Ранний возраст – это «расцвет» предметной деятельности малыша. Он без устали действует с самыми разными предметами – хватает, ощупывает, кидает, поворачивает, раскладывает, разбирает на части, пытается совместить эти части.
Значение предметной деятельности в развитии маленького ребенка трудно переоценить: в процессе такой практики (психологи называют ее ориентировочно-исследовательской деятельностью) малыш получает самый разный чувственный опыт, изучает свойства и качества предметов и материалов, а практическое познание функций, назначения предметов, их возможностей дает толчок развитию практического мышления.
Познавая предметный мир, малыш использует разные способы действий, которые постепенно усложняются и сменяют друг друга:
• хаотические действия, в процессе которых малыш действует с предметом независимо от его функции — стучит, хватает, бросает, тянет в рот и т.п. Такие действия присущи младенцам (0 – 1), присутствуют у детей раннего возраста (1–3), и, как исключение, встречаются у детей дошкольного возраста (4–6) (в случаях отставания в развитии, нарушения интеллекта, зрения, слуха, у аутичных малышей). Например, играя с доской Сегена (доска с углублениями, в которые вставляются разноцветные геометрические фигурки), ребенок будет лишь хватать фигурки, перекладывать их, но не делает попыток вставить в углубления (имеется в виду первое знакомство с игрой, когда ребенку еще не показывали способы действия с игрушкой и он не может действовать по подражанию);
• метод проб и ошибок, используя который, ребенок в ходе исследования предмета осуществляет большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты. Например, вставляя фигурку в углубление такой же формы в доске Сегена, малыш пытается по очереди вставить ее в каждое из углублений, пока не найдет правильное;
• практическое примеривание — способ восприятия, в ходе которого ребенок сравнивает свойства предметов, примеряя их друг к другу, и действует в соответствии с результатами. Например, при работе с доской Сегена малыш поочередно прикладывает фигурку к углублениям, не пытаясь вставить ее, пока не подберет подходящее по форме отверстие;
• зрительное соотнесение — способ восприятия, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения. Например, при работе с доской Сегена он смотрит на фигурку, затем ищет глазами такое же углубление и вставляет фигурку.
Для того чтобы развивать практическую деятельность ребенка второго-третьего года жизни, советуем приобретать специальные развивающие игрушки, в которых заложен принцип действия с ними: пирамидка, матрешка, вкладыши, доска Сегена, «почтовый ящик» и другие.
При этом следует помнить, что, играя с новой игрушкой, ребенок может начать действовать, используя более простые способы (например, метод проб, хотя, играя со знакомыми игрушками, уже использует метод зрительного соотнесения). Не спешите показать малышу наиболее оптимальный способ действия с игрушкой – дайте ему возможность сделать это открытие самостоятельно!
Внимательно наблюдайте за практическими действиями с предметами своего малыша. Знание классификации способов действий с предметами разной степени сложности может стать диагностическим фактором и помочь оценить актуальный уровень развития Вашего ребенка (то, что он умеет на настоящий момент) и возможности его обучения (как он усваивает и перенимает новые, более эффективные способы действий с предметами, которые показывает ему взрослый).
Автор статьи: Елена Янушко