Откуда это гиперволнение, суетливость у мамы, которое так пугает малыша на пороге детского сада? Почему он так крепко цепляется за руку мамы и жмется к ней? Что является основной причиной?
Это неизвестность. Неизвестность во всем, что ожидает ребенка.
У малыша еще нет опыта посещения ясельных групп детского сада, он не знает, что его ждет, он доверяет своей любимой маме, и он слышит все, что вы говорите про первые дни его пребывания в группе. Запомните, что ваш ребенок – это не вы. То, что вызывает тревогу и страх у вас, у ребенка может и не вызвать этих чувств.
Итак, вперед!
1 шаг «Дорога в детский сад»
Снимите уровень тревоги, прежде всего у себя. Войдя на территорию детского сада, постойте, посмотрите по сторонам, поищите глазами те предметы, которые могут уже быть знакомы ребенку. Предложите прогуляться вокруг детского сада. Вместе с малышом обойдите здание и покажите его с разных сторон.
2 шаг «Осваиваемся, ищем знакомое»
Рассмотрите при обходе здания и прогулочные участки других групп, обратите внимание на что-то очень для ребенка знакомое и близкое, что уже есть в его опыте. Например, качели, песочница, игрушки на веранде участка, деревья, кусты, цветы. При этом все время проговаривая: «Ой, а это ты уже видел(а) у нас во дворе. Смотри, а на этом мы катались. А такое дерево живет и у нашего дома. Посмотри, а такие цветочки растут у нас на даче и т.д. и т.п.». Покажите все то, что он уже хорошо знает. Таким образом, вы приближаете хорошо знакомые вещи к ребенку и отсылаете к собственному опыту. Что очень важно для малыша.
3 шаг «Ты мой! Я очень люблю тебя!»
Сделайте мощный акцент, что вы его будете ОБЯЗАТЕЛЬНО забирать каждый день, что вы его любите и не собираетесь оставлять здесь. Вам все интересно, что он(а) будет делать детском саду. Произнесите фразу, которая поможет потом ребенку осознать, что он будет ходить в детский сад без вас: «Жаль, что для мам нет детских садов». Придумайте несколько фраз, которые поймет ваш ребенок, как бы и вам там было интересно, но... Уделяйте как можно больше внимания ребенку, будьте с ним особенно ласковыми и заботливыми в этот период!
4 шаг «Дочки и сыночки»
Скажите, что он теперь сюда будет ходить играть с другими ребятами. Несколько раз повторите, что он там будет не один: «Детский сад – это такой специальный дом для детей. Мамы и папы каждый день водят сюда своих дочек и сыночков. Они здесь играют, поют, танцуют, гуляют, спят, кушают. Там много игрушек, попробуй сегодня найти игрушку, похожую на твою любимую».
5 шаг «А что там внутри?»
После кратковременной прогулки вокруг детского сада предложите посмотреть, что там внутри. Открывая дверь, обратите внимание, что она другая, отличается от той, которая дома, размерами, отделкой, цветом. Помните, для ребенка все эти детали очень важны, таким образом постепенно снижается тревожность и напряжение не только у малыша, но и у мамы.
6 шаг «Вместе с мамой все интересно!»
Рассмотрите холл, лестницу, по которой поднимаетесь, посчитайте ступеньки (их не будет больше 5-6), дайте каждой название. Не тяните ребенка за руку через ступеньки, не старайтесь это маленькое расстояние до группы быстро проскочить. Все это вы будете делать потом, но в первый раз обязательно проделайте путь спокойно, не торопясь и все сопровождая своими пояснениями и разъяснениями. Вот вы успокоились сами, и малыш уже заинтересован, а куда он идет?
7 шаг «Честное слово, малыш!»
Вместе с ребенком вы переступили порог групповой комнаты. Поздоровайтесь с воспитателем, всеми присутствующими в помещении. Ребенок поймет, что это проявление доброжелательности и дружественности. Рука ребенка опять крепко держит маму. Если ребенку очень страшно и трудно от вас просто отойти даже на шаг, успокойте его и предложите просто посидеть вместе на диванчике или стульчике, ведь вы так интересно погуляли вокруг детского сада. Через некоторое время загляните в группу, поздоровайтесь с детьми в группе. Повторите некоторые приемы, которые были вами использованы во время прогулки, они опять сработают. И обязательно обозначьте, когда вы заберете ребенка или где вы будете его ждать. В период адаптации не оставляйте малыша в группе на все время пребывания, предусмотренное для данного возраста. Говорите малышу, когда вы придете забрать его, например: «Ты поиграешь, и я тебя заберу или ты вернешься с прогулки, и я приду за тобой». Не обманывайте малыша. Его внутренние часы настроены на ваши слова. Ребенок точно знает, когда мама обещала его забрать. В период адаптации малышей в детском саду, как правило, организуются места и отводится время для кратковременного пребывания мамы или кого-то из членов семьи.
Желаем Вам успехов в адаптации ребенка к важному событию в его жизни!
У Вас все получится!
Преподаватели МПАДО всегда готовы оказать помощь и проконсультировать по самым разным вопросам.
Воробьева Маргарита Владимировна, канд. пед. наук, проректор МПАДО, педагог с многолетним стажем работы, практикующий семейный консультант.