Предупредить недостаток звукопроизношения бывает легче, чем устранить его в более старшем возрасте, так как ребенок быстро привыкает говорить неверно.
Формирование правильного произношения звуков в словах и фразах зависит от уточнения и закрепления их произношения в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях.
Начинать работу следует с освоения простых звуков, которые дети уже умеют произносить чисто, так как наряду с развитием артикуляции будет происходить подготовка к усвоению более сложных звуков. Далее идет закрепление произношения звуков в словах – при этом надо обращать внимание на то, чтобы ребенок приучался говорить их четко и внятно.
Звук «А»
- Вспомните с ребенком сказку «Курочка Ряба» и предложите ребенку показать, как плакали дедка и бабка ("А-а-а").
- Покажите малышу картинку с изображением гуся, и попросите его изобразить, как «говорит» гусь («Га-га»), потом покажите изображение лягушки, пусть малыш покажет вам, как она квакает («Ква-ква»). Чередуйте показываемые картинки.
Звук «У»
- Расставьте с ребенком руки в стороны, изображая самолеты. Покачайте «крыльями», издавая гудящий звук самолета: «У-у-у-у-у».
- Покажите ребенку три игрушки (или картинки): корову, сову и кукушку. Попросите озвучить этих животных.
Звук «И»
- Вы с ребенком лошадки. «Поскачите» по комнате, издавая звук «И-и-и, И-и-и, И-и-и».
- Теперь поиграйте в осликов. Пусть малыш изобразит, как «говорит» ослик («Иа-иа»).
- Покажите ребенку изображения цыпленка и мышонка и предложите изобразить их голоса («Пи-пи-пи»).
Звук «О»
- Покажите ребенку куклу с перевязанной щекой и скажите, что у неё болят зубки: «О-О-О». Попросите малыша повторить звук.
- Спросите ребенка, как «говорит» курочка. Изобразите с ребенком курочек (хлопайте «крыльями», ходите по комнате), произнося: «Ко-ко-ко».
Звук «Ы»
- Изображаем рассерженных львов: «Ы-ы-ы».
- Изображаем ладонью с оттопыренным вверх большим пальцем – пароход. Пароход плывет по реке: «Ы-ы-ы» (двигаем рукой оп столу).
Звук «Э»
- Предложите малышу беззвучно посмеяться: «Э-Э-Э».
- Вместе с малышом спойте песенку эха: «Э-э-э, э-э-э, э-э-э, э-э-э».
- Вы показываете ребенку то изображение козочки, то овечки, а ребенок озвучивает: «Мэ-э-э» или «Бэ-э-э».
Звуки «М» и «М’». (запятая сверху обозначает мягкое произношение звука, как, например, в слове «мяч»)
- Вы будете коровой, а ребенок – котенком. Вы должны поговорить друг с другом на языке ваших животных. Вы говорите: «Му», - ребенок вам отвечает: «Мяу», - и т.д. Потом поменяйтесь ролями и возобновите «диалог».
- Сделайте для малыша небольшие зарисовки предметов, которые начинаются со звука «М» или «М’»: машина, малина, мухомор, муха, мыло, молоко и мельница, мяч, мёд, мишка и т.п..
Звуки «Н» и «Н’»
- Вы с ребенком делаете вид, что скачете на лошадке и покрикиваете: «Но, но»!
- Показываете ребенку картинки с различными изображениями и хором называйте их: «Нос», «Нож», «Носок», - а также: «Небо», «Нитка», - и т.п. Затем показывайте на картинку и спрашивайте малыша, что он видит на ней.
Звуки «П» и «П’»
- Расскажите ребенку сказку, и пусть он повторяет за вами выделенные слова. «Курочка решила испечь пирожки. Она замесила тесто и поставила его подниматься. Как пыхтит тесто? «Пых – пых». Тут прибежали цыплята и стали просить пить. Как цыплята просят пить? «Пи-пи». А пока курочка наливала цыплятам воды – тесто и убежало.
- Предложите ребенку спеть песенку цыплят: «Пи-пи-пи».
Звуки «Б» и «Б’»
- Хлопаем губами и поём: «Ба-ба-ба, бо-бо-бо».
- Делайте с малышом вид, будто вы ездите на машинах. И когда вам будет грозить опасность врезаться, бибикайте друг другу: «Би-би».
Звуки «Т» и «Т’»
- Скажите: «Тук-тук-тук», - и спросите малыша, кто так стучит. Если ребенок скажет, что молоток, покажите ему заранее приготовленную игрушку молотка. Если скажет, что дятел – покажите игрушку или изображение дятла.
Опять скажите: «Тук-тук-тук», - и спросите: «А кто теперь стучит?». В случае затруднения помогите крохе наводящими вопросами. Можно поиграть в такую игру, вы будете говорить «тук-тук-тук», а ребенок будет отгадывать, кто или что стучало. В этой игре нет правильного ответа – тут может стучать как молоток, так и дятел. В следующей раз можно добавить новый звук: «Тик-так» (часы), - и спросить, откуда может идти подобный звук.
Звуки «Д» и « Д’»
- Положите перед малышом на столе колокольчик и дудочку. Позвените в колокольчики и скажите, что колокольчик звенит: «Динь–динь». Затем подудите в дудочку и скажите, что дудочка дудит: «Ду-ду». Вы будете говорить: «Динь–динь», - или: «Ду-ду», - а ребенок будет играть на соответствующем музыкальном инструменте. Затем поменяйтесь ролями.
- Нарисуйте для ребенка предметы, которые начинаются со звуков «Д» или «Д’»: дом с дымом из трубы, девочка, диван, дыня, дерево, динозавр и т.п.
Звуки «К» и «К’»
- Положите перед ребенком две картинки с изображением курицы, петуха и кукушки. Спросите, кто говорит: «Ко-ко»? А кто говорит: «Ку-ка-ре-ку»? А кто: «Ку-ку»? Посоревнуйтесь, кто громче споет песенку петуха или кто кого «перекукует».
- Предложите малышу назвать, что изображено на картинках: кот, конь, кубик, кукла, коньки, коза, кит, киви, кепка, кисточка.
Звуки «Г» и «Г’»
- Спросите ребенка: "Как говорят гуси?" («га-га-га»), "А как говорят голуби?" («Гуу-гуу-гуу»). Предложите ребенку стать гусенком, а вы будете голубем. Если вы показываете изображение гуся, то ребенок говорит: «Га-га-га», - если изображение голубя, то вы говорите: «Гуу--гуу-гуу», - или: «Гру-гру-гру» . (У ребенка, конечно, получится только первый вариант – «гуу-гуу-гуу».) Потом можно поменяться ролями.
- Называйте ребенку слова и если они начинаются со звука «Г» или «Г’», пусть хлопает в ладоши. Например: гора, гусеница, гусь, зонт, гитара, сад, аист, гном. Желательно, чтобы малыш повторял слова вслед за вами.
Звуки «Х» и «Х’»
- Спросите ребенка, как смеется мышка («хи-хи-хи»). А как клоун смеется? («хо-хо-хо»). А как мишка смеется? («ха-ха-ха»).
- Попросите малыша повторить за вами фразу: «Ха-ха-ха, далеко тебе до петуха» (по К.Чуковскому).
- Разложите на столе кубики. Возьмите один, уроните на пол и скажите: «Бах!». Предложите ребенку последовать вашему примеру. Можно чередовать звуки, говоря то «бух», то «бах».
Звуки «Ф» и «Ф’»
- Покажите ребенку игрушечного ёжика и спросите: «Как ёжик фыркает?" («Ф-ф-ф»). Пусть малыш несколько раз озвучит ёжика.
- Разыграйте перед ребенком сценку. Возьмите игрушечную собачку и разложите на столе различные предметы: духи, мыло, котенка, игрушечную машинку, пирамидку, мячик и т.д. Скажите, что собачка будет бегать по столу, но ей нельзя нюхать все эти предметы. Поэтому, как только малыш заметит, что она хочет приблизиться к какому-нибудь из них, он должен сказать ей: «Фу!».
Звуки «В» и «В’»
- Спросите ребенка, как воет ветер? Изобразите его звучание ("В-в-в").
- Попросите малыша называть изображения на картинках: волк, веник, вата, вилка и т.п.
Автор: Дарья Колдина