Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Нужно ли учить ребенка читать до школы? Конечно, нужно.

Нужно ли учить ребенка читать до школы? Конечно, нужно. Любой нормально развивающийся ребенок именно в дошкольный период начинает проявлять интерес к буквам («это какая буква?») и к процессу чтения и письма («что тут написано?» «что это ты пишешь?») и задача родителей поддержать и удовлетворить этот интерес.

чтение.jpgЛюбой нормально развивающийся ребенок именно в дошкольный период начинает проявлять интерес к буквам («Это какая буква ?») и к процессу чтения и письма («Что тут написано?» «Что это ты пишешь?») И задача родителей поддержать и удовлетворить этот интерес.

Другой вопрос, как это сделать? Существует множество методик - кубики Николая Зайцева, карточки Глена Домана, «Теремки» и «Складушки» Вячеслава Воскобовича, динамические кубики Евгения Чаплыгина, развивающая система МИРР Павла Тюленева и т.д. Все эти методики подробно описаны и доступны для изучения.

Традиционным методом обучения был и остается звуко-буквенный метод (или как его еще называют – звуковой), при котором мы видим буквы, соотносим их со звуками и складываем в слоги, а затем в слова. По этому методу, ребенку, как вы понимаете, сначала нужно выучить буквы (не обязательно все), а затем научиться прочитывать их в слогах и словах.

Изучаем буквы и звуки

К 2-4 годам дети начинают интересоваться буквами. Буквы для ребенка - это абстрактные, ни с чем не связанные значки. И чтобы ребенок смог их запомнить, он должен иметь возможность играть с ними, чувствовать их, слышать и видеть. Поэтому знакомство с буквами должно происходить в непроизвольной форме: раскрашиваем буквы, соединяем их по точкам, пишем мелом на асфальте, палочкой на песке; лепим буквы из пластилина, выкладываем из пуговиц, шнурка или счетных палочек; сворачиваем из проволоки, находим на магнитной доске; обводим по трафаретам; запоминаем по азбуке, узнаем большие буквы в книгах ; показываем буквы на уличных вывесках и т.д.

Развесьте буквы по всей квартире! Периодически просите ребенка отыскать ту или иную букву или, наоборот, назвать показываемую вами букву.

Таким неосознанным образом к четырем-пяти годам большинство детей знают уже 10-15 наиболее употребляемых букв (А, О, У, И, Н, М, Г, П, В, Д, Т, Р и др.). Только следует называть не буквы [эм] или [бэ], а звуки [м], [б]. Т.е. когда мы говорим буква «М» или «Б», мы все же имеем в виду звук [м] или [б]. Это связано с тем, что ребенку потом будет трудно понять, как из звуков [дэ] [о] [эм] получается слово «дом».

Мало кто из родителей, обучая своего ребенка чтению, объясняет ему, чем отличаются буквы (это то, что мы пишем и видим) от звуков (то, что произносим и слышим), как узнать гласные («поются») и согласные звуки, какие бывают согласные звуки (твердые, мягкие, звонкие, глухие), сколько звуков в слове, а сколько букв и т.д. И все же, не зная всех этих понятий, дети начинают читать! Значит, изучение гласных и согласных никакого отношения к чтению не имеет. Поэтому не стоит «загружать» детей звуко-буквенным анализом. С этим им еще предстоит столкнуться в первом классе. Однако учить выделять последовательность звуков в словах - надо. Иначе ребенок не сможет понять структуру слова и будет испытывать трудности при записи слов.

Начинаем читать

К 5 годам большинство детей начинают проявлять интерес к чтению, например, пытаются читать вывески на магазинах или делают вид, будто читают книгу. В таком случае можно попробовать начать учить ребенка читать. Но будьте осторожны: обучение чтению – довольно однотипное и монотонное занятие, и дети часто теряют к нему интерес. Поэтому все должно происходить в игре. В помощь родителю и ребенку желательно выбрать подходящее интересное, грамотно составленное, обучающее пособие.

Выбор пособия

Это довольно не просто - выбрать среди множества букварей, азбук, рабочих тетрадей, книг с наклейками, настольных игр, которые призваны научить ребенка читать, именно то, что нужно вам и вашему ребенку!

