Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

Система Никитиных

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства. Они вырастили и воспитали семерых детей, на сегодняшний день у них 24 внука.
 

                                                            Биография

 

Борис Павлович Никитин родился на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. Там - то он уже и начал создавать свои первые развивающие игры. В 1949 году он вышел в отставку и занялся научной педагогической работой в НИО Министерства трудовых резервов, затем — в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 организовал группу педагогов, разрабатывал идею открытия школы, которая бы повторяла опыт Макаренко.

Лена Алексеевна Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году Лена окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.

Будущие супруги познакомились в 1958 году на городском педагогическом совещании. Борису Павловичу на тот момент было 42 года, Лене Алексеевне – 28. Их объединили общие интересы – педагогика, творческая деятельность, школьные преобразования, ученики и преподавание.

Школу открыть не удалось, зато получилось создать свою собственную семью.

В 1959 г. у них родился сын Алексей, 1960 – Антон, затем Ольга, Анна, Юля, в 1969 – Иван и самая младшая – Любовь.

                                                             Как всё это начиналось

 

Когда в семье Никитиных появился первенец, ни о какой системе развития и воспитания не было и речи. На тот момент Борис и Лена имели довольно примитивное представление о младенцах. Они просто радовались своему сынишке, любили его и заботились о его потребностях.

Но вскоре, они стали замечать, что малыш плачет по-разному, как будто о чем-то говоря; сопротивляется, когда на него надевают чепчик, реагирует на внешние раздражители и т.д. Тогда Борис и Лена решили довериться своей интуиции и, вопреки стандартам воспитания, стали прислушиваться к желаниям и «подсказкам» своего сына, развивать его физические и интеллектуальные возможности. Теперь их малыш ел и спал не по часам, а когда хотел и сколько хотел. А бодрствование проводил, занимаясь физкультурой, закаливанием, общаясь с мамой, слушая ее песни или самостоятельно находя для себя интересные занятия.
  Словом, Никитины доверились природе, или, как считает Лена Алексеевна «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам». И результат не заставил себя ждать – сын стал развиваться намного быстрее, чем было написано в популярной литературе.

Свои наблюдения, открытия и опыты решения проблем Никитины тщательно записывали в тетрадочки – дневники. Позже, эти записи и легли в основу книг Никитиных.

Интуитивно накопленный супругами Никитиными опыт помогал им создавать естественные условия для дальнейшего развития способностей детей, исходя из их желаний и потенциалов. Так постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создавались их принципы семейного воспитания.

                                                                     «Правы ли мы»?


   У супругов Никитиных с появлением перового ребенка начались серьезные столкновения с родными бабушками и соседями. Те считали, что Лена и Борис проводят «неумные эксперименты над своими собственными детьми».
   В 1965 г о семье Никитиных был снят первый кинофильм «Правы ли мы?», в котором они рассказывали о своём опыте и возможностях раннего развития детей. Тут же стали возникать первые столкновения с педагогами и медиками, которые утверждали, что Никитины калечат своих детей. И это не удивительно, ведь в то время, то, что пропагандировали Никитины, не укладывалось ни в какие рамки консервативных советских взглядов о воспитании детей.

Но Никитины, видя своих детей здоровыми, сильными, выносливыми, закаленными, увлеченными, к трем-четырем годам осваивающими чтение и азы математики, перескакивающими в школе через классы, продолжали их воспитывать в том же духе. Конечно, многое из того, что возмущало тогдашнюю общественность, сейчас никому из нас не покажется чем-то новым или оригинальным:

- Прикладывание новорожденного к груди сразу после рождения.
- Кормление ребенка по требованию, в том числе и ночью. Тоже самое относится и к ребенку после года – Никитины считали, что детей нельзя заставлять есть насильно.
- Совместный сон мамы и малыша.
- Естественное грудное вскармливание без докорма до появления первого зуба (допаивать ребенка можно только водичкой).
- Принятие воздушных ванночек, закаливающие процедуры.
- Избегание специальной стерильности.
- Обучение гигиеническим навыкам с рождения – выдерживание ребенка над тазиком, в том числе и ночью.
- Специальные упражнения для развития физических данных ребенка, в дальнейшем – с использованием спорткомплекса.
- Предоставление ребенку полной свободы для познания окружающего мира. Это учит ребенка занимать активную жизненную позицию.
- Родители сами знакомят детей с опасными предметами (спичками, иголками, ножницами т.д.), позволяя ребенку, например, дотронуться до горячего чайника. Это учит его в дальнейшем осторожности.
- При встрече с большой опасностью (поезд, автомашина, открытое окно и т. п.), показываем преувеличенное опасение, чтобы ребенок видел образец поведения в подобной ситуации.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, нужно строго сказать, что «нельзя», но тут же рассказать, что можно: «Рвать книги нельзя, а старую газету можно».
- Впервые давая карандаш или ложку ребенку в руки, сразу закрепляем предмет в его руке правильно, чтобы не пришлось переучивать.
- Для развития эмоциональной сферы ребенка очень важен физический контакт с мамой.  Поэтому стараемся почаще брать ребенка на руки, или, если такой возможности нет – пусть он нас хотя бы видит или слышит наш голос.
- Хвалим ребенка, искренне радуемся его успехам, записываем динамику его достижений.
- С 11 месяцев малыш уже может испытывать сострадание и желание помогать старшим. Возбуждаем и поощряем в нем сочувствие «Мама устала, принесешь ей тапочки». Делаем дела вместе с ребенком, вместе радуемся и огорчаемся.

                                             Главная задача воспитания – развитие способностей

 

Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).

                                                  

Основные принципы методики Никитиных

Сами Никитины выделяют три основных принципа, которые были выработаны ими в ходе практики жизни, в общения с детьми:
 
Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь ребят с самого раннего возраста, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
 
Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности.
 
В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.

    Никитины убеждены, что существуют две крайности, которых надо избегать. Это "заорганизованность" (сверхзаботливый уход, непрерывные занятия, развлечения, игры, в результате чего у ребенка не остается времени для самостоятельной деятельности), и "заброшенность" (когда общение с малышом сводится только к его обслуживанию – накормить, одеть, уложить спать).

Правильнее - просто радоваться успехам детей, это и будет поддерживать в них интерес. Как писал Б.Никитин « Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")».

                                                                        И дети учат нас


Все психологические тонкости общения Никитиных со своими детьми пришли не сразу, а постигались нелегко, порой через ошибки и промахи.


И вот два тому примера:


Первый.

 

Когда ребенок попадал в трудное положение (упал и не мог встать, застрял и т.п.), Лена и Борис делали вид, будто не замечают этого. Малыш старался, кряхтел, плакал, но в итоге сам справлялся с ситуацией. И какое-то время Никитины считали, что они делают всё правильно. Но однажды они увидели такую неприятную картину: их второй полуторагодовалый сын плакал от ушиба и испуга, а старший трехлетний сын даже не смотрел в его сторону, как и его родители. Он был равнодушен к слезам брата. Это заставило Никитиных изменить свою тактику.


Второй.

 

Вся семья собралась за столом на ужин. Самый маленький из детей, ему еще не было и года , сидел у мамы на коленях. Взяв со стола ложку, он потянул было ее в рот, но уронил на пол и заплакал. Лена спустила сына на пол и сказала, чтобы тот поднял ложку. Но малыш заплакал еще громче и отпихнул ложку. Мама, не желая потакать капризам, настаивала на своем, а малыш плакал еще пуще прежнего. Все перестали есть, настроение было испорчено. «Ну тогда ты мне не нужен такой!» - сказала мама и выбежала из кухни. Плачущий малыш пополз за ней. И только опомнившись, Лена поняла, как была несправедлива к нему: «Сын искал у меня понимания и помощи, а получил – за простую оплошность - самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я... даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных
правил, а не от ребенка и его состояния...»
 

Ошибки воспитания


    Разумно используя идеи Никитиных можно постараться вырастить своих детей здоровыми, крепкими и смышлеными. Те же явные недочеты, о которых впоследствии Лена и Борис сами писали в своих книгах, скорее, относятся именно к их семье и их слишком большой увлеченности своей же собственной системой.

1.    Сосредоточенность на детях. Несмотря на то, что и Лена, и Борис работали – всё остальное время они посвящали только детям.


2.    Семья Никитиных жила в искусственно - изолированном мире. Вся жизнь была сосредоточена только в их маленькой квартирке. Дети не посещали детский сад – Никитины не хотели, чтобы те проводили весь день в незнакомом месте. В результате дети и вправду чувствовали себя чужаками в обществе. В школе они были намного младше своих одноклассников и не имели друзей.


3.    В семье Никитиных были перепутаны функции мужчины и женщины. Решение многих проблем легло на плечи Лены, она была ведущим лидером.


4.    Серьезная жизнь порой подменялась игрой. У Никитиных была мастерская. Дети забавлялись в ней с инструментами и станками, но у них не было настоящего дела или задания, например, сделать свою табуретку, полку и т.п.


5.    Никитины большое внимание уделяли развитию физических возможностей, творческому интеллекту, трудовых навыков, а гуманитарная, эстетическая и нравственная сторона практически отсутствовала.


6.    Дети в семье Никитиных, занимались только тем, что им было самим интересно, а значит легко. И соотношение «хочу» и «надо» сильно перевешивало в сторону первого. Поэтому, если что-то детям Никитиных не нравилось или было для них трудно – они этого избегали. Когда заложенный в семье багаж знаний закончился и надо было учиться и трудиться, чтобы добывать знания – никому этого делать не хотелось. Детям, не привыкшим к дисциплине, не нравилось ходить в школу – и мама оставляла их дома.


7.    Семья Никитиных жила как в аквариуме – в их доме почти постоянно присутствовали какие-то посторонние люди – гости, врачи, педагоги, журналисты, «перениматели» опыта. При этом у каждого посетителя было своё видение системы – начиная от доброжелательно – положительного и заканчивая агрессивно – обвинительным. А семья и дом – это наша крепость, это личное.

   Многие считали, что дети Никитиных вырастут гениями, обладающими сверхвозможностями. Но сами Лена и Борис не раз подчеркивали, что воспитывали не "вундеркиндов", а самостоятельных людей, способных вступиться за себя и ответить "нет". Дети Никитиных были одарены, интеллигентны, воспитаны в стремлении достигать цели. Все они состоялись во взрослой жизни – каждый из них является специалистом в своей области. У всех есть крепкие семьи и, как минимум , двое детей.

 

Список литературы

 

В книгах Никитиных, как говориться, из первоисточников, Вы сможете подробнее ознакомиться с их опытом по воспитанию детей. Книги очень легко читаются – ведь они написаны живым родительским языком. Если Вам и не захочется последовать примеру супругов Никитиных, то в любом случае их книги заставят более внимательно и вдумчиво отнестись к своим детям.

1. Никитин Б.П. Наши уроки. – Л., 1992.
2. Никитин Б.П. Первый год, первый день. – М.: Знание, 1994.
3. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Педагогика, 1985.
4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991. Ссылка 
5. Никитина Л. А. Мама или детский сад.— М.: Просвещение, 1990.
6. Никитины Л. и Б. Мы и наши дети.— М.: Молодая гвардия, 1979. Ссылка
7. Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – Пермь, 1997.
8. Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. — М.: Физкультура и спорт, 1990. Ссылка
9. Никитин Б. П. Детство без болезней. — С-Пб.: ИК «Комплект»,  1996.
10. Никитин Б.П. Здоровое детство без лекарств и прививок. – М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2001.
11. Никитина Л. А. Отчий дом. — 1982.
12. Никитина Л. А. Я учусь быть мамой. — М.: ЛИСТ-НЬЮ, 2002.
13. Никитина Л. А. Исповедь. — 1991.
14. Никитина Л.А., Соколова Ж.С., Блудова Л.А. Родителям XXI века. – М.: Знание, 1998.

Можно также прочитать статьи о детях Никитиных тут и тут

Автор статьи о Системе: Дарья Колдина

 

Комментарии 28

Отзывы 28

19.07.2010 22:41:20
Спасибо, по моему супер ! Огромные друды в краткой форме)))
20.07.2010 18:49:15
Мне тоже очень понравилась статья - сжато, только о самом главном и всё понятно. К тому же совсем по другому взглянула на их систему - я то думала они изверги :(((
20.07.2010 20:44:24
nina, почему? по ссылке, что я скинула?
20.07.2010 21:18:18
Umka391, да, дети -то остались не очень довольны, а это главный показатель
20.07.2010 21:20:59
nina, не то, что бы дети остались не довольны, а результат такого воспитания... мне кажется никитины "перестарались"...Фанатизм ни к чему хорошему не приводит.
20.07.2010 21:24:51
Umka391, ну да, об этом и написано в своих "Ошибках воспитания", что они и сами это поняли, но было уже поздно.
Просто из статьи я поняла, что не все так ужасно, акак я думала - закаливание до посинения, бег по снегу и т.п.
20.07.2010 21:29:03
nina, нгу да, поэтому не понимаю людей , которые тупо следуют одной системе, надо миксовать-брать лучшее...
20.07.2010 19:25:44
Umka391, nina, спаисбо большое за ваши комментарии
21.07.2010 00:36:50
Спасибо, очень интересно!
Я согласна с Таней, нельзя так фанатично предаваться какой-то теории или методике (что характерно для создателей оных), надо гибче быть и стараться брать только лучшее....тогда и будет разносторонее развитие и больше плюсов, нежели минусов...
21.07.2010 01:34:34
amena, спасибо. Собирая материал о Никитиных наткнулась на такие формулировки относительно Лены и Бориса "большие дети", "с детским упорством". Они действительно загорелись своей идеей, как дети и шли до конца. Уже не могли остановиться...
21.07.2010 09:15:05
koldina, вот в этом-то и проблема...и правильно "они как дети", а у детей, как известно, очень развит эгоизм и эгоцентризм....один раз загоревшись идеей, они (создатели идеи) уже ничего кроме нее не видят...а надо смотреть на картину мира в целом, а не ориентироваться на какой-то ее отдельный элемент и только....конечно, мне сейчас очень просто рассуждать и критиковать чьи-то идеи, своих-то нет...зато прочитав и сравнив плюсы и минусы различных методик проще организоваться в более гармоничном развитии детей....
21.07.2010 09:42:58
amena, конечно... сейчас уже наверно не найдется прямых последователей их системы, которые бы захотели воспитывать своих детей только так и никак иначе и повторить все их ошибки
21.07.2010 09:48:16
Дарья, спасибо большое за интересную статью. Еще очень понравилось, что есть прямые ссылки на некоторые книги Никитиных - вчера нажала, начала читать и не могла остановиться (читала до 3х ночи) - действительно очень просто читать, захотелось вслед за Никитинами так же скурпулезно всё записывать - а то со временем всё забывается.
21.07.2010 09:56:36
raenka, рада, что статья понравилась. А вы ведете дневник про своих детей?
21.07.2010 09:59:31
koldina, да, веду но очень редко в нем что-то пишу (раз в 2-3 месяца), а теперь захотелось почаще писать
21.07.2010 10:11:58
raenka, :)))
20.12.2010 00:40:46
А я считаю, что Никитины все-таки победили. Если так можно сказать.
Здесь не написано, кем стали, что закончили и где живут их дети, но я знаю, что все, кроме 1 дочки получили в/о, несколько человек закончили МГУ, старший сын живет за границей, у всех есть КРЕПКИЕ СЕМЬИ и МИНИМУМ ДВОЕ детей. ИМХО, это показатель успешности.
Не думаю, что быть разносторонне развитым это очень важно. Думаю, что важно уметь сосредотачиваться на цели и уметь достигать ее.
Дети, на сколько я помню, были отличниками (или близко к тому), поэтому нельзя сказать. что им что-то не давалось совсем. И если сравнивать с другими детьми. То скажем так, простым детям тоже не все дается. Так что я бы не стала говорить, что Никитины допустили серьезные ошибки.
Опять же, что у детей не было друзей в школе тоже не совсем верно. Я читала, что не у всех детей Никитиных были проблемы с общением со одноклассниками. Да и проблемы общения с одноклассниками часто возникают и со сверстниками у простых детей. Все зависит от оценки ребенка самого себя и от окружения.

Я считаю, что Никитины свою цель достигли. Их дети ЦЕНЯТ СЕМЬЮ! и каждый состоялся в своей профессии. Я считаю, что Никитины большие МОЛОДЦЫ!
20.12.2010 08:53:17
valkalyaka, спасибо большое за ваше мнение. В самом конце статьи как раз даны ссылки на 2 статьи именно о детях Никитиных. Так что я с вами согласна - дети выросли успешными и востребованными! У Никитиных 24 внука (это в среднем по 4 ребенка на каждого!!!!), что тоже говорит само за себя. Дети привозят своих внуков бабушке - что тоже говорит о доверие её выросших детей к ней! НО лично мое мнение, что вся их система была слишком прямолинейна и принципиальна - они шли по намеченной тропе и не хотели ничего менять, даже если и видели, что заходят в тупик. Естественно,  никому из последователей не удасться пройти точно по тому же пути - хотя бы потому, что не в каждой семье 7 детей - а это тоже немаловажно
21.02.2011 11:10:45
koldina, согласна с Вами по поводу прямолинейности и принципиальности Н -х,я думаю,что наши дети учат нас в первую очередь прислушиваться к ним и меняться в чем-то
21.02.2011 11:12:24
lyza, спасибо за ваше мнение:-)
01.05.2011 22:54:58
Про детей Никитиных мне вот тут попалась интересная статья:
http://kp.ru/daily/22570/10110
21.05.2011 16:44:57
огромное спасибо за вашу заботу о наших малышах!
22.05.2011 18:12:22
Zolushka, вы растите своих детей по Никитински?
23.10.2012 16:54:42
А я сегодня добралась до сайта Никитиных. Там по-моему нужно год читать их методику, советы. Много готовиться к занятиям. Уже второй день бьюсь, чтобы скачать "точечки". Придется рисовать вручную. Мне у них нравятся квадраты разрезанные. В книгах Ш7Г во вкладках есть такие квадраты, но сынок не любит их собирать, только я люблю. Прочитала у Никитиной про прививки - расстроилась. Они молодцы! А я лучше только про развитие и игры у них почитаю
23.10.2012 18:01:49
Matvey, :-)
Квадраты моим очень нравилось собирать покупные деревянные
18.12.2013 23:15:31
Когда родился мой первенец, 19 лет назад, я не сразу пришла к мысли о необходимости раннего старта. Да и методик я тогда узнала не так уж и много. Но развивающие игры Никитиных пришлись нам по вкусу :-). "Сложи квадрат" и дроби вырезала из цветного картона, кубики обклеивала. А потом и по почте заказывала. Особенно понравился "Уникуб"! Даже гости частенько им увлекались, и друзья брали напрокат :-). Думаю, что в отсутствии проблем в школе эти игры сыграли немаловажную роль!
18.12.2013 23:22:15
Упс! Ошибочка вышла: особый респект не Уникубу, а Кубикам для всех :oops:
20.12.2013 10:57:52
kolokolchik, согласна - игры интересные :-)
Помогите нам стать лучше
Пройти опрос