Какую пирамидку купить и как с ней заниматься зависит в первую очередь от возраста ребенка.
Выбираем пирамидку
Казалось бы – ну что тут сложного? Особо сложного, конечно, ничего нет, но если вам важен результат, то некоторые основные принципы знать было бы полезно.
При выборе любой развивающей игрушки, в том числе и пирамидки, надо обращать внимание на следующие ключевые параметры:
- Безопасность
- Эстетичность
- Удобство для использования ребенком
- Польза для развития
Если первые три свойства большинству родителей интуитивно понятны, то определить, насколько игрушка будет полезной, уже несколько сложнее, а еще сложнее извлечь из игр максимальный развивающий эффект. И именно в этом вопросе мы постараемся вам помочь.
Несколько общих правил, которые желательно соблюдать, для получения максимального эффекта от развивающих игр:
Правило первое. Стремимся подбирать игры и задания достаточно сложные, чтобы ребенку надо было постараться, но выполнимые, чтобы малыш справился с заданием и достиг успеха, пусть и с небольшой помощью взрослого. Заниматься с соблюдением этого принципа означает заниматься в «зоне ближайшего развития». Впервые понятие «зона ближайшего развития (ЗБР)» ввел в 1937 году выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский, и теперь по всему миру профессионалы в области дошкольного детства опираются в своей работе на это выдающееся открытие.
Правило второе. Опираемся на интерес, потому что интерес ребенка к тому, что он делает – это важнейший и практически единственный стимул развития в раннем возрасте. То, что маленькому ребенку не интересно, то для него практически бесполезно в плане развития. Поэтому стараемся предлагать игры, увлекающие для ребенка, и заканчиваем игру до того, как ребенок потерял к ней интерес.
Правило третье. Для развивающих игр-занятий выбираем подходящее время, когда ребенок не голоден, не устал, не занят каким-либо своим очень важным для него делом.
И так, переходим к выбору пирамидки.
Какую пирамидку купить и как с ней заниматься зависит в первую очередь от возраста ребенка. Конечно, в статье даются рекомендации ориентированные на «среднестатистического» малыша. А все дети развиваются очень по-разному, и ваш малыш не обязан по всем параметрам соответствовать «среднестатистическому» уровню. Поэтому, если Вашему малышу игра дается слишком просто, или слишком сложно, то постарайтесь увидеть это и предложите задание по сложнее или по проще – главное, чтобы ребенку было интересно.
Ниже даются рекомендации и игровые задания для разных типов пирамидок в привязке к возрасту ребенка.
Во всех занятиях с пирамидками в той или иной степени развиваются:
- Речь
- Мышление
- Мелкая моторика
- Сенсорные способности (способность классифицировать предметы по цвету, форме, величине)
- Предпосылки счета и математического мышления
- Память
- Внимание
- Интерес к интеллектуальным занятиям
Однако, в каждой игровой задаче есть какое-то основное зерно, главный навык, который развивается в данной игре. Именно основной образовательный результат мы и будем указывать в нашей статье.
Также обращаем ваше внимание на то, что разделы «ключевые слова, понятия» сформированы на примере пирамидок, которые показаны в статье. Конкретные пирамидки, могут отличаться, от приведенных в статье по цвету, форме и другим параметрам. Но все принципиальные моменты игр при этом сохраняются.
Пирамидка со стержнем маленькая
Игровая задача:
Научиться разбирать и собирать пирамидку - нанизывать колечки, и не важно, в каком порядке. Главное – это суметь надеть колечко на стержень.
Основной образовательный результат:
Развитие мелкой моторики.
Требования к пирамидке:
Пирамидка должна быть яркой, разноцветной, чтобы привлекать ребенка; состоять из малого числа колец (3-5, максимум 7), стержень лучше выбирать по толще, кольца должны легко надеваться и сниматься. Желательно, чтобы стержень с нижним кольцом составлял единое целое, не разбирался, так как пирамидка должна быть достаточно устойчивой.
Пирамидки различные по форме
Игровая задача 1. Научиться собирать пирамидку, в соответствии с формой детали и стержня. Даем ребенку одну деталь (затем несколько деталей одной формы), чтобы ребенок методом проб и ошибок понял, что, например, круглую деталь надо надевать на круглый стержень.
