Иногда читатели ошибочно относят произведения Павла Бажова ко 2-й половине 19 века, «золотым» десятилетиям развития русской фольклористики.
Литературоведы видят в писателе продолжателя традиций Николая Лескова (1831-1895), в чьих героях – странниках, талантливых мастерах и людях из народа, воплощались и незыблемые нравственные идеалы, и передовые представления об этике, свободе для каждого человека, независимо от его происхождения.
Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков, при этом демонстрируя самобытность устной народной культуры региона, его богатые традиции, эстетику 18-19 веков. Как результат, интерес к работам Бажова вышел далеко за пределы советской и постсоветской России. К 2019 году его книги были переведены более чем на сто языков.
Каким Павел Бажов открыл читателям Урал
Уроженец Сысертского горного округа близ Екатеринбурга, Павел Бажов родился в семье мастера-горняка. Получил образование в Пермской духовной семинарии (окончил в 1899 году). Живой интерес к бурным социально-политическим процессам привел Бажова к большевистским идеям.
Образование позволило Бажову работать учителем русского языка в училищах и семинариях вплоть до 1918 года. После Павел Петрович ушел добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в боевых действиях на Гражданской войне, а с 1923 года решил связать себя с миром прессы.
«Журналист первого призыва», Бажов находит себя в редакции свердловской «Крестьянской газеты», а свое предназначение – в формировании у читателя пролетарского самосознания. Жизнь на Урале во всех ее проявлениях становится ключевой темой его работ.
Далекий Урал – «золотое дно России» Урал! Завет веков и вместе – Предвестье будущих времен, И в наши души, точно песня, Могучим басом входит он – Урал!
Александр Твардовский, из поэмы «За далью – даль (Две кузницы)»
Урал (до Пугачевского восстания в 18 веке – Яик) долгое время оставался в восприятии столичной публики далеким, своенравным регионом. Мятежные настроения, левые и левацкие идеи, очевидный классовый контраст, столкновение духовного и материального; буквальная борьба за жизнь и грандиозное развитие горнодобывающей промышленности – все эти явления нашли отражение в литературе 19-20 вв. Множество произведений посвятил родному краю пермяк Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852-1914), чему несказанно радовался Бажов.
Урал, по Мамину-Сибиряку, «золотое дно России», «ахиллесова пятка его – пути сообщения» (повесть «Бойцы», 1883). Описывая местный контингент, писатель подмечает, что «осевшее здесь население сбежалось на Урал из коренной России, а потом пополнялось беглыми и непомнящими родства» (роман «Три конца», 1890).
Через Урал проходили старейшие торговые пути. На Урале поколениями тяжело и упорно трудились горные мастера. За Уралом начиналась суровая и страшная часть каторжного этапа – прямиком в Иркутск. Урал – место, где жили и были проездом очень разные люди. Знавшие цену свободе и действительно ценившие ее. С уникальными личными историями и широкими взглядами.
Богатое дореволюционное прошлое региона, собственный опыт и наблюдения, воспоминания о детстве в Сысерти – более органичного материала на запрос написать «что-нибудь об Урале» у Бажова и быть не могло.
«Уральские были» Бажова
Свою первую книгу – сборник историко-бытовых очерков «Уральские были» (1924), заведующий отделом писем в редакции «Крестьянской газеты» Бажов посвятил уральской жизни конца 19 века. Позже иронично комментировал:
«Согрешил <...> впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писал так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, – легко работать. Встает картина. Календарных дат не надо. Сблизить понятия, сопоставить. Книга эта меня и погубила, отсюда все и пошло».
Несмотря на автобиографичность повествования, в «Былях» живо вырисовывались образы заводовладельцев и заводчан, подробные описания производственных процессов на приисках, в «огневой» (котельной). Также Бажов рассказывал о досуге рабочих и об их отношениях с церковью.
Позже в библиографии Павла Петровича появились еще пять очерковых книг: о развитии революционного движения, годах революции и гражданской войне на Урале и в Сибири. Но как показать читателю все величие Урала, всю силу его природы и людей?
