Малыш начинает воспринимать звуки задолго до своего появления на свет. После рождения в течении трех лет слух продолжает активно развиваться. Постарайтесь создать для своего ребенка гармоничную и доброжелательную развивающую среду.
1 МЕСЯЦ
Глаза в глаза
Ласково разговаривайте с малышом и старайтесь встретиться с ним взглядом.
Потрясите погремушкой перед ребенком. На первых порах ребенок будет только прислушиваться, а затем поворачивать голову к источнику звука. Как только он начнет искать погремушку глазами – поместите её в поле зрения ребенка. Греметь погремушкой можно тихо и громко. Старайтесь, чтобы малыш не видел вас, а сосредотачивался пока только на погремушке.
Колокольчик
Позвените колокольчиком на расстоянии 60-70 см от ребенка. Затем отведите колокольчик в сторону и снова позвените. Верните колокольчик в исходное положение, позвените. Можно полностью взять колокольчик в руки, чтобы приглушить издаваемый звук и звенеть.
Танец под музыку
Возьмите малыша на руки и подвигайтесь с ним по комнате под музыку.
Первые разговоры
Эмоционально разговаривайте с ребенком. Попробуйте общаться с ним на разные лады: весело, быстро, медленно, по-деловому, побуждая к действию, вопрошая, «тонким» или «толстым» голосом, тихо или громко. Спрашивайте его о чем-нибудь, делайте паузы, выжидая «ответов», переспрашивайте его, как будто он вам ответил.
Потешки, песенки, стихи
Знакомьте малыша с первыми потешками, песенками, стихами близкими ему по содержанию и интересам, наполненными благозвучием, ритмичностью, мелодичностью. Рассказывайте и напевайте их ему.
Поём звуки
Напевайте малышу гласные звуки «а», «о», «у», «и», «ы», и вскоре он начнет их повторять.
Кач-кач
Осторожно раскачивайте малыша на вытянутых руках, проговаривая «к-а-а-а-ч, к-а-а-а-ч».
2 МЕСЯЦА
Звонкие пинетки
Прикрепите колокольчики или маленькие погремушки к пинеткам (носкам) ребенка. Малыш будет двигать ножками и прислушиваться к звукам.
Музыкальная каруселька
Включайте малышу музыкальную карусельку, прикрепленную к кроватке. Он будет слушать мелодию и следить глазами за двигающимися игрушками.
Гирлянда - погремушка
Натяните в кроватке на расстоянии вытянутой руки от ребенка гирлянду из погремушек. Малыш будет бить по ней ручками и прислушиваться к её звучанию.
Где звучит?
Отойдите от ребенка на 2 шага и погремите погремушкой, бубном, позвоните в колокольчик или позовите его по имени. Малыш начнет искать глазами источник звука. В дальнейшем проделывайте всё вышесказанное, передвигаясь по комнате. Малыш будет учиться следить за перемещающимися звуками.
Пищащие игрушки
Возьмите 2 резиновые пищащие игрушки в разные руки и расположите их с разных сторон от малыша. Попищите одной игрушкой и дождитесь, пока малыш найдет её взглядом, затем попищите другой игрушкой с противоположной стороны. Малыш опять переведет взгляд на игрушку.
Музыкальный аккомпанемент
Пойте ребенку песенку и «подыгрывайте» себе погремушкой. Потрясите погремушкой справа, слева, сверху, снизу, вращающейся погремушкой.
Что мы делаем
Рассказывайте малышу о том, что происходит вокруг него и о ваших действиях: пойдем на кухню; мою тебе спинку¸ ручки, ножки; танцуем, папа пришел.
Разные положения
Положите ребеночка себе на живот и поразговаривайте с ним. Малыш будет стараться поднять голову, чтобы увидеть вас. Располагайте малыша в разных местах (на диване, в коляске, на пеленальном столе и т.п.) и положениях (на спине, на боку, на животе, на руках у взрослого), чтобы он упражнялся в нахождении источников звуков по разным ориентирам.
Домашние шумы
Знакомьте ребенка с домашними шумами: звук льющейся воды, жужжащий пылесос, гудящий фен, работающая стиральная машинка, бой часов и т.д.
Музыка на каждый день
Каждый день включайте своему малышу музыку (классическую, детские песенки, колыбельные и т.п.). Вскоре он научиться узнавать знакомые ему мелодии.
Позови меня
Склонитесь над малышом и позовите его по имени высоким голосом, нежным, низким. Малыш начнет прислушиваться к звучанию своего имени.
3 МЕСЯЦА
Ритмичная музыка
Детям нравятся ритмичная музыка. Предлагайте малышу к прослушиванию быструю и медленную музыку, тихую и быструю. Можно, держа ребенка за рук, похлопать его ладошками в такт музыке. Или взять малыша на руки и поприседать с ним или потанцевать.
Игра на музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах - это конечно громко сказано, но если у вас есть деревянные ложки, бубен, погремушки – можно на них отбивать ритмические рисунки.
Дудочка
Сыграйте малышу на дудочке, свирели, посвистите в свистульку.
Смотри на губы
Разговаривая с малышом или напевая ему песенку, приблизьте лицо к ребенку, чтобы он смог следить за движениями ваших губ.
Слышу маму, но не вижу
Разговаривайте с малышом из разных местоположений в комнате и квартире. Малыш будет знать, что вы где-то тут, а заодно будет развивать слуховое восприятие.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Напевайте ребенку 7 нот, постепенно повышая голос, а затем понижая. Малыш будет стараться вам подпевать.
Любимые песни
Пение очень полезно для малыша. Слушайте с ним записи любимых вами песенок и вместе подпевайте их.
Греми погремушкой
Вложите ребенку в руку погремушку, чтобы он смог ею погреметь и послушать её звучание.
Колыбельные
Укладывая малыша спать – тихим, ласковым голосом напевайте ему колыбельные. Вскоре колыбельные – станут вашим ритуалом – помощником в «усыплении» ребенка.
4 МЕСЯЦА
Песенное и разговорное сопровождение
Выполняя свои повседневные дела или занимаясь с ребенком, напевайте песенки или говорите с ребенком. Но не слишком усердствуйте – иногда ребенку необходимо побыть в тишине.
Диктофон
Если малыш агукает или произносит какие-то звуки – запишите их на диктофон и время от времени давайте их прослушивать.
Возвращенное «агу»
Когда малыш «разговаривает» с вами, обязательно возвращайте ему сказанные слова – так он будет точнее понимать, что он говорит.
Звучные звуки
Малышу понравится слушать звучные звуки (шипящие, причмокивающие). Пошипите, как шипит змея, побибикайте, помяукайте, попищите, пофыркайте, посмейтесь, поцокайте, «побуркайте» и т.п.
Шёпот
Пошепчите малышу слова на ушко – ему понравится.
Весело – грустно
Скажите веселым голосом «Весело!», а теперь грустным «Грустно!». Чередуйте слова «весело» и «грустно».
Тихо – громко
Скажите тихим голосом «Тихо!», а потом громким голосом «Громко!». Чередуйте слова «тихо» и «громко».
Хлоп-хлоп-хлоп – топ-топ-топ
Малыш лежит на спине. Возьмите руки ребенка в свои и похлопайте ими, приговаривая «хлоп-хлоп-хлоп», потом его ножками скользящими движениями ступней «потопайте» по поверхности «топ-топ-топ».
5 МЕСЯЦЕВ
Звуки природы
Гуляя на улице, побуждайте малыша прислушиваться к звукам природы: шелесту листьев, шуму ветру, пению птиц, скрипу снега, стуку дождя по крыше и т.д. Замечайте шум окружающей обстановки: «Слышишь, машина поехала, велосипед трещит, поезд гудит» и т.д. Комментируйте услышанное.
Звуки дома
Скажите: «Слышишь, кто это?...» И замрите. Послушайте, кто разговаривает в кухне, как шумит стиральная машинка в ванной, тикают часы, кто-то идет и т.д. Комментируйте услышанное.
Голоса животных
Показывайте малышу фигурки игрушечных животных и озвучивайте их: «Кошка мяу-мяу, собака гав-гав, курица ко-ко, корова му-му» и т.д.
Игра на немузыкальных инструментах
Возьмите ребенка на руки и покажите, какой звук издает кастрюля, если по ней ударить ложечкой. Попробуйте «подзинькать» ложкой по чашкам, стаканам, хрустальным бокалам, банкам, коробкам и т.п.
Пчелка и жук
Сложите пальчики щепоткой «жужжа» и имитируйте ими полет жука, вращая рукой и передвигаясь по комнате. Затем из «щепотки» выставите один палец вперед (носик пчелки) и так же перемещайте руку в пространстве, издавая звук «з-з-з-з-з…».
Пищащая игрушка
Положите пищащую игрушку малышу на ладонь и издайте ею звук. Малыш не только услышит звук, но и ощутит его.
Музыкальная шкатулка
Если у вас есть музыкальная шкатулка (или музыкальная открытка) дайте их послушать ребенку.
Что шуршит?
Приготовьте бумагу, кальку, фольгу, целлофановый пакет, упаковочную бумагу и пошуршите ими перед ребенком.
Что стучит?
Постучите друг об друга 2 камня, 2 деревянные ложки (палочки), 2 железные ложки, 2 деревянных бруска, 2 резиновые игрушки. Все они будут издавать разное звучание.
Где малыш?
Малыш лежит на спине. Вы осторожно накрываете его пеленкой (можно полупрозрачным платком) и зовете: «Где…(имя ребенка)?» Малыш начнет двигать ножками, чтобы сбросить пеленку. Обрадуйтесь его появлению, обнимите и скажите: «Вот мой(я) ….(имя ребенка)!»
6 МЕСЯЦЕВ
Музыкальные игрушки
Приобретите ребенку музыкальную игрушку, музыкальное панно или пианино. Ребенок будет учиться извлекать из них звуки.
Вот она – мама!
На глазах у ребенка накройтесь с головой пеленкой или платком и позовите малыша по имени. Малыш попытается стянуть с вас пеленку, помогите ему в этом и скажите: «Вот твоя мамочка!»
Кто позвал?
С одной стороны от ребенка располагается папа, с другой – мама. Родители по очереди зовут малыша по имени, а малыш должен повернуться к тому из родителей, который его позвал.
Музыка ветра
Если у вас в доме подвешены где-то китайские колокольчики «музыка ветра», поднесите к ним малыша, и пусть он вдоволь насладиться их звучанием.
Рассматривайте с малышом книжки с простыми рисунками и озвучивайте их изображение: машинка би-би, поезд ту-ту и т.д.
Металлофон и барабан
Предложите малышу поиграть на металлофоне или постучать в барабан.
Бутылки с водой
Налейте в пластмассовые бутылки разное количество воды и ударяйте по ним ложкой. Каждая бутылка будет звучать по разному.
Автор статьи: Дарья Колдина