С именем Самуила Маршака – мастера детской поэзии, блестящего переводчика, драматурга, теоретика и критика детской литературы – связаны полвека становления и расцвета новой детской литературы советского периода.
Как и многие талантливые люди, чьи молодость и зрелость пришлись на десятилетия перемен и рождения нового государства, сегодня Маршак видится человеком с недюжей энергией, которая в буквальном смысле аккумулировала мир литературы.
Как результат, имя поэта до сих пор широко известно в России – что особенно важно, среди детской аудитории, а это по-своему редкость.
Благодаря блестящему образованию, знанию языков, последовавшим публицистическим работам и существенному вкладу в перевод английской поэзии и фольклора его имя вошло в анналы мирового литературного наследия. До сих пор стихотворения Бёрнса, Китса, сонеты Шекспира, шотландские и британские народные песни, потешки и стишки мы часто читаем именно в благозвучных, мелодичных переводах Маршака. А сам Самуил Яковлевич был удостоен множества премий и регалий и признания в международных кругах.
Несмотря на непростую и во многом трагическую биографию, Самуил Маршак, кажется, через всю жизнь сумел пронести свое особое видение мира детства.
Абсурдный, сюрреалистичный, яркий, трогательный, честный, озорной и веселый, в точный час и в безвременьи – таким предстает мир глазами поэта. И, пожалуй, в этом кроется причина, почему его произведениям суждено быть в сегодняшнем дне.
«Есть такие дома в городе, где по воскресным и праздничным дням, а иногда и в будни творятся немыслимые чудеса, происходят волшебные превращения. Это в театрах показывают ребятам сказку. Сотни детей, заполняющих зал, ждут затаив дыхание, что будет дальше. У них горят уши и колотятся сердца, когда герой сказки попадает в беду. Они хором предупреждают его о грозящей ему опасности. Да и мы, взрослые, поддаемся увлечению, охватившему зрительный зал, и следим за тем, что творится на сцене, не менее серьезно и взволнованно, чем дети»,
из статьи «Сколько лет сказке», сборник «Воспитание словом», 1961
Искусство детской поэзии Маршак помещал в один ряд с «большой» литературой, исключая его лишь как прикладную отрасль.
С большим уважением и нежностью писал о сказочной прозе: например, о наследии Г.Х. Андерсона – и ставил его в один ряд с Л.Н. Толстым, А.С. Пушкиным, чьи произведения так же пристально разбирал и исследовал.
Был доброжелателен, хотя иногда и строг к своим современникам – советским и иностранным детским поэтам, драматургам и писателям. Самуил Яковлевич успел сделать колоссально много для детской литературы и, как всякий пытливый ум, оставил след и в педагогике.
📓 В 1918 году Маршак участвовал в педагогическом эксперименте по методике С.Т. Шацкого в детской колонии под Петрозаводском.
📔 В 1920-м организовал и возглавил «Детский уголок» – комплекс школ, библиотек и кружков в Краснодаре, при котором также начал работу один из первых детских театров. Для него Маршак писал пьесы-сказки, среди которых были «Теремок» и «Кошкин дом».
В 1920–1930-х гг. Самуил Маршак стал одним из флагманов детской литературы. Только попробуйте представить, сколько событий:
📕 С переездом в Петроград (Ленинград) в 1922-м началась его большая редакторская веха. С ученым-фольклористом О.И. Капицей Маршак руководил Студией детских писателей при Институте дошкольного образования Наркомпроса.
📒 В 1923 году организовал знаменитый детский журнал «Воробей» (позже «Новый Робинзон»).
📗 Стал одним из руководителей легендарного Детгиза.
📘 В 1920-е создал первые стихотворные книжки для самых маленьких.
📙 В 1930-е писал сатирические произведения для детей.
И всё это на фоне очень сложных, страшных лет, когда в буквальном смысле Маршаку приходилось вступаться за своих коллег, спасать близких друзей и товарищей.
Смотря сегодня сказочные пьесы «Двенадцать месяцев» или «Горя бояться – счастья не видеть», читая «Детки в клетке» или «Дом, который построил Джек», немного не веришь, что всё это принадлежит перу одного человека.
А вот когда читаешь следующие строки, понимаешь: дело Самуила Маршака продолжает жить. Радостно, что в масштабах. И отрадно, что вместе с его творчеством.
«Детская литература растет у нас с каждым годом. Уже не писатели-одиночки творят ее, а большой отряд талантливых прозаиков и поэтов. С литераторами сотрудничают и соревнуются в мастерстве равноправные с ними соавторы детской книги – художники. Конечно, в библиотеке детской литературы еще много существенных пробелов. Не все ее жанры развиваются равномерно. Однако теперь уже никто не может сомневаться в успехе того дела, фундамент которого с такой любовью заложил Алексей Максимович Горький»,
из статьи «Литература – школе», сборник «Воспитание словом», 1961