Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Сказы Павла Бажова: 145 лет со дня рождения писателя

Как писатель, Павел Петрович Бажов (1879-1950) состоялся в советскую эпоху. На момент выхода первой полноценной книги в 1924 году ему исполнилось 45 лет. Для «начинающего» литератора – возраст довольно поздний, но умудренный опытом. Спустя сто лет анализируем, чем очаровывают сказы Павла Бажова, как им удалось войти в фонд мировой классики, а также чествуем писателя в год его 145-летия
Сказы Павла Бажова: 145 лет со дня рождения писателя

Иногда читатели ошибочно относят произведения Павла Бажова ко 2-й половине 19 века, «золотым» десятилетиям развития русской фольклористики.

Литературоведы видят в писателе продолжателя традиций Николая Лескова (1831-1895), в чьих героях – странниках, талантливых мастерах и людях из народа, воплощались и незыблемые нравственные идеалы, и передовые представления об этике, свободе для каждого человека, независимо от его происхождения.

Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков, при этом демонстрируя самобытность устной народной культуры региона, его богатые традиции, эстетику 18-19 веков. Как результат, интерес к работам Бажова вышел далеко за пределы советской и постсоветской России. К 2019 году его книги были переведены более чем на сто языков.


Каким Павел Бажов открыл читателям Урал

Уроженец Сысертского горного округа близ Екатеринбурга, Павел Бажов родился в семье мастера-горняка. Получил образование в Пермской духовной семинарии (окончил в 1899 году). Живой интерес к бурным социально-политическим процессам привел Бажова к большевистским идеям.

Образование позволило Бажову работать учителем русского языка в училищах и семинариях вплоть до 1918 года. После Павел Петрович ушел добровольцем в Красную армию, принимал активное участие в боевых действиях на Гражданской войне, а с 1923 года решил связать себя с миром прессы.

«Журналист первого призыва», Бажов находит себя в редакции свердловской «Крестьянской газеты», а свое предназначение – в формировании у читателя пролетарского самосознания. Жизнь на Урале во всех ее проявлениях становится ключевой темой его работ.


Далекий Урал – «золотое дно России»
Урал!
Завет веков и вместе –
Предвестье будущих времен,
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он –
Урал!

Александр Твардовский, из поэмы «За далью – даль (Две кузницы)»


Урал (до Пугачевского восстания в 18 веке – Яик) долгое время оставался в восприятии столичной публики далеким, своенравным регионом. Мятежные настроения, левые и левацкие идеи, очевидный классовый контраст, столкновение духовного и материального; буквальная борьба за жизнь и грандиозное развитие горнодобывающей промышленности – все эти явления нашли отражение в литературе 19-20 вв. Множество произведений посвятил родному краю пермяк Дмитрий Мамин-Сибиряк (1852-1914), чему несказанно радовался Бажов.

Урал, по Мамину-Сибиряку, «золотое дно России», «ахиллесова пятка его – пути сообщения» (повесть «Бойцы», 1883). Описывая местный контингент, писатель подмечает, что «осевшее здесь население сбежалось на Урал из коренной России, а потом пополнялось беглыми и непомнящими родства» (роман «Три конца», 1890).

Через Урал проходили старейшие торговые пути. На Урале поколениями тяжело и упорно трудились горные мастера. За Уралом начиналась суровая и страшная часть каторжного этапа – прямиком в Иркутск. Урал – место, где жили и были проездом очень разные люди. Знавшие цену свободе и действительно ценившие ее. С уникальными личными историями и широкими взглядами.

Богатое дореволюционное прошлое региона, собственный опыт и наблюдения, воспоминания о детстве в Сысерти – более органичного материала на запрос написать «что-нибудь об Урале» у Бажова и быть не могло.


«Уральские были» Бажова

Свою первую книгу – сборник историко-бытовых очерков «Уральские были» (1924), заведующий отделом писем в редакции «Крестьянской газеты» Бажов посвятил уральской жизни конца 19 века. Позже иронично комментировал:

«Согрешил <...> впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писал так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, – легко работать. Встает картина. Календарных дат не надо. Сблизить понятия, сопоставить. Книга эта меня и погубила, отсюда все и пошло».

Несмотря на автобиографичность повествования, в «Былях» живо вырисовывались образы заводовладельцев и заводчан, подробные описания производственных процессов на приисках, в «огневой» (котельной). Также Бажов рассказывал о досуге рабочих и об их отношениях с церковью.

