Для ребенка наклейки – это маленькое чудо. Дети с увлечением собирают разные коллекции наклеек, украшают ими свою комнату, игрушки, блокноты, им нравятся книги с наклейками, в которых легко можно справиться с различными увлекательными заданиями.
Родители обычно поддерживают увлечения детей, будучи уверенными, что наклейки развивают ребенка, однако некоторые сомневаются в этом, считая занятия рисованием, лепкой аппликацией более полезным для детей.
Как происходит на самом деле, какое влияние оказывают наклейки на ребенка и как их лучше использовать – об этом мы попросили рассказать Маргариту Воробьеву, кандидата педагогических наук и преподавателя МПАДО Арину Кисель.
М. Воробьева. Наклейки для ребенка – это всегда интересно и занимательно: отклеить, наклеить, посмотреть, что у тебя получилось. Здорово! Я сама очень люблю наклейки, использовала их в играх со своим ребенком. Однако наклейка наклейке рознь и здесь есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание. Спектр использования наклеек довольно широкий. Есть наклейки, которые дети собирают как коллекционеры. Наклейки используются в книгах, дети с их помощью могут выполнять различные задания, делать аппликации. Кроме того, довольно часто наклейки и в дошкольных учреждениях, и дома используются как оценочный инструмент. И здесь нужно быть очень острожным.
А. Кисель. Хочу привести такой пример. Когда я работала в детском саду, мы сотрудничали с психологической лабораторией МГУ и совместно проводили обследования детей. Однажды возникла ситуация, ребенок выполнял ряд тестовых упражнений. Когда он справился с заданиями, я его поблагодарила и сказала: «Молодец, можешь возвращаться в группу». Ребенок был удивлен и расстроен: «И что? Не будет никакой наклейки. А зачем все это надо было?». Получается, что дети работали только ради того, чтобы получить наклейку, т.е. за вознаграждение.
М. Воробьева. Наклейка в данной ситуации является элементом потребительства. Если я что-то сделал, то вы должны меня обязательно отблагодарить. А если не отблагодарите, то я и делать ничего не буду. Довольно часто можно слышать просьбу взрослых к своим детям в такой форме - сделаешь то-то и обещание дать наклейку в качестве вознаграждения: «Съешь кашу, я тебе наклейки куплю! Ботиночки обуешь, и я тебе дам другую наклейку!». Это крайне нежелательно. В данном случае взрослые могут сформировать стереотипное поведение по принципу « я - тебе, ты - мне» и закрепить его. Потом нужно будет этот стереотип поведения разрушить, т.к. не за все действия в жизни ребенок будет получать наклейки и создать новый поведенческий стереотип, в котором мотив к действию будет определяющим, что очень сложно и лучше изначально его не формировать. Поэтому, когда мы начинаем использовать наклейку как оценочный инструмент в любом виде деятельности или повседневной жизни, нужно понимать, что этот сюжет оценки может преследовать ребенка долгое время. По этой причине от применения наклеек в качестве оценочного инструмента во многих детских садах отказались. В начальной школе наклейки используют с целью замены оценок, которые не ставят. В данном случае это удобно и оправдано.
– Но в данном случае наклейка выступает и как мотив к действию?
М. Воробьева. Первично - это оценка: я что-то сделала, меня оценили, сказали: «Какая ты молодец, возьми за это наклейку». И такая оценка может выступать в качестве мотива к действию, но этот вариант получения наклеек взрослому всегда надо держать под контролем. Я была в финском детском саду и подсмотрела там довольно интересную методику, в которой наклейки служили элементом самооценки. Ребенок выполнял какую-то работу и сам ее оценивал с помощью разных смайликов. Это было очень интересно. Я думала, что все дети поставят себе самую высокую оценку, но ничего подобного, оценка была абсолютно дифференцированной и адекватной – дети оценивали себя довольно объективно. Если у ребенка все получалось, он ставил себе высокую оценку, он понимал, что выполнил работу хорошо. Если ребенок выставлял себе не самую хорошую оценку, это, в свою очередь, было некой просьбой о помощи, сигналом тревоги, своего рода SOS для педагога, который подходил и совместно с ребенком пытался разобраться, что у него не получилось и почему. В данном случае была задействована мотивировочная сторона наклеек.
– Дети с удовольствием выполняют различные задания с использованием наклеек. Как это влияет на их развитие?
А. Кисель. Безусловно, книги с наклейками развивают мелкую моторику, внимание, фантазию, влияют на когнитивное развитие. Например, есть сказки, где в иллюстрациях пропущены какие-то персонажи. Ребенку нужно определить, что именно должно быть на рисунке, найти это среди наклеек и приклеить в нужное место. Как правило, дети выполняют такие задания с удовольствием.
М. Воробьева. Конечно, наклейки имеют развивающий эффект и полезны для развития ребенка. Хотелось бы обратить внимание на отдельные моменты. Для примера рассмотрим задание: в книге или тетрадях ребенку предлагают наклеить зайчика. Иногда хочется задать вопрос: а нужно ли туда наклеивать этого зайчика и для чего? На какой возраст рассчитано данное задание, сможет ли ребенок самостоятельно с ним справиться. Если ребенок не хочет выполнять задание, важно понять, почему – он не может или ему это неинтересно. Рассмотрим данный сюжет далее. Ребенок наклеил зайчика и что? Как обыграть эту ситуацию – нужно лишь правильно назвать, что это зайчик, и все? Но ведь можно собрать зверушек из этой книги, наклеить и создать собственный зоопарк. Это и интересно, и познавательно, и возрастает ценность наклеек. Ребенок не просто взял и наклеил, а что-то создал. К сожалению, встречается много книг, где на первом месте ценность самой наклейки, а остальные моменты не проработаны.
Здесь, скорее, задача педагогов, родителей, тех взрослых, кто находится рядом с ребенком, так развернуть ситуацию, чтобы наклейки приносили максимальный эффект для ребенка, а не превращались в элемент потребительского отношения к любой деятельности. Наклейки – это чудесно, увлекательно, занимательно. Главное использовать их с максимальной пользой в развитии детей дошкольного возраста.