Полки детских магазинов пестрят тысячами игрушек на любой вкус. Как не растеряться в столь богатом ассортименте? Как не запутаться в ярких картинках и выбрать то, что принесёт крохе пользу?
Давайте разбираться, как выбрать развивающие игрушки для мальчиков и девочек возрастом до 1 года.
Ребёнок начинает знакомиться с окружающим миром с первых же дней жизни: наблюдает, слушает, трогает, пробует предметы на зуб… Первые игрушки способствуют процессу и становятся верными помощниками в активном детском развитии. Например, запускают и тренируют логическое и образное мышление, а также мелкую моторику, от которой зависит ловкость, красивый почерк и другие ключевые навыки. Пользы много, удовольствия — море!
Как выбрать развивающую игрушку ребёнку до 1 года: важные моменты:
1 Соответствие возрасту. Обращайте внимание на маркеры, указанные на упаковке. Играть с игрушкой, предназначенной для более взрослой аудитории, ребёнку будет неинтересно или даже небезопасно.
2 Материал должен быть нетоксичным. Лучшее подтверждение этого факта — наличие у производителя соответствующего сертификата.
3 Безопасность: никаких мелких, острых или хлипко прикрепленных деталей, которые малыш может случайно проглотить, засунуть в нос или вдохнуть.
4 Цвета в приоритете — яркие и чистые. Если перед вами игрушка кислотного, «серо-буро-малинового» оттенка, лучше отдать предпочтение просто красной, синей или жёлтой.
5 До 6-7 месяцев желательно отказаться от покупки тряпичных кукл и игрушек, которые сложно отмывать.
Выбираем развивающую игрушку по возрасту:
0-3 месяца
Для первых дней жизни лучшие игрушки — те, которые можно брать в рот, издавать ими звуки. Пример таких — погремушки и всевозможные пищалки. Они могут быть самых разных форм и цветов, от солнечных жирафиков до музыкальных мышек-веселушек.
Обратите внимание на наличие удобных захватов для ручек. Если у погремушки будут не только пластиковые, но и мягкие силиконовые части, то малыш сможет попутно развивать и сенсорику. Приятно и полезно пощупать крохе будет и пищалку-пчёлку, которая также может звенеть и шуршать. Занимательно!
Ближе к месяцу кроха начинает наблюдать и сравнивать. С этого периода можно пускать в ход подвесные игрушки, разноцветные кубики и контрастные картинки. При выборе последних важно не перебрать с цветом. Изобилие пёстрых пятен утомляет, мешает сосредоточиться и удерживать фокус. К трём месяцам ребёнок активнее задействует зрение, хорошим выбором станут яркие игрушки, которые можно приближать и отдалять от лица, двигать ими из стороны в сторону. Во время таких забав малыш тренирует внимательность и работает над координацией.
3-6 месяцев
Ребёнок уже достаточно окреп и готов к динамике, он учится сидеть и тянуться ручками вверх. Зона игр теперь ограничивается манежем, кроватью или игровым ковриком. Хорошо, если в активе крохи будут игрушки, способствующие физической активности. Благодаря им ребёнок продолжит развивать координацию движений.
Удерживать интерес к игровому процессу поможет наличие звуковой составляющей. В этом плане хороши стучалки, пищалки, погремушки с имитацией птичек и животных, колокольчики и т. п. Например, малышу наверняка понравится наблюдать за милым подвесным единорожком или львёнком с колокольчиком.
Также до полугода подходят игрушки, за которыми можно наблюдать в движении и вырабатывать на них ответную реакцию. Например, уклоняться от мячика (могут быть с разной фактурой и даже в целых наборах) или повторять наклоны за неваляшкой. Ещё подходят мягкие игрушки, которые можно стирать.
Хорошему сну поспособствуют игрушки со сказками и колыбельными либо обладающие функцией «белый шум, по типу «Зайчика няни». В такой интерактивной «мини-няне» могут быть предусмотрены и другие полезные опции, как воспроизведение звуков природы и голосов животных, пения птиц, звучания различных инструментов. Ещё такую игрушку можно использовать как ночник и прорезыватель для зубов.
6-9 месяцев
Детское развитие идёт полным ходом, малыш начинает «ходить» на четвереньках и делает первые попытки встать на ножки. Также он готов к тому, чтобы учиться различать предметы по форме и цвету, подражать звукам. В этом деле ему помогут кубики с простыми рисунками, сортеры, музыкальные игрушки и интерактивные книжки с плотными и прочными листами и обложками.
Пару слов о музыкальных игрушках. Они хороши тем, что могут проигрывать не только пение птичек или голоса животных, но включать до нескольких десятков вопросов, фразочек и весёлых песенок. Такая опция поможет в развитии интеллекта и изучении окружающего мира. Например, мышка неваляшка-покатушка поёт и считает до трёх, может похвастать мягкими ушками и лапками, мигает огоньком под музыку.
Стоит обратить внимание на игрушки-шуршалки. Они привлекают внимание, веселят малыша и при этом тренируют слух, помогают размять ручки и улучшить координацию. Такую игрушку можно брать с собой на прогулки, а ещё её можно постирать. Также она подходит для самостоятельной игры.
Мальчиков наверняка заинтересуют простейшие машинки. Напомним, что они должны быть без мелких и легко открепляющихся деталек. Девочки к теме транспорта, как правило, равнодушны, зато с удовольствием играют с разнообразными формочками, наборами детской посуды, игрушками в виде животных.
9-12 месяцев
Совсем скоро малыш сделает свои первые шаги, а ещё любит проверять предметы на прочность. Для этих целей ему подойдут мячи, кегли, крупные плюшевые животные. При выборе игрушки уделяйте особое внимание её способности устоять перед многократными ударами об пол.
Для физической активности хорошим выбором станет каталка-толкалка. Или малыш будет без ума от своего нового друга — музыкальной каталки-черепашки, которую можно везде катать за собой и знающей уйму развивающих песенок.
Всё ещё актуальными остаются игрушки со звуком — барабаны, металлофоны, игрушки-подражалки животным, музыкальные книги. А для развития мелкой моторики в самый раз пазлы и головоломки с крупными деталями, развивающие шары, пирамидки и объёмные формочки. При игре с ними будут работать не только пальчики, но и логическое мышление. Кстати о шарах, то такие игрушки, как «Развивающий шар» от «Инфантино», отлично тренируют пространственное воображение, ведь в них столько всего загадочного и интересного.
Для развития речи, которая уже может включать цепочки слогов, подходят интерактивные сортеры, бизикубики, магнитные рыбалки, пальчиковые раскраски. Последние, на примере пальчиковой раскраски «В лесу» от издательства «МОЗАИКА kids», станут полотном для первых творческих шедевров крохи. Работая с красками, ребёнок сможет улучшать движения ручек и пальчиков, что полезно для развития речи и в целом для развития.
Сколько игрушек должно быть у ребёнка? В этом вопросе нейропсихологи рекомендуют ориентироваться на формулу «5 ± 2». То есть оптимальное число — в пределах от 3 до 7 единиц. Отметим, что речь идёт об игрушках, находящихся в активном пользовании и которые ребёнок может удержать во внимании. Время от времени можно проводить их «ротацию».
При выборе любой игрушки важно помнить: нельзя просто вложить её в руки ребёнку и ждать, что он сам с ней «подружится». Игра — важнейший процесс взаимодействия между взрослым и малышом.