Игровая задача 2. Научиться узнавать геометрические формы по названию. Выкладываем перед ребенком вперемешку все формы и предлагаем ребенку найти все детали заданной формы. Например, предлагаем найти все квадратики и собрать квадратную пирамидку.
Основной образовательный результат:
- Развитие мелкой моторики.
- Сенсорное развитие — умение различать детали по форме, находить стержень, соответствующий по форме выбранной детали.
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 3-5 минут и более.
Ключевые слова, понятия:
- Круг, треугольник, квадрат, пятиугольник.
- Красный, желтый, зеленый.
Требования к пирамидке:
Пирамидки могут быть двух типов: в одном случае детали одной формы различаются по цвету; второй вариант – когда детали одной формы одинаковы и по цвету. Лучше выбирать первый вариант, чтобы у ребенка не возникало ассоциации, что все, к примеру, квадратные детали имеют синий цвет, или что квадратный и синий это одно и то же.
Этот тип пирамидки обладает так называемым свойством автодидактики, то есть игрушка устроена так, что ребенок самой игрушкой направляется к правильному решению. Ребенок просто не может собрать эту пирамидку не правильно, поэтому он вольно или невольно, методом проб и ошибок находит верное решение.
Для этих игр понадобится 3 одинаковых комплекта деталей.
Игровая задача 1. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали 1 комплекта и предлагаем собрать все пирамидки комплекта. Просто собрать.
Игровая задача 2. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали 3 комплектов и предлагаем собрать все детали заданной формы. Например, предлагаем собрать все квадраты. Будет хорошо, если взрослый также подключится к игре: «Давай я буду круги собирать, а ты – квадраты».
Игровая задача 3. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали 3 комплектов и предлагаем собрать все детали заданного цвета. Например, предлагаем собрать все красные детали.
Игровая задача 4. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали 3 комплектов и предлагаем собрать все детали заданного цвета и формы. Например, предлагаем собрать все красные квадраты.
Игровая задача 5. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали 1 комплекта и предлагаем ребенку собрать пирамидки так, чтобы каждый ряд был заданного цвета. Например, нижний ряд — красного цвета, средний – желтого, а верхний – зеленого.
Игровая задача 6. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали всех 3 комплектов и предлагаем ребенку собрать один комплект заданного цвета. Например, комплект, где все пирамидки красные.
Игровая задача 7. Выкладываем перед ребенком вперемешку все детали всех 3 комплектов и предлагаем ребенку собрать один комплект, где каждая пирамидка заданного цвета. Например, круглая и пятиугольная пирамидки – красные, треугольная – желтого цвета, а квадратная – зеленого цвета.
Основной образовательный результат:
- Сенсорное развитие — умение различать и классифицировать детали по форме и цвету.
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 10-15 минут и более.
- Развитие мелкой моторики.
Ключевые слова, понятия:
- Круг, треугольник, квадрат, пятиугольник.
- Красный, желтый, зеленый.
- Нижний ряд, верхний ряд.
Пирамидка со стержнем, конусообразная
Игровая задача:
Научиться собирать пирамидку в правильном порядке, чтобы пирамидка получилась «красивой», «гладкой». Чтобы малыш понял задачу, проводим ручкой ребенка вверх-вниз по правильно собранной пирамидке, чтобы малыш почувствовал, что ручке при движении ничего не мешает.
Основной образовательный результат:
- Развитие мелкой моторики.
- Способность понять, что пирамидка собрана в правильном порядке.
Требования к пирамидке:
Пирамидка должна быть яркой, разноцветной, устойчивой, кольца должны легко надеваться и сниматься. Но самое главное, чтобы пирамидка имела форму правильного конуса. При этом, чем резче конус расширяется к основанию тем лучше, так как важно, чтобы кольца заметно отличались по размеру.
Этот тип пирамидки обладает так называемым свойством автодидактики, то есть игрушка устроена так, что ребенок самой игрушкой направляется к правильному решению. Ребенок просто не может собрать эту пирамидку не правильно, поэтому он вольно или невольно, методом проб и ошибок находит верное решение.
Средняя или высокая пирамидка со стержнем
Игровая задача:
Научиться собирать пирамидку с достаточно большим количеством колец в правильном порядке.
Основной образовательный результат:
- Способность увидеть ошибку, если пирамидка собрана не правильно.
- Способность выбрать из двух колец, близких по размеру, то, которое больше (меньше).
- Способность выбрать из нескольких колец самое большое (самое маленькое).
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 5-7 минут и более.
Ключевые слова (понятия):
- Большой - маленький
- Самый большой – самый маленький
Требования к пирамидке.
Пирамидка должна быть качественной, размер колец должен меняться равномерно. по материалу – лучше выбирать деревянные пирамидки. Колец должно быть достаточно много (не менее 7).
Одинаковые по форме, разные по цвету
Игровая задача 1. Собираем пирамидку
Предлагаем ребенку выбрать одну из четырех пирамидок, называя цвет пирамидок (Какая пирамидка тебе дольше нравится? Красная, синяя, желтая или зеленая?) Затем просим малыша разобрать и собрать выбранную пирамидку. Не обращаем внимания на то, в каком порядке он собрал кольца. Главное, что сумел собрать.
Игровая задача 2. Игра Большой-маленький
Варианты игры даются в порядке усложнения:
Вариант 1. Показываем ребенку два кольца одного цвета, но разного размера – одно большое (сначала, самое большое), другое – маленькое (сначала, самое маленькое). И предлагаем выбрать большое кольцо.
Вариант 2. То же самое задание, но кольца разного цвета. Причем, цвета большого и маленького кольца надо менять. Например, сначала даем большое кольцо красное, а маленькой – зеленое. А затем наоборот: большое кольцо зеленое, а маленькое – красное.
Вариант 3. Аналогичное задание, но показываем ребенку не два кольца, а четыре самых больших и четыре самых маленьких. Предлагается выбрать все большие (все маленькие) кольца.
Вариант 4. После того, как ребенок научился хорошо различать кольца, контрастные по величине, можно предлагать кольца, более близкие по размеру.
Игровая задача 3. Собираем пирамидку правильно (красиво). Предлагаем ребенку рассмотреть выбранную пирамидку. Обращаем его внимание, как она ровно (красиво) собрана. Предлагаем ребенку «погладить» пирамидку (проводим детской ручкой по пирамидке вверх и вниз), чтобы он почувствовал, как гладко движется рука, ни за что не цепляется.
Предлагаем собрать пирамидку также красиво. Если ребенок не справляется с заданием (а он наверняка не справится), проводим детской ручкой по пирамидке вверх и вниз, чтобы он почувствовал, что пирамидка собрана не ровно, рука не может гладко двигаться. При необходимости подсказываем, как собрать: сначала находим самое большое колечко и т.д.
Игровая задача 4. Собираем пирамидки по цвету
Перед ребенком вперемешку лежат кольца от всех пирамидок. Задача – выбрать нужные кольца и собрать (правильно собрать) пирамидку заданного цвета.
Основной образовательный результат:
- Сенсорное развитие — умение сравнивать и сортировать детали по размеру и цвету.
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 5-10 минут и более.
Ключевые слова, понятия:
- Большой-маленький
- Самый большой – самый маленький
- Больше-меньше (по величине)
- Красный, желтый, зеленый, синий
Игровая задача 1. Перед ребенком 4 пирамидки: красная, желтая, синяя и зеленая. Вы схематично изображаете пирамидку и просите малыша отгадать, какую пирамидку вы нарисовали.
Игровая задача 2. Вы собираете разноцветную пирамидку (кольца разных цветов) и рисуете две схемы – одну правильную, другую не правильную и предлагаете ребенку отгадать, на каком из рисунков изображена данная пирамидка.
Игровая задача 3. Вы собираете 4 разноцветные пирамидки (кольца разных цветов) и рисуете схему, на которой изображена одна из пирамидок. Ребенку предлагается найти пирамидку, изображенную на схеме.
Игровая задача 4. Вы рисуете контурное изображение пирамидки (делаете раскраску) и предлагаете ребенку раскрасить кольца нарисованной пирамидки в те же цвета, что и у реальной пирамидки.
Игровая задача 5. Вы рисуете схему и предлагаете ребенку собрать пирамидку по заданной схеме.
Основной образовательный результат:
- Развитие умения работать со схемами, а это колоссальный прорыв для маленького ребенка.
- Развитие интереса и привычки к интеллектуальным занятиям.
