Продолжение рассказа про книжки-игрушки и их особенности для детей вот двух до трех лет..
Книжки-игрушки, предназначенные детям этого возраста, можно условно разделить на следующие категории:
• книжки-игрушки для развития навыков;
• книжки-игрушки для развития мелкой моторики;
• книжки-игрушки для развития тактильных впечатлений;
• книжки-игрушки для обучения: книжки, которые призваны помочь малышу выучить буквы, цифры, названия геометрических фигур, животных и т.д.
• книжки-игрушки для развития творческих способностей, которые учат лепить, рисовать, клеить, конструировать и т.д.
Книжки в развитии ребенка от 2 лет до 3 лет
На третьем году активная и пассивная речь ребенка (понимание и говорение) продолжают активно развиваться и «набирать обороты», поэтому важно подбирать книги, обогащающие словарный запас.
Двухлетний ребенок, если до этого вы действовали правильно, проявляет самый активный интерес к книге. Он охотно рассматривает иллюстрации, слушает чтение взрослого, заучивает наизусть короткие стихи, подражает взрослому, листая страницы и бубня что-то себе под нос.
Дети этого возраста уже способны слушать книги без всяких «ухищрений»со стороны родителей и издателей-производителей в течение 30 минут, а то и более, и получают от этого процесса истинное удовольствие. Следовательно, нет необходимости тормозить развитие ребенка и откладывать его знакомство с настоящим миром художественной литературы.
Для ребенка после 2х лет характерно сильное эмоциональное сопереживание героям книг и желание активно вмешаться в сюжет. Он стремится «прогнать» паука от Мухи-цокотухи или «спрятать» зайчика (прикрыть ладошкой), чтобы его не съела лиса.Также, после прочитанной мамой сказки, малыш может вообразить себя, например, Колобком - он будет напевать песенку «Я от бабуськи усёл…» и отвечать так же, как его литературный герой.
***
Давайте теперь более подробно рассмотрим некоторые виды книжек–игрушек.
Книжки-игрушки (точнее игрушки-книжки) могут оказать вам некоторую помощь для решения специфических для этого возраста задач и проблем.
Книжки-игрушки для купания
Трудно найти малыша, который без возмущения, крика и слез перенесет мытье головы с шампунем. В этом случае родители могут пойти на «военную хитрость» и отвлечь внимание ребенка книжкой, которой можно пользоваться в ванне. Книжки для ванны, естественно, изготовлены из непромокаемых материалов и имеют несмываемые картинки. У некоторых из них могут оказаться сюрпризы, например, пищалка, брызгалка, или «пускалка» пузырей. Пока неуступчивый гражданин будет листать свою книжку, разглядывая картинки и пуская пузыри, голова будет намылена и ополоснута.
Чаще всего книжки для купания бывают тематическими: «Ракета», «Кораблик», «Машинка» и т.д. На каждой страничке такой книги изображен один предмет, может быть дана подпись к нему или короткий, веселый стишок.
Игрушки-книжки для обучения навыкам одевания.
Ребенку старше полутора лет свойственно желание быть самостоятельным - самому мыть руки, одеваться, есть. Но малышу пока сложно запомнить, в какой последовательности нужно совершать те или иные действия, так, сначала надев ботинок, он возьмет в руки носок. Да и пальчики еще такие неумелые, а вещи – непослушные! Вот, пуговицы никак не желают пролезать в петельки, и даже «молния», которая у мамы вжжик - и расстегнулась, и та упирается!
В этом случае свою полезную лепту могут внести игрушки-книжки, разработанные для развития мелкой моторики руки и призванные научить кроху справляться со всевозможными застежками. На страницах подобных игрушек-книжек можно найти настоящие шнурки, липучки, кнопки. Или очень большую пуговицу, на которую закрывается какой-нибудь нарисованный портфель. Или молнию, которую можно расстегивать и застегивать сколько душе угодно.
Существуют и игрушки-книжки, которые показывают малышу последовательность надевания разных предметов одежды.
Очевидно, что все эти игрушки-книжки сыграют свою обучающую роль только при непосредственном мамином или папином участии.
