Top.Mail.Ru
NEW SALE
Меню
Советы родителям

Первые прописи для малышей: разве такое возможно? Часть 1

Спешим всех успокоить! Разумеется, название «прописи» в данном случае - небольшая «провокация». По-настоящему прописывать элементы букв и цифр ребенок будет учиться в начальный школьный период. Вот тогда ему и понадобится особым образом организованная тетрадка под названием «прописи». А пока этим звучным словом назовем первые рисовальные упражнения малышей, в основе которых – самые элементарные средства художественной выразительности: точки, палочки, галочки, дужки и другие незамысловатые, на взрослый взгляд, «росчерки».  Но именно эти «росчерки» - ценное средство самовыражения и «разговора» малыша с миром, которое он будет совершенствовать каждый день, из года в год.  Как помочь ему в этом?

Вот некоторые советы, которые помогут организовать начальные занятия с крохой.  

Палочки бывают горизонтальные, вертикальные и наклонные. Начинать обучение лучше с вертикальных штришков, проводя их сверху вниз (при этом рука с инструментом - карандашом, фломастером - идет сбоку линии). Это и травка на лужайке, и дождик, и солнечные лучики. Работу малыша хорошо сопровождать несложными стихами-потешками:

Вышла утром курочка,

Вывела цыплят.

Где же травка сочная?

Все вокруг глядят.

Нарисуем ровные черточки-былинки.

Пусть курочка с цыплятками

Ходит по травинкам!

В момент проведения штрихов обращайте внимание малыша на то, чтобы расстояние между ними было примерно одинаковым, и сами они были прямыми, одинаковой длины. Например: «пусть травка растет густо» или «травка не должна быть слишком густой, иначе цыплятам не будет видно зернышек».

Наклонные черточки так же, как и вертикальные, лучше проводить сверху вниз, направляя линию или слева направо, или справа налево. А вот горизонтальные черточки проводятся  слева направо (при этом рука с инструментом идет снизу линии). Все эти черточки можно использовать для украшения контурных предметов: домиков, машин, одежды человечков и кукол и других объектов, которые Вы сможете нарисовать для малыша на листе, сделав изображения крупными и четкими, без лишних деталей. В этом случае ребенку следует показать, как проводить штрихи внутри заданного контура, заполняя ими всю ограниченную контурной линией площадь рисунка, от одного края контурной линии до другого края. Придать ритм такой работе поможет потешка-подсказка:

Раз – штришок, два – штришок,

Сверху вниз, да влево-вправо!

Раз – черта, два – черта,

Слева да направо!

Галочки и крестики – это комбинации уже знакомых ребенку палочек-штрихов. Две наклонных черточки – это галочка, вертикальная и горизонтальная черточки – крестик. Оба этих элемента, несмотря на кажущуюся простоту, потребуют к себе внимания, особого зрительного сосредоточения. Их выполнение во многом зависит от качества пространственной ориентировки ребенка на листе. Первый «составной» элемент – галочку – можно выполнять как безотрывно, так и с отрывом карандаша от бумаги. Вот как это делать безотрывно: носик карандаша идет сверху вниз с наклоном вправо, а затем поднимается вверх с наклоном влево. Для того чтобы тренировка приобрела смысл и стала интересной игрой, ей необходимо речевое сопровождение:

Сверху вниз бежали,

Встали-постояли.

 (карандашик находится в самой нижней точке)

Снизу вверх пошли-пошли,

Быстро к верху подошли!

(карандашик опять находится в верхней точке)

А вот как выполнить галочку «поэтапно», с отрывом карандашика от листа бумаги: одну черту ведем с наклоном вправо, а другую – с наклоном влево, так, чтобы обе черточки сомкнулись-соединились в их нижних точках:

Сверху вниз поедем,

Подождем внизу соседей!

Сверху вниз соседи едут,

Весела пойдет беседа!

Пожалуй, самый необычный и поэтому сложный для малыша элемент – это крестик. Для того чтобы выполнить такую графическую «конфигурацию», придется провести одну черточку поперек другой, предварительно наметив глазом середину первой нарисованной черты. Осваивать такую работу малышу придется постепенно: сначала последовательно проводить вертикальную и горизонтальную линии с помощью взрослого, и лишь потом следовать устным указаниям: «Нарисуй черту сверху вниз. А теперь нарисуй черту поперек».

Прямо сверху вниз,

Черта, появись!

Постой, не вертись,

Пояском повяжись!

Слева вправо пояс тот

Проведем во весь живот!

Важно, чтобы вертикальная черточка и ее горизонтальный «поясок» были примерно одинаковой длины между собой.         

 

 

 

Автор статьи - Мальцева Ирина Владимировна. Об авторе:  учитель-методист высшей категории, практический психолог, автор более 100 книг и пособий.

 

 

 

продолжение следует...

2048
Комментарии (2)
Данилина Наталия
21 февраля 2010
У ребенка получается,но неусидчевый.
[IMG]/upload/imageoldyimm/img_danilina-natacsha_9_0092cbabe5f117879028f44a6c43c07e3[/IMG]
ответить
панишева ольга
18 сентября 2009
очень интерестно, хотелось бы ещё наглядно посмотреть как всё это выглядит
[IMG]/upload/imageoldyimm/img_olga27_1_0d40d5673c80d662fd84ec47115891a4f[/IMG]
ответить
Почитать ещё