Каких правил стоит придерживаться родителям при организации летних занятий?
Дети школьного возраста всегда с нетерпением ждут лета: это три месяца круглосуточного отдыха без учебников, уроков и домашних заданий, без задач и уравнений! Три месяца занятий любимыми делами!
Безусловно, к 1 сентября дети должны подойти отдохнувшими, желающими дальше постигать азы науки. В первый месяц летних каникул им особенно необходимо выспаться, набегаться, нагуляться, наиграться с друзьями... При этом, как напоминают специалисты, и в каникулярное время у детей должен быть сохранён режим дня. Пусть он будет менее жёстким, чем в учебном году (ребёнок может поспать подольше утром, позже ложиться вечером), но вставать, ложиться, питаться нужно в одно и то же время.
С другой стороны, непрерывный отдых тоже утомителен. Всем известно, что отдых – это смена деятельности. Значит ли это, что возможные занятия летом будут полезны? И как часто заниматься, чтоб не «перегибать палку»?
«Чтобы в следующий класс не отправить полностью перегоревшего ученика, родителям нужно выбрать правильный темп подготовки и придумать занятия, которые будут принципиально отличаться от школьных уроков и домашнего задания. По разным источникам, школьники, которые не прекращают занятия летом, в следующем классе показывают на 12-25 % более высокую успеваемость по предмету, нежели их тотально отдыхавшие товарищи», – говорит Алевтина Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ, методист издательства «Русское слово».
Правила летних занятий
Вопросом о том, как трёхмесячный летний отдых влияет на успеваемость школьников, исследователи занимаются уже давно. Ещё в 1996 году учёные из Университета Миссури и Государственного университета Теннеси проанализировали 39 научных работ, описывающих взаимосвязь летних каникул со школьными успехами детей. Для этого они сравнили результаты тестов и контрольных работ по различным предметам, которые школьники выполняли весной и осенью. Выяснилось, что в среднем за лето дети успевают забыть тот объём информации, на освоение которого тратилось от одного до полутора месяцев. Больше всего летние каникулы сказывались на успеваемости по математике, а особенно плохо школьники справлялись с задачами на вычисление.
Давайте рассмотрим, каких правил стоит придерживаться родителям при организации летних занятий.
- С ребёнком необходимо заранее договориться, какими предметами и сколько времени в неделю вы будете заниматься. Занятиям по школьной программе стоит отводить не больше 20–30 минут в день, причём время для них ребёнок должен выбрать сам. Нужно лишь, чтобы оно было по возможности постоянным на протяжении всего отдыха. Считается, что одного-двух занятий вполне хватит, чтобы не только поддержать достигнутый за учебный год уровень, но и существенно его расширить. Мотивированные школьники могут за это время даже углубить свои знания до олимпиадного уровня.
- Надо создать условия, чтобы ребёнку хотелось заниматься, а не избегать наказания за невыполненное задание (в речи родителя не должно быть связки «если НЕ …, то НЕ ….»). Когда школьник доволен тем, как он справляется с заданиями, он будет стремиться повышать свои навыки их выполнения и лучше запоминать новые данные. И наоборот: неуспех ведёт к забыванию материала. Чем больше раз ребёнок повторит ту или иную информацию, тем лучше он её запомнит. Наконец, успехи ребёнка зависят от его мотивации: для наиболее эффективной работы и учёбы она должна быть не слишком сильной и не слишком слабой, гласит закон Йеркса-Додсона.
- Родителям важно принимать живое участие в летних занятиях детей. Когда все члены семьи вместе проводят практический опыт или решают ту или иную математическую задачу, это здорово сплачивает семью.
- Регулярность занятий, особенно в младшем школьном возрасте, очень важна. Пусть занятия будут по полчаса в день, но регулярные. Такой режим будет ценнее многочасовых изнуряющих марафонов редких занятий. Каникулы – именно то время, когда можно малыми средствами и усилиями достичь очень многого.
