Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Сенсорное развитие малыша второго года жизни

Годовалый малыш — это неутомимый исследователь, огромная доля его активности тратится на изучение свойств и явлений мира вокруг. Таким образом ребенок на втором году жизни «обживает» пространство вокруг себя, делая его своим, родным и понятным. И постепенно мир ребенка меняется — он как бы расширяется, становится больше.

Годовалый малыш – это неутомимый исследователь, огромная доля его активности тратится на изучение свойств и явлений мира вокруг. Таким образом ребенок на втором году жизни «обживает» пространство вокруг себя, делая его своим, родным и понятным. И постепенно мир ребенка меняется – он как бы расширяется, становится больше.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

 

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Их значимость для человека трудно переоценить. Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, но при этом нельзя не признать, что различные сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения.

С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т.д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку, пользуется речью и т.д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии, вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

 

В настоящее время можно встретить достаточно большое количество книг и пособий, посвященных сенсорному развитию. Но наиболее распространены направления, целью которых является изучение цвета, формы и величины. Занимаясь с малышом второго года жизни, советуем начать изучение основных цветов – КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ – называть, не требуя называния от ребенка (чтобы малыш постепенно запоминал название цвета), учить узнавать среди других, сравнивать по принципу «такой – не такой». По такой же логике происходит и изучение простых геометрических форм – для начала изучите КРУГ и КВАДРАТ. Сравнивайте предметы по величине – БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ.

Однако сенсорное развитие можно и нужно рассматривать шире! Очень важны для развития малыша игры с самыми различными материалами – песком, мукой, тестом, крупами, бусинами, камушками, снегом, землей и т.д. Учеными давно доказана связь между рецепторами пальцев рук и развитием головного мозга.

Другой критерий важности таких игр – это реакция самого ребенка: внимательно наблюдая за малышом, Вы убедитесь, сколько удовольствия и восторга подарят ему эти игры. Так дайте ребенку возможность играть в свое удовольствие, обеспечьте разными материалами (в одной игре лучше использовать только один материал), не забывая, что при внешней простоте и незатейливости эти игры развивают малыша и обогащают его восприятие!
 

Автор статьи: Елена Янушко

4270
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё