NEW SALE
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Меню
Советы родителям

Методика Тюленева

Павел Викторович Тюленев - социолог, педагог, президент Академии образования, социального и экономического развития, разработчик «Метода интеллектуального развития ребенка" (сокращенно МИРР).

МИРР - это целая система ускоренного обучения, которая охватывает все области развития. Тюленев в своих книгах "Читать раньше, чем ходить", "Знать ноты раньше, чем ходить", "Предпринимать раньше, чем ходить"  и др. рассказывает о том, что малышу, начиная с рождения, нужно создать соответствующую развивающую среду, так как важно не упустить первые недели и месяцы его жизни.
   

Тюленев считает "ранним развитием" детей возраст от 0 до 1,5 лет, средним ранним развитием - с 1,5 до 2, а возраст с 2 до 3лет – уже считается поздним ранним развитием. Дети старше трех лет, если они ещё не готовы к школе, представляются ему педагогически запущенными.
   

В качестве обучающего материала Тюленев предлагает использовать специальную азбуку МИРР, а также созданные им различные обучающие игры и пособия. Обучение по методике Тюленева четко распланировано не только по дням, но даже по часам.

 

Оно включает: печатание на машинке, показ карточек с буквами, нотами (с рождения), ознакомление с "опорными образами" - изображения птиц, рыб, предметов домашнего обихода (с 3 месяцев), игры с магнитной азбукой (с 5 месяцев), использование географических карт, химических формул, китайских иероглифов и т.д..
   

Тюленев обещает ускорение обучения детей в 5, 10 и даже 20 раз при строгом соблюдении рекомендаций МИРР.    
   

Основная идея системы, разработанной Павлом Тюленевым, - "вовремя успеть сформировать способности, раскрыть интеллектуальный и физический потенциал ребенка и сделать его одаренным". Вот некоторые показатели, на которые может рассчитывать, по заверениям автора методики, в принципе, каждый родитель: 

   - освоение программы начальной школы - к возрасту 4 - 5 лет,


   - окончание средней школы и поступление в ВУЗ детей в возрасте 9 - 12 лет;


   - окончание ВУЗа и получение первого диплома о государственном высшем образовании в 12 - 14 лет... 

    Основные разработки:


   1. Методы перинатального интеллектуального развития ребенка ( от 4 месяцев в период беременности до возраста 2 месяцев.)


    2. Методы интеллектуального развития новорожденного ребенка


    3. Методы интеллектуального и физического развития ребенка от 0 до 18 лет

                 

Основные принципы системы П.В. Тюленева
  

Три способа получить максимальную пользу от вашего общения с ребенком
  

Способ 1


   "Сотвори себе кумира!". Представьте себе, что вы оказались помощником вашего кумира, т. е ребенка.
   

Способ 2
  

"Время младенца - это его будущие таланты". Больше всего цените время бодрствования младенца. Сначала это будет несколько минут в день. Надо стараться их предвидеть и полностью заполнить полезными и увлекательными занятиями даже в Ваше отсутствие: открыл ребенок глаза и сразу видит что-то новое, интересное и закономерное, что имеет свое название, и что можно потрогать, попробовать на вкус... Если относиться к малышу как будущему гению, сразу понимаешь: его время стоит очень дорого, и оно обернется будущими талантами, открытиями и достижениями.
   

Способ 3
   

"Только Вы - создатель и первый учитель ребенку". Цените и свое время - ведь для малыша вы в одном лице - и Бог, и царь, и герой, любое слово и действие которого им будет восприниматься как пример для подражания. Пусть каждая встреча с вами станет для него своеобразным очередным уроком, принесет новые факты, новые два-три слова, поможет сделать новые открытия. Бывает, что вы не готовы к такому общению, тогда возьмите на себя роль ученика - пусть ваш малыш или подросток сыграет роль учителя.


    Краткое изложение рекомендаций системы МИРР


  1. Самыми лучшими учителями могут стать отец и мать, когда они учат тому, что знают и умеют сами.


 2. Если вы хотите превратить способности или навыки ребенка в талант, то для закрепления навыков и уровня развития способностей хвалите и вознаграждайте ребенка за его успехи.
   

Обязательные компоненты методики

 

1. Строгие правила создания развивающей, максимально полезной среды, отбора игрушек и пособий.


 2. Система геометрических, физических, социальных и других «опорных» образов, реализованных в специальных «МИР-карточках» и «МИР-книжках».
   

3. Правила развивающего общения с ребенком.
   