При выборе пособия обратите внимание на следующие критерии:

- Задания в пособии должны располагаться по принципу «от простого к сложному»: сначала чтение слогов, коротких слов, длинных слов и, наконец, предложений.

- Подача материала - в игровой форме: яркая и эмоционально насыщенная. Но в то же время есть «что почитать» - ведь для совершенствования навыка чтения нужны систематические тренировки.

- Материал в пособии должен способствовать расширению словарного запаса, развитию познавательных процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения), речи.

- Иллюстрации должны быть выполнены в спокойной цветовой гамме, не отвлекающие от чтения и не подсказывающие названия слов. С этой целью слова могут располагаться вверху страницы, а все предметные картинки к этим словам - внизу.

- Шрифт должен быть крупный, постепенно уменьшающийся; на первых этапах слова разделены на слоги.

Содержание занятия

Занятие должно состоять не только из чтения слогов, слов или предложений. Необходима смена видов деятельности: почитали, написали буквы или слова, что-то закрасили, полепили, выполнили задание на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение), подвигались и т. д.

Время занятия

Выбирайте подходящий момент для обучения. Ребенок должен быть в хорошем настроении и не уставшим. Помните, чтением с ребенком 4-5 лет надо заниматься не более 5 минут, 5-6 летним – 10 минут, 6-7 летним – 15 минут. Как только вы заметите, что ребенок отвлекается, прекратите занятие, даже если еще не прошло отведенное время.

Поддерживайте ребенка

Для ребенка важно внимание к его деятельности. Он будет с большим удовольствием заниматься, если вы будите принимать непосредственное участие в его занятиях и будете радоваться его успехам. В конце занятия обязательно похвалите ребенка за его «работу», отметьте достижения. Не бойтесь перехвалить! Хвалите и хвалите.

Давайте навыку чтения закрепиться

Бывает, что ребенок научится читать слоги, но никак не может соединить их в слова. Наберитесь терпения: значит, ребенок еще морально «не готов», всему свое время. Также полезно делать однодневные перерывы в занятиях, а после 3-4 недель даже недельные перерывы! Это позволит материалу лучше усвоиться. И вы увидите, что после отдыха ребенок начнет читать значительно лучше.

Воспитывайте читателя

Обязательно каждый день читайте ребенку стихи, сказки, рассказы. Каждодневное чтение приобщает ребенка к книгам, показывает, как это интересно и полезно - уметь читать.

И наконец, самое главное: как же правильно начать обучать ребенка чтению?

Обучение чтению ведется по следующему сценарию «От слогов к текстам»:

Чтение слогов с первой гласной А, О, У, Ы, Э, И (обратные слоги) (АГ, АБ и т.д.). Ребенку нужно назвать буквы в слоге по порядку «А, М» - «АМ». Для этого ребенок тянет первую букву, пока не сможет присоединить к ней вторую букву: АААААААААМ.

На первых порах вторая буква в слогах должна быть фиксированной: АС, ОС, УС. Ребенок будет уже готов к тому, что вторая буква всегда С. Далее усложняем упражнения: делаем в слогах фиксированной первую букву, например: АБ, АВ, АН.

Примеры слов: УС, ОН, АМ, УЖ, АВ, ОХ, АХ и т.п.

Чтение слогов-слияний с гласными А, О, У, Ы, Э, И.

Для начала можно играть в игру «Угадай слог». Вы спрашиваете ребенка: «Какой слог получится, если соединить «Б» и «А» (БА), «В» и «О» (ВО)?» На следующем этапе показываете на слог и пропеваете с ребенком хором слоги с одной фиксированной гласной (ГА, БА, МА и т.д., потом ГО, БО, МО). Затем ребенку нужно самому учиться прочитывать слог: «тянуть» первый согласный звук и, когда он увидит гласную, с которой он соединяется, прочитать слог. Постепенно ребенок научится видеть сразу две буквы. Но если Ваш ребенок все же читает не по слогам МА, а по буквам М А - МА – не переживайте. Просто навык еще не закрепился. Через пару недель он перейдет на слоговое чтение.

Примеры слов: НА, МУ, НО, ПИ.

Простые для чтения трехбуквенные и четырехбуквенные слова.

На этом этапе важно научить ребенка читать примыкающую букву в слогах типа РО-Т. Ребенок читает первый слог, запоминает его и проговаривает оставшуюся букву. Трудность может заключаться в том, что ребенок будет читать не [Т], а [ТЭ] – мягко поправляйте его. При чтении слогов типа И-РА, КА-ША нужно прочитать первый слог, запомнить его, прочитать второй, запомнить, а затем соединить в единое слово. Если при чтении ребенок встречает букву и не помнит, как она называется – предложите обратиться к азбуке или сами напомните ему. В такой забывчивости нет ничего страшного: постепенно ребенок запомнит все буквы. Предлагайте ребенку читать одни и те же слова по несколько раз. Ведь дети любят делать то, что они уже умеют.

Пример слов: КОТ, ИРА, СУК, ЗУБ, РАК, ОСА, МЫЛО, КОЗА, ГУБЫ.

Чтение слов с обратными слогами (УТ-РО, ОК-НО и т.д.).

Учим ребенка читать по тому же принципу, что и простые трехбуквенные и четырехбуквенные слова - по слогам.

Примеры слов: ОВЦА, УТКА, ИЗБА, ИГЛА.

Чтение слогов-слияний с йотированными гласными Е, Е, Ю, Я.

Эти слоги читать сложнее, потому что при их произнесении нужно перестраиваться на то, что согласная, стоящая перед этой гласной, будет произноситься мягко (МЕ, ТЕ, ЛЮ, БЯ и т.д.).

Примеры слов: МЕ, БЕ, МЯ-У.

Чтение обратных слогов с йотированными гласными Е, Е, Ю, Я.

Ребенок называет первую букву, которая в данном случае будет состоять из двух звуков [ЙЭ] [ЙО] [ЙУ] [ЙА] и примыкает согласную.

Примеры слов: ЕЖ, ЕМ, ЮГ, ЯН.

Сложные для чтения слова.

Особую трудность вызывают слова типа С-ТО, Г-РАД. Ребенку нужно назвать примыкающую букву, а затем оставшийся слог.

Примеры слов: СЛОН, СТОЛ, ВОЛК, ХЛЕБ, СПАЛ, ПАРТА.

Чтение длинных слов (КАР-ТОШ-КА).

Слова читаются по слогам.

Примеры слов: МОЛОКО, МАШИНА, ВОСТОК, ТЕЛЕФОН.

Чтение адаптированных предложений.

Если ребенок читает неправильно окончание слова или немного коверкает прочитанное, но, тем не менее, понимает смысл – не исправляйте его неточности. Это будет расстраивать чтеца. Главное, чтобы он понял, о чем прочитал. А погрешности уйдут сами собой.

Рекомендуем: Настольная игра "Прочитай и найди"

Чтение коротких адаптированных текстов.

Адаптированные тексты - это небольшие, простые для восприятия произведения. Детям должно быть интересно читать такие рассказы, они должны затрагивать эмоциональный мир ребенка. На начальных этапах сами прочитывайте ребенку произведение, а если оно длинное, то прочитывайте только его начало. Это поспособствует заинтересованности ребенка. Затем предложите малышу самому прочитать текст. После прочтения произведения задайте несколько вопросов по тексту.

После обсуждения текста предложите прочитать еще раз. Вряд ли ребенок сможет пересказать прочитанный текст. Он еще для этого слишком медленно читает. Чтобы не отбить охоту к чтению – не заставляйте ребенка читать неинтересные и недоступные для его понимания тексты.

Начинаем писать

На протяжении всего процесса овладения навыком чтения необходимо учить ребенка написанию слов, так как это помогает устранить затруднения при обучении чтению. Нужно научить ребенка выделять в слове последовательно каждый звук. Для этого полезно проводить игры «Какая первая буква в слове», «Какая последняя», «Какая буква идет после Д или стоит перед К» и т.д. Затем нужно учить ребенка делить слова на слоги, выделять в слоге каждый звук и обозначать его буквой.

Все дети развиваются по-разному. Одни к поступлению в первый класс научатся читать только слоги, другие - слова, третьи - предложения. Бегло, выразительно читать и при этом понимать и усваивать прочитанное - это конечный результат, которого дети достигают, уже обучаясь в школе. Но так даже лучше - иначе ребенку будет слишком просто в первом классе, и он утратит интерес к учебе.

Автор статьи Дарья Колдина.



18534
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё