовольствием подражает родителям и помогает им в готовке, уборке, стирке, хождении по магазинам, уходе за растениями и домашними животными, выполняет простые просьбы.
• Эмоционально чуток к настроению взрослых: подмечает их спокойствие, равнодушие, недовольство, беспокойство, радость, огорчение, благодарность и т.п.
• Радуется похвале, огорчается порицанию, обижается на запрет.
• Не может выразить свои чувства и желания словами, и когда его не понимают – злится, плачет, капризничает, особенно если уже устал, голоден, перевозбужден или заболевает.
• Может понимать потребность взрослого (мама хочет кушать, пить, спать).
• Выделяет из всех родных одного взрослого, с которым у него установлен наибольший эмоциональный контакт, скучает в его отсутствие.
• Проявляет живой интерес к другим детям, привлекает к себе их внимание, с помощью взрослого пытается устанавливать первые контакты.
• Общается с людьми с помощью мимики, жестов, возгласов, заглядывания в глаза.
• Играя с игрушками, сопровождает свои действия эмоционально окрашенными звуками и мимикой.
• Эмоционально реагирует на пение, музыку, стихотворные произведения.
• Появляется эмоциональная память (малыш может вспомнить, что месяц назад он уже видел этот подъемный кран или когда-то был у этого врача и т.д.).
1 год 9 месяцев – 2 года
• Ребенок активен и деятелен.
• Испытывает потребность в постоянном пребывании рядом с мамой и насыщенном взаимодействии с ней, старается привлечь её внимание и заслужить похвалу.
• Появляются привязанности к определенным детям, с удовольствием наблюдает за их игрой, играет рядом с ними, вступает в контакты (правда иногда весьма неадекватно – может толкнуть, укусить, сломать чужую постройку), играет в совместные подвижные игры.
• Играя с взрослыми или детьми, активно пользуется жестами, улыбается, заглядывает в глаза.
• Появляются сюжетно – ролевые игры: кормит кукол, укладывает их спать, лечит, моет и т.д.
• Проявляет недовольство и конфликтность, стараясь настоять на своём в спорных ситуациях.
• Долго плачет при испуге, обиде, мамином уходе, но всё же может поддаться на уговоры и отвлечься.
• Зациклен на ритуалах: пьет только из своей чашки, вытирается только определенным полотенцем, везти коляску позволяет только маме и т.д. Соблюдение подобных ритуалов дает ребенку ощущение предсказуемости и чувство защищенности.
• Если всё получается – с удовольствием действует дальше, при неудаче – ту же охладевает к занятию.
• Знает своё имя и имена знакомых детей, говорит о себе в третьем лице: «Аня ням-ням».
• Сообщает о своих желаниях и переживаниях: «боюсь», «бо-бо», «ням-ням» и т.д.
• Отказывается общаться с незнакомыми людьми, пугается шумных событий.
• Эмоционально откликается на музыку, пение, потешки, стихи, игры и игрушки.
• Побуждаемый взрослым, жалеет кошку, собаку, плачущего ребенка.
• Появляется сдержанность – может немного подождать, потерпеть, понимает, когда можно, а когда нельзя.
Автор: Дарья Колдина