Письмочтение — последовательное выкладывание (или показ) складов и их озвучивание.
ЭТО ВАЖНО! В системе Н. А. Зайцева письмо — это деятельность по превращению (переводу) звуков в символы (буквы, склады), а чтение — деятельность по превращению (переводу) символов (букв, складов) в звуки.
С помощью кубиков, таблиц и пособия «240 картинок» можно организовать более десятка упражнений по письмочтению!
Как можно ознакомить ребёнка с письмочтением по кубикам
Пример. Ребёнок наблюдает за действиями взрослого и слушает его объяснения:
1 Давай напишем кубиками твоё имя: НИКИТА. Нам нужен маленький железный кубик «НЮ-НЁ-НЯ-НЕ-НИ-НЬ». Что это за кубик? Это «МЮ-МЁ-МЯ-МЕ-МИ-МЬ»! Он тоже маленький железный. А нам нужен «НЮ-НЁ-НЯ-НЕ-НИ-НЬ»! Ура, вот и он!
ЭТО ВАЖНО! Последовательность озвучивания кубиков может быть разной.
2 Теперь найдём на нём склад «НИ». Вот он! Кладём «НИ».
ЭТО ВАЖНО! Кубик нужно поставить найденным складом вверх, если работа проходит на полу, и малыш будет смотреть на кубики сверху вниз. Склад нужно развернуть к лицу ребёнка, если кубик находится на уровне его глаз (стоит на полочке, столике).
3 Теперь будем искать маленький деревянный кубик «КЮ-КЁ-КЯ-КЕ-КИ-КЬ». Вот у меня в руках его «братец» — большой деревянный «КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К». Подойдёт ли он нам? Конечно, нет! Вот наш «КЮ-КЁ-КЯ-КЕ-КИ-КЬ».
4 Поставим «КИ» рядом с «НИ». Читаем слева направо: «НИКИ». Тебя зовут «НИКИ»? Конечно, надо дописать имя! Какой склад нам нужен? Правильно, «ТА». Поищем большой деревянный кубик «ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т». А вот и он! Ставим его рядом с «КИ». Читаем слева направо: «НИКИТА»! ЭТО ВАЖНО! При чтении взрослый обхватывает своей рукой руку ребёнка с вытянутым указательным пальчиком и касается им каждого склада, одновременно озвучивая их по порядку.
Как ребёнок может постепенно осваивать письмочтение:
- Составлять и прочитывать слова вместе со взрослым.
- Дописывать кубиками слова, которые начал составлять взрослый, и прочитывать их.
- Дописывать по таблице слова, которые начал составлять (показывать указкой) взрослый: показывать на следующие склады своим пальчиком или указкой, одновременно прочитывая их.
- Самостоятельно составлять слова и прочитывать их.
Какие задания для самостоятельного составления слов можно предлагать ребёнку:
📌 составить слово из кубиков или по таблице, глядя на слово-образец на карточке;
📌 составить слово из кубиков по слову-образцу, написанному по таблице, и наоборот;
📌 составить слово из кубиков или по таблице без опоры на образец (слово произносит взрослый, слово придумывает сам ребёнок).
Автор: Голубова Ульяна