4. Принцип минимума потерь времени младенцем, к которому мы подходим как к гению, время которого стоит невероятно дорого, и его нельзя расходовать впустую.
   

5. Все, что вы показываете, должно быть «озвучено», т.е. иметь свое название.
   

Рекомендации


1) Еще в кроватке отучите малыша пробовать на вкус мелкие предметы.


2) Отучите ползунка неосторожно дотрагиваться до утюга, чайника и других опасных предметов.


3) Не позволяйте и не заставляйте ребенка слишком рано ходить: он может упасть, увлечься хождением в ущерб чтению.


4) Отучите пить не из своего стакана, есть не из своей тарелки, чашки, ложки: эта привычка дает 80 % заболеваний и приводит к более половине кардиозаболеваний: подавляющее их число последствия ангин, ОРЗ и гриппов.


5) После купания сделайте всё для удаления возможно попавшей в ушки воды.


6) Закрепите на время тяжелые стулья или табуреты, или примите иные меры, чтобы малыш не смог их на себя опрокинуть и травмироваться. Лучший способ: предоставить малышу возможность повалить на себя легкий детский стульчик. 


7) Обезопасьте острые углы мебели, ручки дверей, и т.п.


8) Сделайте неоткрываемыми для малыша нижние ящики столов, тумбочек и комодов с мелкими предметами.


9) В связи с резким увеличением туберкулезных и других заболеваний изолируйте верхнюю одежду, обувь и деньги от ребенка; в прихожей или коридоре можно установить слабую кварцевую лампу. 


10) Наличие животных в раннем возрасте не содействует ускоренному развитию малышей, здесь приходится делать выбор. 

    В системе МИРР безопасность интеллектуального развития - на первом месте. Все, что мешает ребенку, должно быть исключено:
   

1. Категорически запрещается просмотр по телевизору рекламы и передач, пробуждающих у ребенка сильные эмоции, по крайней мере, часов до 15-ти - 16-ти.
   

2. Категорически запрещено включать музыку до обеда.
   

3. Заниматься по другим развивающим программам (Домана, Ибуки и др.)

    Программа "Мощный интеллект - ребенку":
  

1. От 0-2 месяцев.  Максимально упростить окружающую обстановку и дать возможность ребенку рассматривать "опорные образы" - основные геометрические фигуры, а также  простые орнаменты и буквы. Опорные образы могут быть также  звуковыми и тактильными.  Опорные образы подразделяются на фундаментальные, которые ребенок должен  освоить до исполнения одного года, и специальные, которые осваиваются позднее.
  

2. От 2-3 месяцев. Давать младенцу наблюдать более сложные опорные образы: изображения животных, цветов, растений.
  

1) Прикрепите к стенкам кроватки открытки.
  

2) Так же нужно поступить и с изображениями букв алфавитов, иероглифов, математических символов и т. п.
  

3) Не мешайте ребенку разглядывать изображения и карточки.
   Пояснение: малыш запомнит эти символы навсегда и встретит их в будущем в книгах и в школе как старых знакомых.
   

3. С 4-х-5-ти месяцев. Начинайте играть в "игрушкобол". Организуйте сбрасывание и наблюдение малышом падения различных предметов с края, а в дальнейшем, с перил кроватки: кубиков, мячиков и других игрушек ("физических тел") из разных материалов.
   

Пояснение: будет заложена основа для деятельного характера.
   

4. С 4-5 месяцев. Предоставьте возможность ребенку самому извлекать звуки с помощью музыкальных инструментов.
    

Пояснение: оптимальное развитие слуха и музыкальных способностей.
   

5. С 5-7 месяцев. Необходимо организовать самостоятельное рассматривание и перебирание ребенком большого числа открыток. К исполнению года открыток должно быть не менее ста, к возрасту двух лет - не менее пятисот.
   

6. С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки.
    

Пояснение: малыш сможет сам научиться читать.
   

7. С 6 месяцев. Во время докорма просматривайте с ребенком и называйте картинки, карточки и книги. Показывайте иллюстрированные словари с надписями и карточки с буквами, цифрами и другими изображениями. Темп показа индивидуальный, примерно по 5 - 10 слов на одно кормление. Кроме того, используйте аудиокассеты, где записаны слова, демонстрируемые изображениями.
   

Пояснение: словарный запас ребенка будет пополняться в несколько раз быстрее.
   