Требования к пирамидке:
Для этих игр понадобится 3-4 пирамидки, одинаковые по форме и размеру, но разные по цвету.
Пирамидки-башенки
Игровая задача 1. Строим башню
Предлагаем ребенку построить из формочек высокую башню. При необходимости подсказываем, как построить: вниз ставим самую большую формочку и т.д.
Игровая задача 2. Складываем формочки.
Предлагаем ребенку сложить все формочки одна в другую. При необходимости подсказываем, как собрать: сначала находим самую большую формочку и т.д.
Основной образовательный результат:
- Сенсорное развитие — умение сравнивать и сортировать детали по размеру, находить самую большую и следующую за ней по размеру.
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 10-15 минут и более.
Ключевые слова, понятия:
- Большой-маленький
- Самый большой – самый маленький
- Больше-меньше (по величине)
Занимательные пирамидки с изображениями
На таких пирамидках-башенках различные изображения либо числа. Такие пирамидки развивают помимо всего прочего речь либо навыки счета.
Основной образовательный результат:
- Развитие речи либо навыков счета и знакомство с цифрами (в зависимости от изображений).
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 10-15 минут и более.
Большие пирамидки
Игровая задача 1. Собрать пирамидку.
Пирамидки становятся больше по размеру, так как у ребенка уже хватает терпения собрать большую пирамидку.
Игровая задача 2. Назвать цвет.
В больших пирамидках и цветов больше, появляются и оттенки цветов. Поэтому самое время расширять представления о цветах.
Основной образовательный результат:
- Знакомство с цветами и оттенками цветов.
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 10-15 минут и более.
Ключевые слова, понятия:
- Слова, обозначающие цвета и оттенки цветов
- Самый большой – самый маленький
- Больше-меньше (по величине)
Пирамидки, сложные по форме
Собрать такую пирамидку для маленького ребенка – это большое достижение. А чем труднее задача, тем больший развивающий результат она дает.
Основной образовательный результат:
- Развитие пространственного мышления.
- Развитие интереса и привычки к интеллектуальным занятиям.
- Развитие способности удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 10-15 минут и более.
Пирамидки для счета
Игровая задача 1. Рассматриваем пирамидки.
Вопрос 1. Какого цвета самая высокая пирамидка? Какого цвета самая низкая пирамидка?
Вопрос 2. В какой пирамидке больше всего деталей? В какой меньше всего?
Вопрос 3. Какой формы детальки в самой высокой пирамидке? В самой маленькой?
Вопрос 4. Какой формы детали в синей пирамидке?
Вопрос 5. Какого цвета треугольная пирамидка?
Вопрос 6. Какого цвета пирамидка, в которой всего одна деталь?
Игровая задача 2. Собираем пирамидки
Вариант 1. Собрать пирамидки так, чтобы в каждой пирамидке были одинаковые детали (и по цвету, и по форме) и ни одной детали не осталось. Главная трудность для ребенка в этой задаче догадаться, что чем больше деталей, тем выше стержень для пирамидки потребуется.
Вариант 2. Собрать пирамидки так, чтобы каждый ряд был одного цвета. Главная трудность для ребенка в этой задаче догадаться, что в нижнем ряду должны быть детали от самой высокой пирамидки.
Пожалуйста, не подсказывайте ребенку решение, не лишайте его радости сделать открытие. Пусть он сам, методом проб и ошибок или путем рассуждений найдет правильный путь.
Игровая задача 3. Учимся считать, знакомимся с цифрами.
Предлагаем ребенку сосчитать (считаем вместе с ребенком) детали в каждой пирамидке, начиная с самой маленькой.
Обращаем его внимание на цифры в основании пирамидки. При этом не следует ждать, что ребенок поймет связь между количеством и цифрой и запомнит цифры – всему свое время.
Основной образовательный результат:
- Расширение представление о форме и цвете
- Умение сравнивать объекты по высоте
- Умение сравнивать группы предметов (множества) по количеству (больше-меньше)
- Предпосылки счета (до 5)
- Знакомство с цифрами
- Способность удерживать внимание и сосредотачиваться на игре 10-15 минут и более.
Ключевые слова, понятия:
- Выше-ниже
- Самый высокий – самый низкий
- Больше-меньше (по количеству)
- Новые цвета и формы
Все пирамидки и сортеры собраны на этой странице нашего сайта.