Позже в библиографии Павла Петровича появились еще пять очерковых книг: о развитии революционного движения, годах революции и гражданской войне на Урале и в Сибири. Но как показать читателю все величие Урала, всю силу его природы и людей?

Конечно же, через яркий авторский эпос. Своим главным инструментом для общения с читателем Бажов выбрал любимый и хорошо знакомый с детства уральский фольклор – очень в духе времени.


Как родились сказы Павла Бажова

Первый съезд советских писателей (1934) поставил перед собравшимися новую задачу – изучать рабочий фольклор. Ведь новому государству требовались новые идеалы и литература. Проект был встречен с энтузиазмом, в том числе и на Урале.

Однако в ходе работы над сборником «Дореволюционный фольклор на Урале» (1935) стало очевидным: собранные сюжеты не слишком отражают идею коллективной борьбы трудового народа против класса угнетателей в лице помещиков и приказчиков. Именно Бажов привнес в сборник пролетарский дух времени, написав сказы «Про Великого Полоза», «Медной горы Хозяйка», «Дорогое имечко» и другие.

Примечательно, что к жанру Бажов прибегал не единожды. В 1944-м писатель иронизировал над глупыми немцами-руководителями в «Сказах о немцах» (которые исторически проживали на Урале). В 1946-м – изучал мифологизированный образ вождя пролетариата в сказах о Ленине, отражающих настроения 1930-1940-х гг. Однако самой удачной и признанной работой Бажова остаются сказы на основе уральского фольклора.


В чем отличие сказа от сказки

Сказы – пример мастерского использования самобытно-народных выразительных средств, народного языка и представлений о сверхъестественном в контексте реальных обстоятельств и идейных убеждений. В творчестве Бажова можно выделить «бывальщины» и «старательские» сказы, сказы-легенды и сказы-предания.

📗 Если сюжет и герои сказки полностью вымышлены, то в сказе волшебство органично соседствует с реальными персонажами, описаниями быта и нравов определенного этноса. В сказах нет зачина, в сказках он есть.

📗 В сказах есть образ автора, в сказках – нет. Рассказчиком Бажова становится дед Слышко – реальный человек, троюродный дед писателя Василий Хмелинин. Именно его историям о горных силах, камнях и мастерах вдохновлялся Павел Петрович.

📗 Герои сказов максимально приближены к реальности: их характеры сочетают и положительные, и отрицательные качества. В сказках герои чаще предстают в крайностях: или добрыми, или злыми.

📗 При этом в сказах ярко выражена нравственная позиция автора. Уральские сказы Павла Бажова часто обращены к теме мастерства как смысла жизни. Обрести себя и стойко пройти выбранный путь – Бажов поднимает вопросы о сути добра и зла, осуждает тщеславие, жадность и поощряет трудолюбие, говорит о личном достоинстве, любви и преданности.

Всего Павел Бажов создал около 60 сказов об Урале, которые в разные годы публиковались в периодике. В 1939 году писатель выпустил книгу «Малахитовая шкатулка», которая позже дополнялась новыми произведениями, неоднократно переиздавалась, а в 1943-м – отмечена Сталинской премией. Изящная стилизация под народный эпос прошла проверку временем и до сих пор входит в школьную программу.


Почему стоит читать сказы Павла Бажова

Здесь забытые карьеры глубиной в сто лет,
Из Демидовских времен прошлого привет.
Малахитовые шахты и Бажова сказы
И о людях из брони стариков рассказы.

Алексей Пешков, из стихотворения «Родина»

Идейные истории Павла Бажова о горных тружениках – редкий пример действительно талантливой литературы, созданной по заказу и при этом не потерявшей своей актуальности. Благодаря человечности, самобытности, смелости рассуждений сказы оказались словно вне времени.

Пожалуй, истории о Даниле и Катерине, Степане и Настасье, дедах Прокопьиче и Коковане, а также таинственной Хозяйке Медной горы, Великом Полозе, Огневушке-Поскакушке нравятся особым мироощущением. В сказы Бажову удалось вложить много больше, чем большевистскую идеологию. В его работах кипит жизнь во всем многообразии, решаются вопросы мироздания. И кем? Простыми людьми, в которых хочется узнать себя.

О своих работах писатель говорил: «Ведь сказы не зря придуманы. Иные – в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». Добавьте к этому еще особую силу места действия – Урала. И сказы Павла Бажова откроются перед вами – как настоящий ларец с сокровищами.

1500
Комментариев еще нет — ваш может стать первым
Почитать ещё