Появившись на свет, новорожденный сообщает о своих потребностях посредством криков, звуков, мимики и жестов. Далее его звуковой арсенал расширяется, и малыш начинает гукать, гулить и лепетать. Наряду с этим, слушая обращенную к нему речь, малыш постепенно учится понимать то, что ему говорят, тренируется в повторении слогов, облегченных слов и, наконец, начинает произносить слова. В год большинство детей уже могут осмысленно употреблять около шести – десяти простых и звукоподражательных слов: «мама», «папа», «дай», «на», «бах», «ав» и др.
На втором году жизни у ребенка наблюдается интенсивное речевое развитие.
После года ребенок начинает лучше понимать речь взрослого, осмысленно подражать его словам и фразам, произносить одиночные элементарные слова.
При этом он может путать звуки, переставлять их местами, искажать и пропускать. У полуторагодовалого человечка в активном словаре уже имеется около 30-35 слов.
В этот период ребенок интенсивно устанавливает связи между словами, действиями и предметами. Так, если малыша попросить принести мячик, он может посмотреть на него, а принести машинку.
С полутора до двух лет - идет увеличение словарного запаса (малыш знает названия игрушек, предметов обихода, одежды, мебели, частей тела, действий) и активное использование около 300 слов, фраз и коротких предложений в речи. Кругозор ребенка расширяется, и с ним можно говорить не только о том, что он видит в настоящий момент, но и о том, что он видел вчера.
К концу 2-го года ребенок начинает использовать речь по назначению, т.е. как средство общения. Теперь он может попросить о чем-то, пожаловаться, пригласить поиграть, выразить радость и т.д.
В жизни ребенка речь выполняет много разных функций. В первую очередь, речь – это способность общаться посредством слов, звуков, знаков и других элементов языка.
Развитие речи ребенка – длительный процесс, успешность его протекания зависит от:
- речевой среды,
- социального окружения,
- семейного благополучия,
- индивидуальных особенностей личности,
- познавательной активности ребенка,
- уровня развития моторики,
- состояния здоровья и т.д.
У всех детей развитие речи протекает по-разному. Кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже. Замечено, например, что девочки быстрее, чем мальчики, овладевают умением пользоваться словами.
Если ребенок в два года говорит очень мало и не понятно, но его интеллектуальное развитие соответствует возрастным нормам, и вы достаточно общаетесь с ним, беспокоиться не стоит.
Советы по развитию речи детей
• Между вами и ребенком должны быть установлены эмоционально - доверительные отношения.
• Ваша речь должна быть чувственно окрашенной, понятной, четкой, правильной.
• Ребенок будет копировать вашу речь, поэтому не стоит сюсюкаться и повторять неправильно выговариваемые им слова. Учите его произносить слова правильно.
• Можно предлагать ребенку для повторения облегченные слова, но тут же сопровождайте их правильно произносимыми словами («би-би»-машина, «ав-ав»-собачка).
• Лучше всего речь развивается в активной деятельности, когда малыш испытывает положительные эмоции и активно действует с каким-то предметом (например, разбирает и собирает пирамидку, а вы вместе с ним проговариваете его действия) или выполняет движения со словами (физкультурные минутки).
• Называйте привлекающие ребенка предметы и комментируйте интересующие его действия и события.
• Придумывайте способы вызвать ребенка к диалогическому общению, расширяйте его связи с другими взрослыми и детьми.
• Ставьте малыша в такие условия, где ему придется воспользоваться речью. Не предугадывайте желаний малыша, побуждайте его попросить вас о чём-то или кого-то позвать: «Позови папу кушать».
• Развивайте крупную моторику (ходьба, общеукрепляющие упражнения) и мелкую моторику ребенка (пальчиковые игры, лепка, конструкторы).
• Обогащайте познавательный и чувственный опыт ребенка (знакомьте с природой, музыкой, творчеством).
• Развивайте мышление, восприятие, память, внимание ребенка.
Показатели речевого развития детей
1 год – 1год 3 месяца
Понимание речи
• Понимает названия игрушек, одежды, животных, еды, частей тела, окружающих предметов, имена близких взрослых, действия, некоторых бытовые ситуации.
• Показывает и выполняет: «Принеси…», «Подойди к…», «Положи на место…», «Где твоя шапка лежит…» и т.д.
• С интересом рассматривает картинки в книжке, узнает персонажей.
• Слушает и запоминает слова потешек, стихов и песенок.
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов)
• Выражает свои желания определенными звуками, например звуком «э».
• Произносит облегченные (би-би, ням-ням) и простые (кися, баба) слова по подражанию, по просьбе взрослого, по собственной инициативе (когда играет, радуется, констатирует факт).
• Использует слова «мама» и «папа» и для других людей.
• Воспроизводит звуковые сочетания с определенной интонацией и ритмом.
1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
Понимание речи
• По просьбе взрослого показывает называемые части тела.
• Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от их размера и цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
• Понимает рассказ о том, что ему знакомо. Например, с интересом слушает сообщение мамы о проведенном им дне: «Папа, а ты знаешь, сегодня…. (имя ребенка) сам помыл руки. А потом сел за стол и съел всю кашу».
• Со слов взрослого вспоминает о недавних ярких событиях (поход в зоопарк, работу подъемного крана и т.д.).
• Знаками, жестами, движениями, словами отвечает на вопросы: «Кто съел кашу?», «Как дятел стучит?», «Кого мы там с тобой видели?»
• Выполняет поручения из двух действий: «Возьми на столе карандаш и нарисуй солнышко».
• Понимает, когда его хвалят.
• Спрашивает (знаками, звуками) о предметах, которые попадаются ему на глаза «что это».
Активная речь (произносит до 40 облегченных слов)
• Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно); говоря о себе, может назвать своё имя.
• Пользуется словами в моменты особой заинтересованности, чтобы выразить своё согласие или не согласие, привлечь к себе внимание, попросить о чём-то.
• Отвечает на простые вопросы: «Где?», «Кто (что) это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке).
• Подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
• Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значениедополнительного слова).
• Вместе с взрослым «напевает» песенки.
1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
Понимание речи
• Хорошо знает названия частей тела и лица, игрушек, животных, растений, предметов быта, одежды, блюда, некоторые признаки предметов (большой, горячий, тяжелый), некоторые действия (спит, ест, идет, бежит и т.д.)
• Понимает несложный сюжет на картинке.
• Понимает описание ситуации, близкой ему по опыту, без показа или картинки.
Активная речь (произносит 100 слов)
• Может составить предложение из двух слов. Говорит о своих потребностях: «Маша пить», о своих/чужих действиях: «Мама ням-ням».
• Отвечает на вопросы: "Где?", "Кто это?", "Что это?", "Что делает?".
• Называет предметы на картинке.
• Договаривает последние слова знакомых стихотворений, потешек и песенок.
1 год 9 месяцев - 2 года
Понимание речи
• Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях.
• Выполняет просьбы, состоящие из двух-трех последовательных действий (возьми мяч, отнеси в коридор и положи у двери).
Активная речь (произносит до 200-300 слов):
• Говорит предложениями из 2-3 слов.
• Составляет повествование из 2х-3х предложений о том, что видит.
• Задает вопросы «где?», «какая?».
• Начинает употреблять в речи прилагательные (хороший, горячий, тяжелый), наречия (жарко) и местоимения (он, она, ты).
• Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает песенки.
• Облегченные слова заменяет правильными.
• Употребляет вежливые слова: «пока», «спасибо», «привет».
• Может менять интонацию, силу голоса и темп речи.
• С удовольствием слушает книги, просит почитать.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Если к двум годам ваш малыш еще не начал говорить, не понимает обращенную к нему речь, гнусавит, заикается, сильно высовывает кончик языка, раздувает щеки, брызжет слюнями, не выговаривает положенные по возрасту звуки (для детей 1-2 лет: а, о, у, и, п, б, м, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф) - желательно обратиться за консультацией к логопеду.
Он поможет вовремя выявить возможные причины нарушения речевого развития и предупредить вероятность закрепления неправильного произношения.
Автор: Дарья Колдина