Математика - интересная и на начальном этапе вполне доступная для понимания наука. С математикой мы встречаемся повсюду, она пронизывает все сферы нашей жизни.
Даже маленький ребенок, сам того не осознавая, получает элементарные математические представления: в игре (большая машинка не помещается в маленький гараж), в наблюдении за окружающим миром (книга похожа на прямоугольник), в повседневной жизни ("Принеси со стола два яблока"). Но чем старше становится ребенок, тем выше его потребность в получении углубленных и систематизированных знаний.
Давайте рассмотрим пять основных математических разделов, с которыми необходимо ознакомить детей в дошкольный период:
-Количество и счет
-Величина
-Форма
-Ориентировка в пространстве
-Ориентировка во времени
Содержание каждого раздела включает:
Количество и счет- Порядковый и обратный счёт.
- Определение количества предметов (количественный счет).
- Счет числительными (первый, второй и т.д.)
- Соотнесение цифры и количества предметов и наоборот.
- Умение называть предыдущее и последующее число.
- Сравнение чисел.
- Состав числа из двух меньших чисел.
- Умение решать примеры.
- Умение решать задачи на наглядной основе.
- Самостоятельное придумывание задач, головоломок, загадок.
Величина- Умение различать величины по длине, ширине, высоте, объему, массе.
- Измерение величин с помощью шнурка, полоски бумаги, линейки.
- Изучение долей и умение делить предмет на части.
Форма- Распознавание геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, пятиугольник, шар, куб, цилиндр) и их элементов (вершины, углы, стороны).
- Умение изображать простейшие геометрические фигуры.
- Объединение фигур в группы по наличию или отсутствию двух-трех признаков ("Найди все жёлтые большие круги" или "Найди все красные не треугольные фигуры).
- Узнавание геометрических фигур в окружающих предметах.
- Моделирование геометрических фигур из фигур меньшего размера (составление большого квадрата из четырех маленьких или круга из полукругов).
Ориентировка в пространстве- Ориентировка на листе бумаги, в тетради, на доске и т.д.
- Умение различать и называть местоположение предметов в пространстве (впереди, сзади, справа, слева, внизу, вверху, между, перед, за, рядом и т.д.).
- Понимание схем, планов, маршрутов; условных обозначений.
Ориентировка во времени- Определение временных соотношений (сутки - неделя - месяц - год).
- Знание времен года и их последовательности.
- Активное использование в речи слов: утро, день, вечер, ночь.
- Понимание минутного и часового интервала на циферблате часов.
- Умение различать и называть слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже и т.д.
Более конкретный перечень математических знаний и умений для каждого возраста можно уточнить в "Инновационной образовательной программе "От рождения до школы"
Что нужно учесть, обучая детей основам математики
- Самое главное - это развитие и поддержание у ребенка интереса к математике. Старайтесь преподносить материал в занимательной игровой форме. Не заставляйте дошкольника выполнять то, что ему не интересно и не предлагайте большой объем однотипных заданий. Если ребенок не хочет заниматься, отложите занятие. А в другой раз создайте проблемную игровую ситуацию или придумайте мотивационную установку, для чего, например, нужно измерить длину стола или зачем нужно отыскать все синие квадраты.
- Почти все родители учат своих детей считать, решать примеры и задачи. И это очень хорошо. Но ещё немаловажно научить ребенка мыслить (анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, конкретизировать и т.д.). Получение знаний и развитие мышления будет идти параллельно, "рука об руку", если перед ребенком ставить такие задачи и проблемы, для решения которых ему потребуется прибегнуть к уже имеющимся знаниям или нужно будет добыть новые.
- Занимаясь, не ждите и не требуйте от ребенка быстрых результатов. Важен сам процесс вашего взаимодействия с сыном или дочерью. А постижение математических понятий придет со временем.
- Занятия математикой будут более доступны и плодотворны, если вы будете использовать наглядные дидактические пособия (плакаты, макеты, счётный материал, развивающие игрушки и т.д.). Так же всем детям нравятся книги с наклейками и тетради на печатной основе.