«Какие задания вызывают интерес у детей? Мы предлагаем для летнего обучения "жизненные" задачи. Такие задачи, затрагивающие не столько арифметику, сколько логический аспект и умение рассуждать, помогают детям понять причинно-следственные связи, сформируют у них критическое мышление, помогут найти решение в разных жизненных ситуациях. Это намного важнее техники счёта, – продолжает Алевтина Фёдорова. – В жизни математика может прятаться в таких вещах, где её искать и не подумаешь. К примеру, семья планирует поездку на отдых. Значит, решаем с ребёнком задания, подготавливающие к ней: считаем общие расходы, рассчитываем время, за которое можем добраться до определённого пункта нашей поездки, знакомимся через определённые задания с особенностями поездки».
Примеры задач из учебника по математике
Вот, например, задача из учебника «Математика» (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева) для 1 класса (часть 2):
Два друга договорились сесть в четвёртый вагон электропоезда. Но один мальчик сел в четвёртый вагон от начала, а другой – в четвёртый вагон от конца электропоезда. В одном ли вагоне едут оба мальчика, если вагонов 8? Догадайся, сколько вагонов должно было быть в поезде, чтобы мальчики оказались в одном вагоне.
Или задача про переправу через реку. «Математика» 3 класс, 1 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):
Занимательные летние задачи могут быть максимально прикладными, взятыми в буквальном смысле из летней жизни конкретной семьи и самого ребёнка. Ремонт в квартире, отдых на даче, приготовление завтрака для всей семьи – всё это может лежать в основе задач. Например:
Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Гренки с сыром надо продержать в духовке ровно 4 минуты. Как это сделать?
Задача про сбор меда. «Математика» 2 класс, 1 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):
Летом нужно заниматься с интересом, увлечённо! В учебниках математики Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой для начальной школы есть задания-головоломки, ребусы. Также часто встречаются задачи, кажущиеся очень простыми, но над решением которых стоит задуматься всерьёз. Например, следующая задача:
Есть столб высотой 10 сантиметров. По нему ползет улитка. За день она поднимается вверх на 5 сантиметров. А потом наступает ночь, улитка засыпает и соскальзывает на 4 сантиметра вниз. За сколько дней улитка сможет забраться на самый верх?
«Самый традиционный неправильный ответ к этой задаче – 10 дней, так как улитка будет подниматься суммарно за сутки на 1 см. Но правильный ответ – за 6 дней. Утром шестого дня она будет на высоте 5 см, к концу дня она достигнет вершины», – поясняет Алевтина Фёдорова.
Ещё одна область математики, доступная для летнего свободного знакомства с ней, – комбинаторика. Задания для учеников начальной школы могут показаться очень простыми, а на самом деле они довольно серьёзные.
Задача про Васю, Игоря и Петю. «Математика» 1 класс, 2 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):
Для летних занятий можно подобрать задания, которые подойдут как младшим школьникам, так и подросткам. К таким относятся задания, решаемые методами теории графов. Непривычно, интересно, увлекательно!
Задача про необходимость разукрасить платок Василисы Прекрасной. «Математика» 1 класс, 2 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):
«Разумеется, нам хотелось бы, чтобы занятия математикой летом мотивировали детей активнее познавать мир, читать дополнительную литературу. УМК «Математика» Б.П. Гейдмана содержит тот потенциал, который запустит интерес к чтению: сюжеты многих задач выстроены на литературных произведениях, содержат много интересной и увлекательной информации из мира животных, растений, окружающей действительности, науки и техники», – подводит итог Алевтина Фёдорова.
Учебники "Математика" для 1-4 классов
Линия учебников «Математика» для 1–4 классов (авторы – Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева) выпущена издательством «Русское слово» в составе ИОС «Начальная инновационная школа». Учебники включены в действующий Федеральный перечень. Главные особенности курса – гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих, а также знания, необходимые для ориентации в современном мире, в информационных технологиях для продолжения образования.