Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Методика Глена Домана

В любом ребёнке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни.
Методика Глена Домана

Кто такой Глен Доман?

Глен Доман (1919–2013) — американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: «В любом ребёнке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (вице-президент Института развития человеческого потенциала), дочь Джанет (возглавляет упомянутый ранее институт).

Глен Доман

Как появилась методика Глена Домана

В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году ему пришлось прервать работу из-за начала Второй мировой войны. Службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил — командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. C коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжёлыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт развития человеческого потенциала, базирующийся на его авторской методике.

Работая по 24 часа в сутки 7 дней в неделю в течение 20 с лишним лет, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений и умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к общению). В своей работе учёные исходили из того положения, что нужно лечить повреждённый мозг — первопричину, а не тело, как следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику, которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребёнка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования. Процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребёнка, как их делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых. Помимо того малыши получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли собой раздражители, которые стимулировали определённый орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом терапии было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребёнка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской медицинской ассоциации» появилась статья Глена Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. Благодаря ей о работе Института развития человеческого потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию». С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ и методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, присвоенное ему бразильским правительством от имени детей всего мира за выдающуюся работу.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сёстры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевлённый случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошёл все ожидания!

Дети двух, трёх, четырёх лет свободно читали и считали, становились настоящими эрудитами и в то же время были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана по книге «Гармоничное развитие ребёнка»

👉 Каждый ребёнок может стать гением, а ранее развитие — ключ к его гениальности.

👉 Человеческий мозг растёт благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

👉 Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают большое количество информации, и она надолго остаётся в их памяти.

👉 Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

👉 Самые лучшие учителя — родители. Они могут учить своего ребёнка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребёнка по методике Домана

1 Начинайте как можно раньше — чем меньше ребёнок, тем легче его всему научить.

2 Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3 Уважайте своего ребёнка и доверяйте ему.

4 Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5 Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6 Останавливайтесь до того, как ваш ребёнок сам этого захочет.

7 Чаще вводите новый материал.

8 Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9 Не проверяйте знания своего ребёнка.

10 Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11 Если вам или вашему ребёнку неинтересно — прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г. Домана «Как сделать ребёнка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придаётся раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребёнка и его способностями. Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребёнку свободу движений и закреплять его врождённые рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать). Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребёнку придётся заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребёнка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, и, как результат, раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Методика Глена Домана

Отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод: нужно создать условия для физического стимулирования малыша! Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление — трек для ползания, размещённый под небольшим наклоном. Лёжа между бортиками трека на животе, малыш касается их бёдрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врождённый рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает по треку довольно значительные расстояния. Рекомендованное время нахождения ребёнка в треке (на полу, на мате) — 3–4 часа в день. При этом на него должно быть надето минимальное количество одежды.

Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и т. п.) является идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если всё делать правильно, малыш начнёт по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырём месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребёнка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т. д.). Важно учить ребёнка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своём развитии от рождения и до шести лет ребёнок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. Это первый этап. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий, и берёт на себя контроль над различными функциями. На последним, седьмом, уровне — верхние отделы коры головного мозга. От одного этапа к другому человек переходит, освоив и выполнив массу определённых движений. Эти семь стадий обычный ребёнок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана.

Чему можно научить своего ребёнка за 30 секунд

(по книге Г. Домана «Гармоничное развитие ребёнка»)

По Доману, «Человеческий мозг — самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом, если мы будем забивать головы детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчётливой и недвусмысленной информацией».

Рассмотрим на примере: если к вам подошёл ребёнок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1 Отстань.

2 Это «гав-гав».

3 Это «собака».

4 Это «лабрадор».

5 Показать ему десять картинок с собаками.

6 Научить его устанавливать связь между фактами. Показать ему десять карточек с собаками и сказать: «Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксёр, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка»).

Методика Домана утверждает, что если предпочесть шестой вариант, ребёнок сможет самостоятельно сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т. д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т. п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребёнка.

Как научить ребёнка читать

(по книге Г. Домана «Как научить вашего ребёнка читать»)

Глаз ребёнка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию — «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймёт законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребёнка чтению по методике Домана можно с шестимесячного возраста. Для этого используют специальные карточки размером 10x50 см с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова, хорошо знакомые ребёнку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т. п.).

 1-й день. В течение 5–10 секунд мама показывает ребёнку друг за другом 5 карточек со словами и чётко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т. д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду — мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т. п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить дважды.

 2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте 5 новых. Сегодня малыш получит 6 коротких занятий — 3 по старым карточкам и 3 по новым.

 3-й день. Добавляется ещё 5 новых карточек. И, следовательно, необходимо провести девять показов.

 4-й и 5-й день. Постепенно количество карточек увеличивается до 25 штук. А число показов — до 15 демонстраций в день.

 6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению

 Ежедневное содержание: 5 наборов слов (25 карточек).

 Одно занятие — 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

 Частота: каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

 Продолжительность одного занятия — 5 секунд.

 Введённые слова — 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

 Удалённые слова — 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

 Количество демонстраций каждого слова — 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются чёткие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит чёрный.

Последовательность обучения по системе Глена Домана

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному:

 Первый этап: отдельные слова.

 Второй этап: словосочетания.

 Третий этап: простые предложения.

 Четвёртый этап: распространённые предложения.

 Пятый этап: книги.

Как научить ребёнка считать

(по книге Г. Домана «Как обучить вашего ребёнка математике»)

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» — ребёнок представит количество: две точки, а мы, взрослые, — значок (цифру «2»). Т. е. ребёнок мыслит фактами, и если мы дадим ребёнку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т. д.

Для обучения ребёнка счёту по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счёту по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

Первый этап: освоение понятия «количество».

Второй этап: уравнения.

Третий этап: решение задач.

Четвёртый этап: освоение понятия «цифра», запоминание цифр.

Пятый этап: цифровые уравнения.

Как дать ребёнку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребёнку энциклопедические знания»)

«По большому счёту, — считает Глен Доман, — целью жизни выступает приобретение разносторонних знаний об окружающем мире. Объяснять что-либо детям бесполезно, поскольку они ещё ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребёнку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана:

1 Отчётливо видны все детали.

2 Изображён только один предмет.

3 У него должно иметься специальное название.

4 Этот предмет должен быть незнаком вашему ребёнку.

5 Карточка должна быть большой. Оптимальный размер её — 28x28 см.

6 Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов:

📕 Биология. В него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орёл, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т. д.

📕 Искусство. В него входят категории, например, картины Ван Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: «Школьник», «Подсолнухи», «Мадам Рулин со своим ребёнком», «Почтальон Рулин», «Печальный старик», «Терраса кафе ночью», «Автопортрет», «Цыганские телеги», «Церковь в Оверне», «Поля с персиковыми деревьями в цвету» и т. д.

📕 История. Сюда входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т. д.

📕 География. В него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т. д.

📕 Музыка. В него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т. д.

📕 Язык. В него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т. д.

📕 Математика. В него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т. д.

📕 Анатомия человека. В него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т. д.

📕 Общие знания. В него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвёртка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т. д.

📕 Литература. В него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.

В рамках методики Глена Домана занятия начинают с демонстрации трёх различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять всё новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

карточки Глена Домана

Когда вы с малышом пройдёте 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией:

Раздел: Биология.
Набор карточек: Обычная ворона.
Категория: Птицы.

Первый уровень: вороны вьют свои гнёзда на деревьях или в кустарниках.

Второй уровень: вороньи гнёзда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

Третий уровень: вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

Четвёртый уровень: вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлёвку, резину, изоляционный материал.

Пятый уровень: самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

Шестой уровень: голос вороны — громкий, хриплый, совершенно не музыкальный.

Седьмой уровень: вороны относятся к семейству вороньих. 

Восьмой уровень: в семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

Девятый уровень: большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

Десятый уровень: большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

Одиннадцатый уровень: только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

Двенадцатый уровень: семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединённых в 26 родов.

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни физического и интеллектуального развития. Ситуация отчасти обусловлена такими причинами:

 1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

 2. Методика Глена Домана становилась образом жизни семьи, где рос больной ребёнок. Как только занятия прекращались — развитие ребёнка зачастую тоже останавливалось.

 3. Строгое следование методике Домана. Проведение занятий систематично и в точной последовательности приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

 4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит всё очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

📌 В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделённым огромным запасом памяти. Но живые дети — не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребёнок пока не может отфильтровать и «переварить» — скапливается в его голове, как ненужный хлам.

📌 Переизбыток информации может перегрузить и истощить детскую нервную систему. И есть вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т. д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т. д.). Если повезёт и ребёнок окажется стойким к перегрузкам — возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

📌 Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление: ребёнок видит собаку и соотносит её со словом «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам просто слова и другие непонятные ребёнку объекты, у него формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определённой карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определённый опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей ещё нет.

📌 При обучении по методике Глена Домана ребёнок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Из-за этого притупляется любознательность, заложенная в каждом ребёнке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

📌 Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребёнку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчёт того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, детский мозг развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой. Когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счёт других отделов.

📌 На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

📌 Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

📌 Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребёнок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана ребёнок только воспроизводит заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их всё равно приходится учить читать заново.

📌 Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как это принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе ребёнок, привыкший получать лёгкие знания только из картинок, скорее всего, уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

📌 Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом — через карточки.

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения. До 6 месяцев, с одной стороны, дети ещё мало двигаются. Их можно было бы привлечь к показу карточек. Но, с другой стороны, они ещё плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире ещё весьма скудны.

После 6 месяцев, из-за того, что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте — порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5–2,5 года малыши во всю проявляют самостоятельность и независимость — они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5–4 года детям уже далеко не всё равно что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырёх лет у ребёнка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики — плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребёнке. Его мозг — самое невероятное чудо. Да и вы сами — тоже чудо»!

413394
Комментарии (43)
Наталья Мыльникова
25 января 2019
Дочка в 3 года 8 месяцев начала читать. Мы занимались с рождения по методике Домана и теперь ребенок вышел на чтение. После последнего комментария даже не знаю что и сказать. Мы в своих занятиях использовали множество различных способов игр. Обязательно учили буквы звуками, а не алфавитом, как в школе типа А БЭ ВЭ. Но именно благодаря полученным знаниям из этой статьи, я понимала куда мне двигаться и чего не делать. Спасибо огромное! Моя цель достигнута. Миссия выполнена на отлично!
ответить
R
rinnna
27 января 2015
Здравствуйте!
Большая ошибка многих отождествлять методики Домана и Маниченко. Отсюда многие проблемы... Тем более книги на русском сейчас доступны..

"В своей методике  Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам." - БИТЫ - ЭТО ТОЛЬКО ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММЫ, И ЕГО ЦЕЛЬ - ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ, ПОЛУЧЕНИЕ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. (ИЫ ЖЕ НЕ ОГРАНИЧИВАЕМ РАЦИОН РЕБЕНКА ОДНОЙ МОРКОВКОЙ, КАК БЫ ПОЛЕЗНА ОНА НЕ БЫЛА)

"Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами." ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОМАНА ОТРАБОТАНА НА ДЕТЯХ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ МОЗГА, ПОЭТОМУ О ПЕРЕГРУЗКАХ ГОВОРИТЬ СМЕШНО. ТЕМ БОЛЕЕ ДОМАН АКЦЕНТИРУЕТ ВНИМАНИЕ НА ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО САМ РЕБЕНОК МОЖЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ КАКОЙ И СКОЛЬКО ИНФОРМАЦИИ ОН ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет. - ЗДЕСЬ РЕЧЬ ИДЕТ О МЕТОДИКЕ МАНИЧЕНКО. К ДОМАНУ ЭТО ОТНОШЕНИЕ НЕ ИМЕЕТ.

При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир. - ЗДЕСЬ РЕЧЬ ИДЕТ ТОЛЬКО О БИТАХ, НО И В НИХ ИМЕННО РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ОПРЕДЕЛЯТЬ, ЧТО ОН ХОЧЕТ ВИДЕТЬ И В КАКОМ ТЕМПЕ

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.- РЕЧЬ ИДЕТ О СЕМЬЯХ, ГДЕ УВЛЕКЛИСЬ ТОЛЬКО КАКИМ-ТО ОДНИМ ЭЛЕМЕНТОМ. К МЕТОДИКЕ ЭТО НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ. (А ПОДХОД ДОМАНОВ К ВОСПИТАНИЮ, ПО-МОЕМУ, ЕЩЕ БОЛЕЕ ГЕНИАЛЕН, ЧЕМ ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)

На занятиях  по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений. - ВИДИМО, ОПЯТЬ РЕЧЬ О МЕТОДИКЕ МАНИЧЕНКО

Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике. ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ПОНИМАНИЯ ЦЕЛЕЙ ЭТИХ ЗАНЯТИЙ. ТЕМ БОЛЕЕ СЕЙЧАС УЖЕ НАКОПЛЕНА ОГРОМНАЯ БАЗА ПОСОБИЙ

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново. РЕЧЬ О МЕТОДИКЕ МАНИЧЕНКО. ПО МЕТОДИКЕ ДОМАНА НАЧИНАЮТ ЧИТАТЬ 99% (ВКЛЮЧАЯ ДЕТЕЙ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ МОЗГА) - ЧИТАТЬ - ЭТО ЗНАЧИТ СВОБОДНО ЧИТАТЬ ВЗРОСЛЫЕ КНИГИ, ПИСАТЬ ЭССЕ И СТИХИ ...

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.- ЭТО О МЕТОДИКЕ МАНИЧЕНКО

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через  карточки. - ЭТО О МЕТОДИКЕ МАНИЧЕНКО

ВСЕ, КОМУ ИНТЕРЕСНА ЭТА МЕТОДИКА, ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАЩАЙТЕСЬ К ОРИГИНАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКАМ, А УЖ ПОТОМ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ДОСТУПНЫЕ И УДОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ....
ответить
G
Gora
24 мая 2014
Я со своими детьми занималась по Доману. Но не чистому, а переработанному http://vk.cc/2fHruW . Тогда школы 7 гномов не нашла. Сейчас с племянниками по школе и Умнице занимаюсь. Очень нравятся результаты. Те, то хают методику, просто не поняли как с ней работать надо.
ответить
еще 1 ответ
M
mashenka1
22 апреля 2014
мы занимались по этой методике - очень нравилось, научились читать к двум годам около 20-30 слов. Потом через несколько месяцев занятий, ребенку надоело, бросили. Но методика очень хорошая.
ответить
еще 1 ответ
P
Putintseva84
13 декабря 2013
Здравствуйте! А я так и не поняла, как показывать карточки! Не могли бы вы мне помочь, перечитала кучу статей и книг, но там на удивление так и не написано, как конкретно показывать карточки! На мой взгляд - это просто нереально! Мне подарили целый набор. И везде пишут, что это занимает очень мало времени, минут 20 за весь день! Так вот вопрос: в день надо показывать 12 категорий по 5-10 карточек в каждой 3 раза!!! Причем пишут, что между показами должно пройти не меньше 30 минут! КАК ЭТО ВОЗМОЖНО???? На Земле 24 часа в сутки, из которых ребенок спит ночью 10 часов, днем - 3 часа, и 2 часа гуляет а улице. А еще ему надо принимать ванну, кушать и так далее. + чтение 6 наборов по три раза в день. Объясните, молю. Очень хочу уже начать показывать снова (первый раз в пол года не пошло), но не пойму, как это делать правильно.
ответить
еще 1 ответ
Почитать ещё