Конечно же, через яркий авторский эпос. Своим главным инструментом для общения с читателем Бажов выбрал любимый и хорошо знакомый с детства уральский фольклор – очень в духе времени.
Как родились сказы Павла Бажова
Первый съезд советских писателей (1934) поставил перед собравшимися новую задачу – изучать рабочий фольклор. Ведь новому государству требовались новые идеалы и литература. Проект был встречен с энтузиазмом, в том числе и на Урале.
Однако в ходе работы над сборником «Дореволюционный фольклор на Урале» (1935) стало очевидным: собранные сюжеты не слишком отражают идею коллективной борьбы трудового народа против класса угнетателей в лице помещиков и приказчиков. Именно Бажов привнес в сборник пролетарский дух времени, написав сказы «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Дорогое имечко» и другие.
Примечательно, что к жанру Бажов прибегал не единожды. В 1944-м писатель иронизировал над глупыми немцами-руководителями в «Сказах о немцах» (которые исторически проживали на Урале). В 1946-м – изучал мифологизированный образ вождя пролетариата в сказах о Ленине, отражающих настроения 1930-1940-х гг. Однако самой удачной и признанной работой Бажова остаются сказы на основе уральского фольклора.
В чем отличие сказа от сказки
Сказы – пример мастерского использования самобытно-народных выразительных средств, народного языка и представлений о сверхъестественном в контексте реальных обстоятельств и идейных убеждений. В творчестве Бажова можно выделить «бывальщины» и «старательские» сказы, сказы-легенды и сказы-предания.
📗 Если сюжет и герои сказки полностью вымышлены, то в сказе волшебство органично соседствует с реальными персонажами, описаниями быта и нравов определенного этноса. В сказах нет зачина, в сказках он есть.
📗 В сказах есть образ автора, в сказках – нет. Рассказчиком Бажова становится дед Слышко – реальный человек, троюродный дед писателя Василий Хмелинин. Именно его историям о горных силах, камнях и мастерах вдохновлялся Павел Петрович.
📗 Герои сказов максимально приближены к реальности: их характеры сочетают и положительные, и отрицательные качества. В сказках герои чаще предстают в крайностях: или добрыми, или злыми.
📗 При этом в сказах ярко выражена нравственная позиция автора. Уральские сказы Павла Бажова часто обращены к теме мастерства как смысла жизни. Обрести себя и стойко пройти выбранный путь – Бажов поднимает вопросы о сути добра и зла, осуждает тщеславие, жадность и поощряет трудолюбие, говорит о личном достоинстве, любви и преданности.
Всего Павел Бажов создал около 60 сказов об Урале, которые в разные годы публиковались в периодике. В 1939 году писатель выпустил книгу «Малахитовая шкатулка», которая позже дополнялась новыми произведениями, неоднократно переиздавалась, а в 1943-м – отмечена Сталинской премией. Изящная стилизация под народный эпос прошла проверку временем и до сих пор входит в школьную программу.
Почему стоит читать сказы Павла Бажова
Здесь забытые карьеры глубиной в сто лет, Из Демидовских времен прошлого привет. Малахитовые шахты и Бажова сказы И о людях из брони стариков рассказы.
Алексей Пешков, из стихотворения «Родина»
Идейные истории Павла Бажова о горных тружениках – редкий пример действительно талантливой литературы, созданной по заказу и при этом не потерявшей своей актуальности. Благодаря человечности, самобытности, смелости рассуждений сказы оказались словно вне времени.
Пожалуй, истории о Даниле и Катерине, Степане и Настасье, дедах Прокопьиче и Коковане, а также таинственной Хозяйке Медной горы, Великом Полозе, Огневушке-Поскакушке нравятся особым мироощущением. В сказы Бажову удалось вложить много больше, чем большевистскую идеологию. В его работах кипит жизнь во всем многообразии, решаются вопросы мироздания. И кем? Простыми людьми, в которых хочется узнать себя.
О своих работах писатель говорил: «Ведь сказы не зря придуманы. Иные – в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». Добавьте к этому еще особую силу места действия – Урала. И сказы Павла Бажова откроются перед вами – как настоящий ларец с сокровищами.