На страничках этих книг встроены различные тактильные элементы, передающие фактуру изображенного предмета (ткань, мех, дерево, картон, пластик, поролон, фольга и т.д.). Например, изображен медвежонок, а его тело сделано из искусственного меха, у утки могут быть «перышки», а тело крокодила - выполнено из зеленой «кожи» и т.д. Играя с такими книгами, малыш не только будет развивать свой кругозор, но и получит жизненный опыт через прикосновения, теперь он будет представлять, какие, например, на ощупь перья у птиц.
Сюжетные игрушки-книжки часто бывают сделаны из прочной и приятной на ощупь хлопчатобумажной ткани с наполнителем (полиэстером), их можно стирать. Такие книжки обычно имеют простой сюжет, пронизывающий всю игрушку-книжку.
В подобных книжках-игрушках часто интересно обыграны всевозможные кармашки, липучки, шнурочки, молнии, кнопки, гремящие и шуршащие элементы, а главного героя с помощью липучки можно переносить со странички на страничку, то укладывая спать, то катая на машине или купая в ванной. Дверь нарисованного домика можно «запирать» на кнопку, если потянуть за шнурок, то откроется«оконная» занавеска, или, расстегнув молнию, кроха «откроет» кузов грузовика.
Положительные стороны таких книг:
- Игры с подобными книжками (если они сделаны с выдумкой и хорошим художественным вкусом) могут обогатить чувственный и игровой опыт ребенка, а манипуляции со всевозможными кнопочками и шнурками помогут развитию мелкой моторики рук.
- Здесь не нужна кукольная кроватка, игрушечная машинка или декорации леса. Все действия разворачиваются прямо на страницах книжки, поэтому одно из преимуществ таких книг состоит в том, что их удобно брать с собой в дорогу, так как при своей компактности и легкости они могут заменить несколько игрушек и займут ребенка во время долгого переезда.
- Мягкие книжки–игрушки могут стать первыми предпосылками для сюжетных игр, в которых ребенок подражает действиям мамы. Но сначала, конечно, мама должна принимать активное участие в выстраивании общения ребенка с этой книгой, чтобы в дальнейшем он смог действовать самостоятельно.
Отрицательные стороны:
- Игра с такой книгой сковывает игровую активность малыша. Так как нарисованные картинки можно изменять в очень маленьком и заранее заданном диапазоне. Кроха не сможет переставить мебель в нарисованной комнатке, по-настоящему покатать героя в нарисованной машине, а тем более он не сможет заменить отдельные игровые элементы.
- Мы живем и действуем в трехмерном, а не в двухмерном пространстве, поэтому игра маленького ребенка должна разворачиваться тоже в трехмерном пространстве. Такая игра будет его обогащать в большей степени.
- Ребенку гораздо полезней представлять себе, что лежащие на полу шишки - это лес, через который идет заяц, чем видеть этот лес неизменным на картинке.
«Говорящие» книжки.
Это, так сказать, заменители аудиокниг. Выполнены они из плотного картона и оснащены электронным звуковоспроизводящим модулем. Ребенок перелистывает страницы книги, а голос из книжки читает ему текст. В основном, это известные всем сказки: «Три поросенка», «Колобок», «Теремок» и т.д. Покупая подобную книгу, нужно помнить, что любой сказочный сюжет малыш лучше всего воспринимает через близкого взрослого, который рассказывает ему сказку или читает книгу. Что может быть приятнее, чем чувство родительского тепла, звуки маминого или папиного голоса и ощущение неповторимой атмосферы взаимной любви и нежности!
«Говорящие» книги, так же как и аудиокниги, оставляют ребенка наедине с «диктором». Слушая сказку, ребенок не может обратиться к «говорящему» с вопросом или что-то прокомментировать.Такая сказка звучит всегда неизменно. И все-таки, если у вас есть необходимость в том, чтобы ребенок мог что-то самостоятельно слушать, то лучше покупать ему аудиодиски. Эти записи являются плодом работы настоящих профессионалов (актеров, режиссеров, звукооператоров), там ребенок услышит текст сказки или стихов в хорошем исполнении и хорошо подобранную музыку, тогда как о говорящих книжках зачастую такого не скажешь, на сегодняшний день часто – это работа весьма посредственного качества, без передачи эмоций и тепла.
