Второй год жизни – это значительный этап в развитии ребёнка. Малыш познает окружающий мир, начинает проявлять осознанную самостоятельность, накапливает сенсорный опыт, учится новым действиям с предметами, формирует игровую деятельность.
Сначала подражая взрослым, а потом самостоятельно, малыш манипулирует с игрушками и предметами, знакомится с их свойствами и предназначениями.
Рассмотрим основные виды игрушек, которые нужны ребенку 1-2 лет:
Предметные игрушки
Для годовалого ребенка любой предмет может стать игрушкой. В этом возрасте малыш уже способен самостоятельно отыскивать способы действия с обычными бытовыми предметами: ложками, чашками, кастрюлями, весами, расческами, зубными щетками, тряпочками, губками, банками, небьющимися зеркальцами и т.д.
Орудийные игрушки
Это игрушки, как бы мини-заместители реальных предметов, с помощью которых малыши овладевают культурными способами их использования: маленькие швабры, совочки, лопатки, сумочки, игрушечные телефоны, часы, кукольная посудка, мебель и т.п.
Это игрушки с однородными предметами, подобранными по цвету, форме, величине, количеству, играя в которые, нужно решать определенную задачу: народные игрушки (с подвижными частями) и сборно-разборные (матрешки, стаканчики, игрушки с подвижными частями), игрушки для нанизывания их на стержень или шнурок (пирамидки), игрушки для проталкивания в отверстия (геометрический куб) и абаки для группировки предметов по форме, размеру и цвету, вкладыши, сюжетные игрушки небольшого размера (овощи, фрукты) и т.д.
Во время игры с такими игрушками у ребенка развивается мелкая и крупная моторика пальцев: различные пазлы (плоские, объемные), мозаика, шнуровки, застежки, кубики для собирания картинок, разрезные картинки, "волшебный мешочек"; удочки, сачки, кегли и т.д.
Познавательные игрушки
Игрушки, способствующие развитию экспериментальной деятельности, в ходе которой малыш познает окружающий мир: игрушки-каталки, юла, неваляшка, лошадка-качалка, клоун-акробат, коробочки с секретом, музыкальные центры, механические игрушки, клавишные игрушки, формочки, водяные мельницы и т.д.
Музыкальные игрушки
Эти игрушки развивают восприятие звуков различных музыкальных инструментов: металлофон, барабан, пианино, бубен, труба, трещотка, свистулька, губная гармошка и т.д.
Речевые игрушки
Это игровые пособия, способствующие речевому общению: картинки с изображениями животных и людей, сюжетные картинки с изображением действий, наборы картинок с различным пространственным положениемодних и тех же персонажей; последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок; элементарные виды детского домино и лото; настольные игры (противоположности, цвета, кому это принадлежит, съедобное не съедобное и т.д.), наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок; аудиозаписи детских песен и стихов; диафильмы (как безвредная альтернатива мультфильмам).
Творчество и восприятие
Используя эти материалы, ребенок будет развивать творчество, мелкую моторику рук, а также формировать понятие о цветах и формах: листы бумаги, фломастеры, карандаши, краски; пластилин; набор цветной бумаги (для аппликаций), клей и т.п.
"Спортивные" игрушки
Данные игрушки стимулируют физическое развитие детей: разные мячи, обручи, коврики с текстурной поверхностью, спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, скамейки, шведская стенка).
Конструкторы
Конструкторы развивают сенсорные способности, координацию, моторику, пространственное и абстрактное мышление, концентрацию и усидчивость: деревянный строительный конструктор, кубики, пластмассовые: "Лего"(начиная от простых наборов с крупными деталями), "Полесье" (в стиле лего), "Кроха", "Малыш"; мягкие конструкторы.
Машинки
Для мальчиков подойдут разные машинки: железные, с открывающимися дверками, небольшие пластмассовые машины на веревочках, большие машины, грузовики, машины, на которых можно кататься, перебирая ногами и рулить; поезд, пластмассовые самолеты, корабли.
Все вышеперечисленные игрушки подходят для гармоничного развития детей 1-2 лет, но при условии, что вы будете играть в них со своим ребенком, общаясь и взаимодействуя. Игрушки - это всего лишь "орудия" игры.
Автор статьи: Дарья Колдина