8. С 8-9 месяцев. Начинайте ежедневно играть с ребенком в игру "Принеси букву", предлагая малышу принести какую-либо букву азбуки из соседней комнаты, затем, две буквы, составляющие слоги и т.д.
    

С 9-10 месяцев. Начинайте играть в другие игры: "Покажи слово (слог)!", "Принеси слово, которое на карточке!" и другие, используя карточки и буквы ("Игра в журналиста").
    

Пояснение: ребенок подготовится к овладению чтением
    

9. С полутора лет. Можно начинать играть с ребенком в шахматы, поначалу ставя на доску по одной фигуре, с целью "догнать" или поймать одной фигурой другую... Игра в шахматы - "загонялки" осваивается очень быстро, и к трем годам малыш сможет обыграть вас.
    

10. Еще до 2-х лет играйте с ребенком в «руководителя». Например, малыш, сидя у вас на руках, должен указывать пальчиком, куда идти во время закупок продуктов или отбирать предметы, которые используются во время приготовления блюд, начиная от заваривания чая или кофе до украинского борща, запоминая эти процедуры навсегда. Сначала вы делайте что-то с комментариями и объяснениями, а потом пусть малыш молча показывает, что делать, а вы спрашиваете и делаете. Все малыши - прирожденные и толковые руководители, и это замечательно.
    

11. С двух лет. Пусть ребенок складывает не только слова, но и предложения под диктовку из букв азбуки или печатает их на пишущей машинке или на компьютере.
    

12. С 3-х лет. Приучите ребенка вести дневник на компьютере. Компьютерные игры нужно полностью ограничить, оставив только те, которые рекомендуются в системе МИРР и способствуют усвоению знаний школьной программы.
    

Чтобы поддерживать интерес ребенка к этому занятию, родителям нужно использовать некоторые приемы, в том числе, затевать иногда написание писем, например, родственникам или героям сказок, которые прочел малыш.
    

Все потребности малыша должны быть выражены в письменной форме, например, в виде "заказов волшебнику" на лакомства или новые игрушки.
    

В этом возрасте ваши малыши с удовольствием начинают осваивать профессии звуко-, видеооператоров, любят записывать себя на пленку не меньше наших популярных артистов эстрады. Тюленев убеждён, что если начинать рано, они блестяще осваивают эти профессии уже к началу школы.
    

Автор методики не советует гулять просто так. Лучше отправляться в очередное путешествие.

 

Он рекомендует следующие виды путешествий:
    

1. Играем в «географа или геолога", где нужно под пристальным вниманием малыша делать опись предметов и объектов, собирать вместе интересные "камушки" по маршруту прогулки.
   

2. Во время "путешествия Дарвина" нужно записывать всех животных, увиденных по пути. Это могут быть птицы, домашние животные, множество другой живности и насекомых, встречающихся под камушками, на корягах и в других местах.
    

3. Во время прогулки "Путешествие Мичурина" записывайте названия увиденных растений, собирайте листья, образцы плодов и т.д.
    

4. Во время "Путешествия Петра I" записывайте и пересчитывайте  увиденную технику, строения, предприятия и т.д.
     

Дневник путешествий должен быть всегда с вами. Попросите бабушку делать то же самое, и каждая прогулка станет большим развивающим событием в жизни вашего ребенка.
     

Пояснение: словарный запас ребенка будет стремительно пополняться, у него появится желание узнать больше о "переписанных" предметах и объектах путем чтения специально подобранных книжек. Возможно, со временем у вас будет самый культурный дачный участок, а страна, скорее всего, получит, наконец, настоящего министра плодородия, экономики, и возможно, понимающего свои задачи будущего президента.
     

13. С 4 лет. Предоставьте возможность ребенку печатать сказки и рассказы своего сочинения на компьютере. Родителям надо стать заказчиками этих сказок, и, может быть, даже организовать в игровой форме "домашнее издательство" произведений малыша.
    

14. К 5-6-ти годам необходимо организовать доступ ребенка к школьным учебникам. Дети с удовольствием их читают и осваивают программу начальной школы самостоятельно.

Недостатки системы МИР

  - Система МИР предполагает неоправданно строгие ограничения и незыблемое следование ее правилам. Так, например, Павел Тюленев считает, что категорически нельзя параллельно использовать другие системы раннего развития (а если очень нравятся какие-то элементы этих методик?), слушать музыку до обеда (однако, наши предки часто пели во время работы и отдыха!), смотреть телепередачи с сильным эмоциональным содержанием (а как же чудесные фильмы нашего детства - «Золушка», «Морозко» и т.д.?).