Обучающие книги–игрушки с заданиями, которые в игровой форме знакомят с буквами, цифрами, геометрическими фигурами, частями тела, животными, природными явлениями и другими понятиями. Так, например, в книжке-игрушке, которая призвана познакомить ребенка с цветами нужно крутить диск, а в окошках диска будут появляться то красный мак, то зеленый лягушонок, то белый снеговик и т.д. Или в книге о природе на страничке нарисовано яйцо, если его «раскрыть» – внутри окажется цыплёнок.
Занятия по таким книгам предполагают активное мамино участие.
Книжка–пазл или книжка-мозаика
Такие книжки обычно сделаны из очень плотного картона, а в последнее время появились даже деревянные книжки-пазлы. В них 4-5 разворотов. Если это картонная книга, то на каждой страничке дан небольшой текст, а иллюстрация выполнена в виде крупных пазлов, которые можно собирать и разбирать.
Удобство таких книжек–пазлов состоит в их компактности (несколько картинок с пазлами в одной книге) и в том, что имеется основа и рамка, в которую собираются пазлы. Деревянные книжки-пазлы выполнены по примеру досок Сегена – в виде вынимающихся вкладышей. На каждой страничке – один пазл–вкладыш. Деревянные книги всегда тематические: «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и т.д. Книжки-пазлы, как их «собратья» обычные пазлы – развивают мелкую моторику рук, внимание, логическое мышление, координацию движений, а также интерес к книгам и умение одновременно слушать и действовать руками. Деревянные книги–пазлы подойдут для детей от 1 года, картонные – для детей от 2х лет. Покупая такие книжки-игрушки, нужно обратить внимание на плотность прилегания деталей пазлов друг к другу и качество картона.
Интерактивные книжки
Подобные электронные книги появились у нас в России совсем недавно. Они бывают картонные, тканевые или пластмассовые, на батарейках. На каждой страничке – свой сюжет и текст, его читает мама, а малыш в это время может нажимать на соответствующие кнопочки, и тогда текст будет сопровождаться веселыми звуками, световыми эффектами или забавными мелодиями и песенками. «Машина резко затормозила», - читает мама. Малыш нажимает на кнопочку с изображением машинки, и раздается звук «экстренной остановки» и загораются красные «стоп–сигналы». «Полетела бабочка с цветка на цветок», - читает мама. Малыш нажимает на соответствующую кнопочку, и звучит приятная мелодия, передающая порхание бабочки. Попутно ребенок сможет потрогать нежные атласные крыльями бабочки или найти маленький «секретик», спрятанный в цветке. При раскрытии последнего разворота в книге – звучит песенка.
Производители считают, что подобные яркие книги несут в себе развлекательную и обучающе-развивающую функцию, так как в них соединено воедино зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Но на самом деле занятия с такой книгой, на мой взгляд, тормозят развитие ребенка. Дело в том, что здесь «уходит в тень» понимание текста – ребенок не вникает в суть прочитанного, отвлекаясь на спецэффекты.
Книги-игрушки для творчества, в которых нужно клеить (в том числе и наклейки), лепить, рисовать можно предлагать ребенку с 1,5 лет. Какой же ребенок не любит возиться с красками, пластилином, «резать» бумагу или что-то приклеивать? Для юных творцов создаются художественные альбомы, где с помощью увлекательных заданий и сюжетных картинок ребенок включается в игру. Он не просто лепит из пластилина шарики – а помогает Машеньке печь пирожки и складывать их в короб. Не просто наклеивает рыбок в большой «аквариум» – а спасает их от кошки, «переселяя» их из маленькой «банки». Или приходит на помощь машинкам, прокладывая (рисуя) для них дорожку.
Занятия по хорошо продуманным альбомам пробуждают в детях эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, помогают познать окружающий мир. В ходе занятий малыш учится работать руками, знакомится с различной техникой рисования, лепки или аппликации.
Но чтобы наряду с получением навыков рисования и лепки ребенок учился фантазировать, нужно предлагать ребенку «свободное» творчество. Потому что только так, без сюжетных основ и шаблонов он сможет передать непосредственно свои переживания и впечатления.
Книжки-игрушки для детей 2-3 лет вы можете посмотреть в нашем магазине
Автор: Колдина Дарья