В мире есть лишь один
по-настоящему прелестный ребенок –
и каждая мать его знает.
Проходит девять месяцев в ожидании чуда и чудо появляется на свет. Это действительно чудо, так как каждый ребенок неповторим и уникален! Только у вашего малыша такие глаза, только он так улыбается и так подзывает вас к себе. Индивидуальные особенности ребенка закладываются задолго до его появления на свет и зависят от наследственных факторов и от чувств и переживаний будущей мамы во время беременности.
Важно ваше самоощущение и самооценка
Конечно, за эти 9 месяцев, скорее всего, мама проштудировала множество книг, журналов и сайтов, посвященных уходу, развитию и воспитанию детей, выслушала огромное количество советов от родственников и подруг.
Возможно, что после всех многочисленных и порой противоречивых советов, будущей маме всё же удалось принять решение по поводу того, как часто она будет брать своего ребенка на руки, позволит ли ему спать вместе с собой в кровати, будет ли кормить по первому требованию или постарается придерживаться твердого режима…
Но на практике может оказаться, что ребенок «не желает» вписываться в те рамки, которые мама заранее нарисовала в своем воображении и вообще не поддается никакой «логике». Он плачет, когда, казалось бы, всё в порядке, а в 3 месяца не говорит «агу», невзирая на все «нормативы» и мамины старания.
Если ваш малыш – первенец в семье, вы можете придти в отчаяние, вам может показаться, что все ваши знания ничего не стоят, что у вас ничего не получается. Но не нужно отчаиваться! Дело в том, что у каждого ребенка свои особенности. И никто лучше вас не сможет познать особенности вашего ребенка. Так что главное - уверенность в своих силах и мудрое спокойствие.
Спокойная мама быстрее научится понимать потребности своего ребенка и даст ему чувство защищённости. У вас всё получится, как только вы забудете про сторонние советы и последуете своей материнской интуиции. Именно эта интуиция и помогает каждой матери «услышать» СВОЕГО ребенка и найти подход именно к нему. Не старайтесь быть идеальными родителями, во-первых, таковых не существует и быть не может, так как человек по своей природе несовершенен, а во-вторых, для этого ребенка – именно вы и есть идеальные родители, ведь он родился именно у вас, а не у кого-то другого.
Не теряйте драгоценное время на самобичевание, просто наслаждайтесь своим ребенком и любите его.
Что же тебе надо, малыш?
Представьте, что чувствовал и как жил младенец до рождения. Он постоянно испытывал присутствие мамы, слышал биение её сердца, прислушивался к её голосу, ощущал тепло околоплодных вод и пребывал в стесненном пространстве. Становится очевидным, что в первые месяцы нужно по возможности воссоздать похожую атмосферу: постоянную близость мамы, грудное молоко (похожее по вкусу на околоплодные воды), тепло и тесное пространство – мамины руки, уютная колыбелька, возможно, периодическое пеленание.
Ведите себя с малышом в соответствии с его и вашими потребностями и желаниями: если вам хочется взять его на руки – возьмите, если вы не можете к нему сейчас подойти – поговорите с ним, если ваш малыш часто просыпается по ночам и плачет – попробуйте брать его к себе в кровать и т.д. В общем, не бойтесь искать и экспериментировать, прислушиваясь к своему ребенку и подыскивая «ключик» к его сердцу.
Новомодный экстрим
Только, конечно же, все это нужно делать с умом и в разумных границах. Некоторые родители, стараясь быть хорошими родителями, с самых первых дней усердно закаливают своего малыша, занимаются с ним бэби-йогой, «проныриванием». Они проделывают все эти процедуры, несмотря на отчаянные вопли своего младенца и ужас бабушек. Подумайте, насколько естественно для ребенка обливание холодной водой, ныряние в ванной или динамическая гимнастика? По этому поводу есть разные мнения, причем, довольно противоречивые. На наш взгляд, твердое правило будет такое: все, что Вы делаете, должно доставлять малышу удовольствие, или, по крайней мере, не приносить ему отрицательных эмоций и переживаний.
Самые главные задачи первого полугодия – установить с ребенком тесный эмоциональный контакт и заложить доверие к миру.
А для этого с самого начала ребенку нужно внимательное отношение, эмоциональное общение и доброжелательная обстановка в семье.
Некоторые молодые родители, наслушавшись предупреждений о том, что если брать ребенка на руки, то он непременно избалуется, стараются делать это как можно реже и частенько предоставляют ребенку возможность «проплакаться». Однако, если в первом полугодии мама всегда быстро реагировала на плач своего малыша, стараясь успокоить и устранить причину дискомфорта, то в дальнейшем её ребенок будет более спокойным и радостным, и сможет некоторое время самостоятельно играть, так как будет знать, что стоит ему позвать – и мама придет.
Те же родители, которые подолгу не реагировали на плач малыша, потом с гордостью рассказывают своим знакомым, что их ребенок не просыпается по ночам и почти никогда не плачет. К сожалению, они не понимают одной простой истины – их малыш отчаялся, он понял, что его никто не любит, он никому не нужен в этом мире и «ушёл» в себя. Да, он действительно больше никого не зовёт… и это очень печально…
Поэтому, никогда не оставляйте без внимания плачущего младенца, не забывайте, что в этом возрасте он еще не способен сам удовлетворить свои потребности и его плач не проявление капризности, а сигнал «sos». Если ваш кроха зовет вас, обязательно подойдите к нему, возьмите на руки, поцелуйте, проверьте, не мокрый ли он, предложите грудь или просто поговорите с ним.
Ребенок этого возраста может плакать по многим причинам, самые распространенными являются:
• Скука – прижмите к себе, обнимите, скажите ласковые слова, пообщайтесь с ним, поиграйте.
• «Неприятность» (пописал или покакал) – подмойте, поменяйте пеленку или памперсы, переоденьте в чистую одежду.
• Голод – предложите поесть, невзирая на время последнего кормления.
• Болит животик – поносите «столбиком» (в вертикальном положении, прижав грудкой к себе), нежно похлопайте по спинке, помассируйте животик;
• Усталость и желание спать – возьмите на руки, поцелуйте, положите на кровать рядом с собой, предложите грудь, спойте колыбельную песенку.
Чаще подходите к малышу и уделяйте ему внимание и тогда, когда он в спокойном и веселом настроении. Иначе позже, когда ребенок немного повзрослеет, он будет плакать всякий раз, когда ему что-то будет нужно от вас.
Малыш, воспринимающий себя глазами любящей и заботливой матери, знает, что он нужен, любим, он не один, мама всегда рядом и всегда поможет ему. Он любим. Он значим. Он защищен. А значит, мир вокруг прекрасен и ему можно доверять.
И напоследок, хочется привести отрывок из книги Зарян и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать». Там приводится такой замечательный пример терпения, безусловной любви, эмоциональной отзывчивости и сотрудничества воспитательницы-собаки по отношению к маленькому человечку:
«Мы стали поручать Боне (своей собаке) «посидеть» с малышом. Сын изучал мир младенчески синими глазами — пёс стоял рядом, помахивая белым хвостом. Лёня тянулся к погремушке — пёс задумчиво жевал другую. Лёня учился садиться — пёс с любопытством следил за его кувырками. Лёня с упрямым сопеньем пробовал вставать в кроватке — пёс подталкивал его мокрым носом. А вот пели они на два голоса. Лёнька — вдохновенно и басовито, Бонька — с протяжным жалобным подвывом. Соседи, правда, были не в восторге от дуэта.
Но только когда малыш научился ползать, мы по-настоящему оценили стоическое терпение нашего «дворянина». Сыну он позволял то, что запрещено было всем остальным: тащить за хвост, выкручивать уши, бодать, кусать, засовывать в зазевавшуюся пасть игрушки. Именно подвижный и неугомонный во всякое другое время Бонька преподавал нам, взрослым людям, уроки терпения и снисходительности.
Бонифаций учил Лёню ходить. Восьмимесячный малыш хватался за мощные лапы, с трудом, но дотягивался до собачьей холки и вцеплялся в нее мёртвой хваткой. Пёс осторожно делал первый шаг. С ним шагал и малыш, но, конечно, спотыкался и, конечно, повисал на лохматом приятеле. Шкура учителя оттягивалась так, словно дворняжка превращался в шарпея, но пёс терпеливо ждал, когда болтающийся Лёнька снова обретет точку опоры. И всё начиналось сначала.
Вряд ли такие развлечения приносили Бонифацию радость, скорее всего, мужественно терпел и только жмурил глаза и отводил острую морду в сторону, когда маленький ученик в очередной раз полз на уроки».
Подводя итог, скажем, что для младенца нехватка любви, ласки, внимания со стороны взрослого, может быть, даже опасней, чем умеренный недостаток питания.
Автор: Дарья Колдина