 

- П.В. Тюленеву в первую очередь важны результаты, и он нацеливает на эти результаты и родителей, причем, далеко не всегда учитывая возрастные особенности детей. Однако, если родители не смогут соблюсти всех правил (например, включат при ребенке телевизор), то, если верить автору методики,  результатов они не увидят, а ребенка безнадежно испортят. Только возникает вопрос, а не испортят ли ребенка, его отношение к жизни и к самому себе взвинченные амбиции его родителей.

 

-  Автор данной методики ограничивает свободу познания ребенка: советует не разрешать ребенку пробовать на вкус предметы, открывать интересующие его ящики, заводить животных и т.д. Такая стерильная обстановка, скорее всего, пагубно отразится на общем развитии ребенка, в том числе, на его эмоциональном интеллекте.

 

- Интеллектуальная составляющая развития доминирует над всем остальным, и даже вытесняет его. Тюленев считает, что рано ходить - вредно и опасно, однако рано читать - почему-то  безопасно и полезно.

 

- Развитие по этой системе предполагает строго регламентированную жизнь родителей и их ребенка. Но при такой загрузке (иероглифы, физические формулы, описание всех жучков на прогулке и т.д.) у родителей и их малыша не останется ни времени, ни сил на взаимное, живое и теплое человеческое общение. А у самого малыша не останется времени на свои личные открытия, интересы и изыскания, на сюжетно-ролевые игры и веселую возню с ровесниками.

 

Большая часть его жизни превратится в предварительно заготовленные таблицы, карточки и развивающие игры (никаких неожиданностей и полутонов!). При таком воспитании возникает серьезная опасность, что хотя такой ребенок и научится к 3 годам играть в шахматы и читать по-китайски, он не будет знать азбуки общения с людьми и не научится видеть жизнь в ее полноте и многообразии


  Автор-составитель: Дарья Колдина

Комментарии 22

Отзывы 22

08.11.2011 13:10:02
В этой методике, как я поняла шаг вправо шаг влево - расстрел. Надо полностью довериться методике и следовать всем ее рекомендациям. А если успехов не добились, то получается все зря? И для родителей это такое напряжение, будешь думать постоянно, а правильно ли я делаю?
Кое-что я делаю со своим малышом из этой методике, но далеко не все и если пропускаем день и не занимаемся, то для нас это не трагедия.
08.11.2011 13:52:45
svetayga, спасибо за комментарий. Думаю, при вашем подходе ни вы, ни ваш малыш не испытывают никакого дискомфорта.
09.11.2011 15:14:43
Спасибо, что познакомили с новой методикой. Есть что взять на заметку, но в целом методика скорее отталкивает. Складывается ощущение, что воспитываешь не ребенка, а робота какого-то. Особенно улыбнула рекомендация отучить младенца все тащить в рот, жаль не написано как это сделать. Моя трехлетка до сих пор нет-нет, а в рот что-нибудь затащит. И складывается ощущение, что автор очень боится болезней и животных и это отразилось и на методике.
09.11.2011 15:22:19
keul, согласна с вами, весьма категоричная методика
09.11.2011 22:35:54
как то старанно получается...к трем годам 500 карточек со всякой всячиной. Это что же получается у ребенка нет времени просто поиграть? Постоянно какие то занятия, какие то формулы, иероглифы? А как же он сам? Нет, на мой взгляд это перебор! Добила фраза про окончание высшего учебного заведения в 12 лет. А как же общение со сверственниками? Да, и такой вопрос...вот окончил ребенок в 12 лет ВУЗ. а дальше что??? Работать он не может! Учиться вроде как уже не чему, разьве что второе высшее. Что ему по этой системе дальше то делать?
10.11.2011 07:36:12
Inviza, аспирантура :lol:
11.11.2011 16:02:34
koldina, скорее спецбольница. Есть знакомый у которого сын в 12 лет поступил в институт, а потом были серьезные проблемы с психикой. И слышала, что это довольно распространенное явление.
11.11.2011 13:36:01
Inviza, да дальнейшее пребывание таких детей в нашем сообществе не продумано. Скорее всего им тяжело будет найти себе круг общения.
11.11.2011 19:39:33
Даша, спасибо за статью. У меня, правда, после ее прочтения мурашки побежали по телу... :eek: И возник один-единственный вопрос: а зачем оно все это надо? Уверена на 100%, что воспитанный по такой методике ребенок не будет СЧАСТЛИВЫМ, а разве не это самое главное для наших детей? Он будет чувствовать себя чужим и лишним среди обычных людей, а это может привести к психическим расстройствам и даже суициду... :sad:
11.11.2011 20:04:47
valek, да, к счастью как я поняла, никто почти и не следует данной методике
28.11.2011 22:54:23
Интересно, а по какой методике ребенок будет СЧАСТЛИВЫМ?:-?
29.11.2011 11:01:17
londar, счастье ребенка не зависит ни от каких методик! Но большая вероятность сделать своего ребенка счастливым - это искренне любить его и проявлять своё внимание, любовь и заботу адекватно (то есть не "залюбливать", но и "недолюбливать")  :-)
31.01.2012 10:49:42
Мда.... методика жуть (но это мое впечатление, может кому и нравиться), непонятно кто после этого получиться? Моя задача вырастить самостоятельного, думающего человечка - неконфликтного и коммуникабельного. А после такого метода может и вырастет гений, но к сожалению совершенно не приспособленный к жизни и мне кажется несчастный, т.к. мы живем в социуме, а из этого метода социум исключен. Такой ребенок нигде не будет своим-со сверстниками не получиться т.к. уровень другой, а со старшими т.к. маленький. И где же детство, радостное и счастливое с любимыми мультиками, дурачеством с друзьями (потом есть, что вспомнить и повеселиться), а тут и вспомнить нечего-с рождения долбежка. Мое мнение, что если ребенку даны какие-то сверхспособности,то он полюбому себя реализует-достойный тому пример Михайло Ломоносов.
31.01.2012 13:46:13
kitisha, +1
25.03.2012 15:29:41
kitisha, +100!
06.07.2012 02:19:01
самая жуткая из всех методик
06.07.2012 13:04:23
Vanya_S, :-)
25.09.2012 13:35:21
Ой, я внутри вся кипю!!!  Просматриваю все методики развития на нашем сайте, и никогда не испытывала таких эмоций. Мягко говоря, я в шоке... Одно из главных поражений: С 6-7 месяцев. Дайте возможность малышу самостоятельно играть со специальными комплектами карточной и магнитной азбуки. Пояснение: малыш сможет сам научиться читать. КАК??? :o Без озвучки? Без объяснений? Бррррр...
25.09.2012 20:46:23
Reznikova, согласна с вами:-) Когда писала статью, напрашивался вопрос, есть ли у автора методики свои дети и каких успехов они достигли...
29.09.2012 11:39:04
koldina, да-да, и у меня возникли те же вопросы. Но ответов на них я так и не нашла :sad:
03.07.2014 08:39:06
Методика Тюленева
Прочла комментарии, - растерянные, озадаченные родители. А может мнение о методике составить не по описанию Дарьи Колдиной, а почитав самого Тюленева? Не пробовали переваривать не пережеванную пищу? Почитайте Тюленевские книги. Да что такого криминального он предлагает? Не любить свое дитя? Не давать ему свободного времени? Да ГДЕ это написано У НЕГО? Информацию можно подать разными способами. Спасибо госпоже Колдиной, что озадачилась популяризацией. Просто немного по-другому расставлены акценты...и впечатление у читателя уже сформировано. А что, интересно, ответил бы сам Тюленев, прочитав такую аннотацию?
Предпочитаю САМА читать и САМОСТОЯТЕЛЬНО делать выводы. И вам советую. Почитайте, что пишут Ибука и Шичида. Может и нет ничего возмутительного в Тюленевской уверенности, что работать с ребенком надо с рождения? Тысячелетия (!) заботливые родители занимались с детьми с очень раннего возраста. А быдлу внушали, что учиться не надо. Неграмотными легче управлять. И вы теперь считаете, что учение - тяжелый труд, нашим детям в тягость и нагрузку. А разве познание - не высшее наслаждение? Неужели такая стезя годится только для избранных? Фашизм какой-то.
ВСЕ наши дети талантливы. Давайте дадим им возможности, пусть они берут по способностям и желанию. Родители! ЧИТАЙТЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ! Не надо слепо доверять мнению популяризаторов.
16.09.2018 23:27:58
Методика возможно слишком заточена на конкретные цели. Но я нашёл в статье много классных идей для применения! Например писать письма со своими желаниями о подарках. Или превращать прогулку в путешествие-исследование. Классные идеи! Думаю многие приемы можно органично вписать в жизнь и применять.
Спасибо за статью!
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос