Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Как выбрать игрушки для малыша (0-6 месяцев)

С самого рождения ребенок начинает познавать окружающий мир, прислушиваясь к звукам, приглядываясь к новым силуэтам, трогая и ощупывая различные предметы, грызя все, что попадает под руки. Таким образом, малыш развивается, накапливает информацию о предметах и их свойствах, формирует и реализовывает свои творческие способности, выражает чувства, учится общаться и познавать себя.

С самого рождения ребенок начинает познавать окружающий мир, прислушиваясь к звукам, приглядываясь к новым силуэтам, трогая и ощупывая различные предметы, грызя все, что попадает под руки. Таким образом, малыш развивается, накапливает информацию о предметах и их свойствах, формирует и реализовывает свои творческие способности, выражает чувства, учится общаться и познавать себя. Поэтому начинать заниматься с новорожденным  необходимо уже с самых первых дней жизни. Малышу нужно общение, движения и, конечно же, развивающая среда! Развивающая предметная среда — это интересная для исследований обстановка, в которой ребенку будет комфортно расти и развиваться.

В статье мы поговорим об одном из составляющих развивающей среды - игрушках для до полугодовалых детей. В этом возрасте ребенок действует с игрушками однотипно: разглядывает, трогает, трясет, ощупывает, бросает, тянет в рот. Поэтому игрушкой может стать практически любой (естественно безопасный) предмет, который послужит развитию органов чувств и подготовит малыша к дальнейшей осознанной игре. Какие же игрушки покупать для младенцев и на что обращать внимание при их выборе?

 

Погремушка — первая игрушка. До 2-3 месяцев ребенок в основном наблюдает. Он тренируется сосредотачивать внимание на предлагаемых ему игрушках, которые должны отличаться по форме, цвету, размеру и звучанию. Позже происходит развитие хватательных движений и тренировка в координации движений. Тут уже надо подбирать погремушки еще и разной фактуры, твердости и тяжести. Ручка игрушки должны быть удобна для захвата, соответствовать размерам детской ладошки или иметь кольцо для держания. Погремушки можно подвешивать на веревочках или резинках к бортикам кровати, чтобы малыш мог хватать их.

Погремушка должна быть гладкой, без углов, без маленьких отверстий, в которые малыш может засунуть пальчик.

Гирлянды-подвески натягиваются низко над кроватью. Ребенок разглядывает их, бьет по ним ручками и ножками, хватает, трясет, отталкивает. Такие гирлянды можно делать и самим — нанизывая на резинку погремушки, кольца, мягкие игрушки и т.п.

Колокольчики - первые музыкальные инструменты. Эти игрушки предназначены для развития музыкального слуха, поэтому предпочтительны колокольчики с тихим мелодичным и чистым звуком.

Музыкальная карусель вешается над кроваткой ребенка и (или) над пеленальным столиком. Ребенок слушает музыку, наблюдает за медленно движущимися игрушками, изучает их форму и цвет, протягивает ручки, чтобы поймать. Эта подвижная каруселька развивает слух, зрение, мышцы шеи и координацию движений. В дальнейшем, если игрушки отсоединить от карусельки - получатся отдельные погремушки. Проверьте, чтобы мелодия была тихая, мелодичная, чистого звучания. А игрушки — разными по цвету, форме и фактуре.

Игрушки-прорезыватели желательно покупать из натурального латекса. Малышу должно быть удобно их держать и грызть.

Резиновые игрушки-пищалки побуждают ребенка прислушиваться к звукам и развивают слуховое восприятие. А ближе к 6 месяцам — дают ему возможность ощутить свою силу и научиться сжимать и разжимать игрушку. Желательно, чтобы игрушка не издавала резкий звук, была удобна для захвата и легко сжималась даже в слабой детской ручке.

Музыкальные электронные игрушки реагируют на прикосновение, толчок или нажатие кнопки. Играя в такие игрушки, ребенок начинает понимать причинно-следственные взаимосвязи — нажал — появляется приятный звук, вибрирование или игрушка начинает светиться. Отрабатывается координация рук, глаз и точность движений. Эта игрушка должна быть небольшого размера (чтобы ребенку было удобно ее держать) и простой в обращении (с одной кнопкой или функцией).

Игрушка-неваляшка меняет положение в пространстве и издает мелодичный звук. Желательно, чтобы она была небольшого размера — до 15 см, гладкая на ощупь. Бывают неваляшки из дерева с закрепленными внутри бубенчиками: Ванька-встанька, снеговик, яйцо.

Развлекательный центр (игровая панель) может прикрепляться к бортику кровати, к столику или просто выкладываться перед ребенком. Развлекательные центры стимулируют зрительное, слуховое и осязательное восприятия ребенка одновременно. Такая игрушка должна сочетать в себе несколько свойств и быть многофункциональной: с кнопочками,  вращающимися элементами, подвижными фигурками, издающими звук, шуршащими элементами,  зеркальцами, звоночками, трещетками. Для шестимесячного грудничка достаточно 4-7 элементов.

Мягкие кубики, мячики и шарики небольшого размера, с различной поверхностью, в том числе с бубенчиками и погремушками внутри. Для развития мелкой моторики хорошо приобрести резиновый мячик с ямками (впадинами) разных размеров и мячик с «пупырышками».

Книжки-игрушки из мягкого пластика, предназначенные для купания в ванне, из ткани с разными вставками, для развития тактильных ощущений, из картона с крупными картинками и с минимальным количеством текста для рассматривания и развития умения обращаться с книгой.
 

Выше были перечислены основные игрушки, которые должны быть у каждого ребенка.

Дополнительно можно приобрести ещеследующие:

1. Колечки — конструктор, вставляющиеся один в другой.

2. Большой надувной мяч с ручкой - для занятий гимнастикой.

3. Мягкий развивающий коврик с шуршащими элементами, с объемными фигурками и пищалками, безопасным зеркальцем, прорезывателем для зубов и т.д.

4. Небольшие мягкие игрушки — зверюшки.

5. Магнитофон с записями детских песен и классической музыки.

6. Цветные губки и плавающие игрушки для игры во время купания.

7. Домашние предметы: кастрюльки, миски, ленточки, баночки из-под крема и т.д.
 

Требования к игрушкам

- Чтобы не ошибиться в качестве, покупайте игрушки известных фирм-производителей.

- Проверяйте сертификаты соответствия санитарно-гигиеническим нормам.

- Раскраска игрушек должна быть приятных контрастных цветов, не ядовитых оттенков, без «токсичных» и «химических» запахов, которые отрицательно влияют на психику и зрение ребенка. Лучше брать не окрашенные игрушки, а сделанные из цветных материалов.

- Игрушка должна быть сделана из качественного материала, с закругленными углами, без острых углов и кромок, об которые можно пораниться.

- Узнаваемый образ игрушки: если это собачка, то не синяя и не с кошачьими ушами.

- Не стоит покупать однотипные игрушки, пусть их будет немного, но разного назначения.

- Игрушки должны быть легко моющимися или стирающимися.

- Звуковая игрушка не должна быть громкой, ведь малыш запросто может приложиться к ней  ухом!

- Игрушки не должны содержать мелких деталей, которые ребенок может отломать и проглотить.

- На мягких игрушках - мелкие детали пришиты, а не наклеены.

В заключение хотелось бы сказать о самой главной особенности игрушек. Ни одна игрушка не принесет пользы, если родители просто отдадут её ребенку на «растерзание». Конечно, ребенок сам сможет повертеть её, постучать, даже попробовать «на вкус». Такое исследование предмета – его естественная потребность. Но говорить о полноценном использовании игрушек можно только тогда, когда в процессе игры присутствует родитель, а лучше два родителя, проявляющих заботу, искренность, любовь и фантазию.
 

Автор статьи: Дарья Колдина

5585
Комментарии (11)
S
Swetlana82
05 декабря 2011
я читала , где уже не скажу...во общем -важна не сама игрушка, а игра с ней...на заметку родителем, у которых игрушек не счесть, а дитё по чему то не играет...
ответить
еще 1 ответ
К
Ксения
02 ноября 2010
Дарья,прочитав статью поняла что ничего не упустила и приобрела для малышки нужные и правильные игрушки. Нам 9-й месяц и игрушки я беру уже от 6,есть музыкальные от 1 года.Ребенок очень заинтересовывается ,всегда показываю как надо,как можно играть с той или иной игрушкой,но вот какая незадача..дочка через несколько секунд "включает"свою игру..все отправляется на зубок..скажите,когда ребенок прекращает все тянуть в рот,может что-либо посоветуете,может Я что-то делаю не так?!?
ответить
еще 1 ответ
Оксана
10 сентября 2010
У меня предложение продолжить эту тему по другим возрастам. :)
ответить
еще 1 ответ
Диана
24 февраля 2010
Много интересного и нужного узнала из подтемы "Требования к игрушкам". Спасибо!
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё